Ru
En Bl

Как керамика становится элементом притяжения туристов

Автор: Алена Масло
27.04.2018

В Беларуси пройдет первый фестиваль керамики «ТэраКот». Чем не повод съездить в Раков 19 мая?

terakota.jpg

Пока в мастерских «обжигается» особая валюта фестиваля – «терракотики», которые сможет заработать каждый, кто будет активно участвовать в конкурсах, пленерах, играх, эстафетах фестиваля, чтобы обменять их на керамические изделия, мы встретились с председателем ОО «Гильдия керамистов» Светланой Цап, чтобы из первых уст узнать о лучшей глине, итальянских гончарах и новом белорусском фестивале.

IMG_20180418_174155.jpg

Светлана Цап

— Пять лет назад мы купили хутор под Крево. Моя дочь к тому времени закончила факультет декоративно-прикладного искусства Академии искусств и сама уже преподавала керамику в художественной школе. Мы так вдохновились тем, что у нас, наконец, есть место, где можно развернуться в творчестве, — рассказывает Светлана. — Вот знаете ли вы, что кревская глина — совершенно уникальная? Равной ей на территории Беларуси точно нет! Я не знала. В 2013 году стала историю этих мест «копать». Естественно, сразу возникли вопросы – а что здесь было раньше, а почему сейчас ничего нет. Куда делись мастера гончарного дела — обычно из поколения в поколение навыки передаются, «цепляются» за место рождения… В Крево все керамическое ремесло вымерло.

Я дочке говорила – давай создадим производство, будет местным людям работа, туристам – сувениры. Производство не потянули, а вот в программу традиционного местного фэста «Пад знакам Лялівы» в 2014 году включили фестиваль «Кераміка Крэва».

Все так ладно получилось! Дохода от первого фестиваля не было, но собралось очень много людей, при этом все сокрушались, что мало рекламы, не слышно о фестивале ничего. Тем более были удивлены, сколько людей приехало. Мы увидели – хорошее дело придумали!

После Фэста родилась идея объединения керамистов. Мастера керамисты во время фестиваля раскрылись, проявились, были готовы к совместному действию. Столько направлений интересных для развития творчества и сотрудничества! А все «зарыты» в своих мастерских, поразбросаны по хуторкам, как у нас.

обжиг керамики на фестивале.jpg

— Уединение, сосредоточенность – как раз то, что для творчества нужно…

— Да, это так, но ведь у творческих людей, живущих своим ремеслом, множество вопросов: как себя брендировать, как продать товар, как вывезти свои изделия за границу. Закон о ремесленничестве уже был, но оставался ряд практических вопросов, которые творческие люди сами не в состоянии решать. Они другим заняты – погружением в процесс создания продукта. Тяжело быть продюсером самому себе. Если встречаются такие творцы, то их единицы, они уникальны. Но вообще решение деловых вопросов – это задача и работа объединения, которым, предполагалось, и должна стать Гильдия.

— Я знаю, в Италии у вас есть партнеры. Как вы их – или они вас – нашли?

— В конце 2016 года я узнала о проекте Европейского Союза «МОСТ», направленном на расширение контактов между гражданами Беларуси и ЕС, написала заявку, нашла в г. Фаэнца (родина фаянса,между прочим) партнеров, русскоговорящих людей — и мы завязали контакт. Было огромное желание посмотреть, как в Италии мастера работают. Там же целые города керамики! Так и в Беларуси раньше было — в местечках через двор гончарили и лепили из местной глины. И в результате небольшая белорусская делегация поехала в Италию опыт перенимать.

— В Италии сильная школа керамики, как к белорусским мастерам, да еще молодым, отнеслись там?

— Начинали знакомство с объяснений, где находится Беларусь и что это за страна вообще… В Италии ведь династии керамистов, по семь – восемь поколений. И наши ребята, даже выпускники Академии, с их точки зрения дилетанты… Но были таковыми только до момента проведения мастер-классов. Белорусы так проявились, показали, на что способны – итальянцы были в восторге. Они не ожидали такого уровня мастерства. Поэтому всевозможную партнерскую поддержку в развитии керамического дела и продвижении направления они охотно пообещали.

Так, вдохновленные искусством и поддержкой зарубежных коллег, мы сделали еще один шаг к созданию Гильдии.

— А в чем принципиальное отличие вашего объединения от других творческих союзов, их ведь у нас несколько?

— Все верно. Более того, нам предлагали войти в состав Общественного объединения «Белорусская Гильдия мастеров и ремесленников», которое объединяет мастеров всех направлений. Мы соблазнялись их преференциями: статус творческого союза, участие в разных мероприятиях, юридическая поддержка… Но, в результате, желание иметь свою организацию, которая объединяет только керамистов, взяло верх. Ведь у каждого направления свои вопросы, трудности и проблемы. Решать их, а не только числится в Союзе – вот задача. У керамистов много специфических вопросов – например, цены на электроэнергию. Керамика же высокотехнологична. Обжиг потребляет много энергии. Для мастерской ремесленника действуют ставки промышленные – что-то надо менять. А вопросов – десятки. Зачем в общем котле вариться и ожидать, когда до твоих проблем очередь дойдет и дойдет ли вообще? Хочется действовать оперативно, конструктивно и результативно. Думаю, сосредоточенность Гильдии на узкоспециальных задачах приведет к желаемым результатам.

