Пожалуй, мало кто из современных тружеников может похвастать тысячелетней историей своей профессии. А вот кузнецы могут гордиться не только этим, но и тем, что методы их работы и спрос на продукцию остались почти неизменны.
Первые изделия из металла, а значит и первые кузнецы, появились в Медном веке, за 3-4 тысячелетия до нашей эры. Именно тогда из податливой меди начали изготавливать первые украшения, предметы культа и быта. Стоимость их была неизмеримо высока и владельцем мог стать лишь человек высокого ранга. Работали мастера с мягкой самородной медью, ее практически не подвергали обработке, довольствовались возможностями человеческих рук.
Шли годы, человечество развивалось, а его потребности росли и вот уже обрабатывать стали железо. Сперва брали лишь метеоритное, но вскоре научились выплавлять металл из руды. Именно с этого момента можно говорить о появлении кузнечного дела в том виде, к которому мы привыкли.
Спрос на металлические изделия рос в геометрической прогрессии, кузни стали появляться в каждом крупном населенном пункте, а кузнечное дело считалось достойным и прибыльным, хоть и опасным. Кстати, именно с этим связано несколько интересных фактов и суеверий.
Всем известно, что древнегреческий бог Гефест, считавшийся главным оружейным мастером Олимпа, был хромым. Хромал и мифический Велунд или Воланд, считавшийся в дохристианской Европе богом-кузнецом, а затем ставший литературным персонажем, столь любимым писателями разных стран и эпох. Почему же покровители этой профессии имели столь очевидный изъян? Да потому, что древние кузнецы часто сжигали ноги или руки расплавленным металлом, быстро слепли в дымных темных кузницах, постоянно кашляли от нехватки свежего воздуха, да и вообще выглядели довольно устрашающе.
Закрытость этой профессии, непонимание большинством людей того, что происходит в кузнях (а их строили всегда на отшибе за деревней) в славянских странах привела к интересной языковой особенности. Слова «коваль, ковач» стали исходными для слова «коварный», что означало «таинственный, закрытый». Со временем, конечно, термин «коварство» приобрел совсем другое значение.
С развитием металлургии как промышленности частные кузницы пришли в упадок, который продолжался больше сотни лет. И если в Европе кованые изделия продолжали считаться признаком статуса и вкуса, то в Советском Союзе их место заняли штампованные однотипные товары. Лишь в конце XX века на постсоветском пространстве начали возрождаться кузни, действующие не в формате музеев, а как настоящие производства.
Сейчас в стране работает несколько десятков кузниц, причем почти половина из них является скорее своеобразным «аттракционом» при музеях и агроусадьбах.
Настоящих мастеров, работающих как старинными, так и современными методами, изготавливающих любой каприз клиента, умеющих вложить в металл душу, в Беларуси единицы. Кстати, по мнению самих профессионалов, ситуация эта не нова. Да, кузнец, способный подковать лошадь или изготовить вилы, был в любом селе, а вот мастер, кующий цветы или ажурную мебель и ограды, встречался редко, к нему выстраивались очереди.
На отсутствие клиентов лучшие кузнецы страны не жалуются и сейчас. Так, например, в «Кузнечную мастерскую Дим Марк» обращаются те, кто не смог найти среди стандартизированных магазинных товаров изделия своей мечты. Почти двадцать лет здесь изготавливают из различных металлов все, что только приходит клиентам в голову. Статуэтки и медали, мебель и часы, балконы и лестницы, заборы и ворота, беседки и мангалы, вешалки и шпалеры, в общем, все, что только можно придумать из металла (а если верить самим кузнецам, то и то, что нельзя).
Разумеется, квалифицированный ручной труд в этой сфере недешев. Но и работа мастера непроста. Современный кузнец не просто машет молотом, он умеет читать чертежи, разрабатывать дизайн изделия с помощью компьютерных программ, знает все об особенностях обработки различных металлов и уходе за изделиями из них, одним словом, это мастер на все руки.
В кузнечном деле, как и в большинстве сфер, нельзя останавливаться, быть статичным. Именно поэтому каждый кузнец в «Дим Марк» постоянно учится, улучшает навыки, создает все более интересные работы, соревнуется с конкурентами. Проходящие ежегодно фестивали, например, российский «Город кузнецов», позволяют померяться силами не только с соотечественниками, но и с зарубежными коллегами.
К сожалению, все больше кузниц отдают предпочтение технологии «холодной ковки» с помощью специальных станков. Это значительно ускоряет процесс и удешевляет результат. Вот только настоящего произведения искусства таким образом не получить, ведь ни о какой индивидуальности такого изделия не может идти и речи. Кстати, разоблачить недобросовестного продавца, пытающегося выдать результат «холодной ковки» за настоящий ручной труд довольно просто — станок всегда будет штамповать ровные детали одинаковой толщины, а у живого мастера это не получится.
Интерьер современной кузницы практически ничем не отличается от аналогичного помещения тысячелетней давности. Конечно, усовершенствованные системы вентиляции и освещения позволяют кузнецу нормально дышать и видеть, но в остальном он не пользуется практически никакими преимуществами перед своими предшественниками.
Наковальня, горн и молот — по-прежнему три главных инструмента любого кузнеца. Как и сотни лет назад, наковальня ставится на деревянный чурбан, а молот кузнец должен изготовить под себя сам. Разумеется, одним инструментом всю работу не выполнишь, поэтому мастеру приходится сделать для себя несколько разнокалиберных молотов, многочисленные клещи, зубила, бородки и т.д.
Самое удивительное в кузнечном мастерстве, пожалуй, то, что изготавливать настоящие произведения искусства удается с использованием всего шести приемов. Редкий кузнец поделится этими секретами, а вот в «Кузнечной мастерской Дим Марк» своих техник не скрывают, говорят, что только рады понимающим клиентам. Итак, что же может сделать мастер с металлом: осаживать (уменьшать длину заготовки, утолщая ее); вытягивать; гнуть; рубить; свивать и скручивать (самая сложная работа, выполняется сразу двумя кузнецами); насекать на изделии узор.
Эти, казалось бы, простые действия позволяют современным кузнецам создавать шедевры, под которыми с радостью подписался бы и Гефест.
Команда американских дизайнеров, инженеров и ученых математически проанализировала глобальное культурное наследие для составления рейтинга известности....
В Беларуси не так много точек притяжения, которые могли бы заинтересовать самых разных туристов.
Рядом с въездным знаком Бобруйска появилась большая 3D-карта с указанием достопримечательностей. Размер полотнища — 18 на 6 метров. Ночью оно подсвечивается....