— Светлана, Вы — экономист по образованию, специалист по продажам. Гильдии изначально повезло с председателем, имеющим не только заинтересованность в творческом процессе, но и деловую жилку. С какими трудностями пришлось столкнуться в момент регистрации организации?

— На самом деле, боязно было начинать. Поддержали сами керамисты, поверили. Все понимают, что самые сложные вопросы – организационно-номенклатурные. Воистину – не Боги горшки обжигают! Делаешь шаги – и если делом горишь, осознаешь божественный момент — тебе все в руки идет. Я встречаю очень много благожелательных людей. В Миноблисполкоме  Ольга Михайловна Родак, специалист отдела регистрации общественных организаций управления регистрации и лицензирования все по полочкам разложила. В Минюсте проконсультировала Елена Ольдовна Кириченко, начальник управления по вопросам НКО. В результате ОО «Гильдия керамистов» зарегистрировано и работает.

— И ближайшее масштабное событие, организуемое Гильдией – фестиваль керамики «ТэраКот», который с нетерпением ожидают и керамисты, и любители событийных мероприятий…

— А еще – хозяева агроусадеб вокруг Ракова. Я со многими общалась – некоторые жалуются на затухание туристического потока. Понятно, чтобы поддерживать интерес туристов, нужно постоянно развиваться. На мой взгляд, мы давно переросли свои рамки, Беларуси надо шире открывать границы и «запускать» сюда европейцев. Они поедут! А на что приглашать туристов? Должна быть обширная программа впечатлений, как в Италии, например. Люди едут что-то новое увидеть, хотят сами в действии поучаствовать. Наш фестиваль керамики «ТэраКот» может дать такую программу. Мы стараемся учесть интересы людей любого возраста и достатка. Конечно, главный акцент фестиваля– это семейный отдых, замешанный на любви к керамике.

— Местные власти понимают необходимость проведения фестиваля и возможные выгоды от него для региона?

— Судя по тому, как нас поддержал Воложинский райисполком – да. Отдел культуры Воложина организует площадку, сцену, предоставляет аппаратуру, обеспечивает коммунальные услуги. В фестивале участвует много творческих коллективов — люди там очень активные. Председатель Раковского сельского совета Мякинко Александр Антонович – внимательный и опытный руководитель с тонким чувством юмора. В процессе обсуждения и родготовки фестиваля мы со всеми нашли общий язык.

Итальянцы рассказывали, что в период, когда у них случился кризис керамического перепроизводства, маркетологи и туризм пришли им на помощь, сделав керамику элементом притяжения. За 10 лет они создали Европейскую ассоциацию, куда помимо Италии включили Испанию и Францию. По очереди в этих странах проводится Международный керамический фестиваль. «Argillà Italia» в итальянском городе Фаэнца проводится 1 раз в 2 года (годы проведения: 2008, 2010, 2012, 2014, 2016, 2018). «Argillà Italia» – это главное «материнское» мероприятие, оно чередуется с дочерними керамическими фестивалями Aubagne во Франции и Argentona в Испании. Кстати, предлагали нам создать Балтийскую ассоциацию керамистов (с Польшей, Литвой Латвией). Я думаю, что это наша открытая и благоприятная зона роста.

Когда власти увидели, что люди едут ради этих мероприятий, раскупают продукцию, наполняют отели, магазины и рестораны увеличивают оборот – подключился и содействует развитию керамического дела муниципалитет. Надеюсь, и у нас так будет.

— От всей души желаем, чтобы было!

— Я очень надеюсь, что мы на правильном пути. Мне кажется, я даже знаки свыше об этом получаю. Например, через контакт с такими людьми, как Тамара Ивановна Васюк, доцент кафедры народного декоративно-прикладного искусства, знаменитая в Беларуси и не только, керамист, любимый преподаватель керамики в БГУКИ, Светлана Николаевна Петухова — консультант по стратегическому маркетингу и Акантинов Анатолий Дмитриевич — генеральный директор Центра стратегического развития «Маркетинговые системы», председатель правления ОО «Гильдия маркетологов» и многие другие люди, с которыми я сейчас соприкасаюсь.

Все понимают, что очень важно сохранить то, что даровано нам предками, но еще важнее развить и преумножить. Миссия Гильдии (и фестиваля «ТэраКот», в частности) – влюбить людей в белорусскую керамику.

terakot-afisha-by-print-3-01 (1).jpg



Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.

Смотрите также

Статьи
Стреляют все! Под Воложином устроили лучные бои

Интерактивный дом-музей культуры и быта межвоенного времени «Шляхецкая брама» предложил новый для региона продукт —

Статьи
Июнь: куда отправиться и что посмотреть

Июнь – это настоящее лето, которое зовет всех, кто не любит сидеть дома, на улицы, в парки и скверы, на концертные

Самые популярные Самые обсуждаемые