Ru
En Bl

Самые яркие обряды января: женить Терешку, окунаться в прорубь, устраивать «царские» забавы

Автор: Надежда Суслова
12.01.2017

У наших предков не было радио, телевизора, айфонов, планшетов и прочих достижений современной цивилизации. Но развлекаться и веселиться они умели и без всяческих гаджетов. 

Особенное веселье организовывалось зимой, когда все основные работы в деревнях заканчивались, и можно было дать себе небольшую передышку. Со временем сформировались определенные традиции, постоянные обряды, которые передавались от поколения к поколению.

Женить Терешку

Коляды в Беларуси сопровожда­лись различными веселыми игра­ми и обрядами. «Женитьба Терешки» как раз из их числа. Этнографы и уче­ные, изучая нравы и традиции древ­них белорусов, пришли к выводу, что на этих территориях существовал эротический культ Терешки – симво­ла мужского достоинства и силы. Ему поклонялись молодые супружеские пары еще во времена Полоцкого княжества, и с помощью этого обряда девочек «переводили» в разряд девушек. В долгие рождественские вечера молодежь собиралась на по­сиделки – «вячорки», которые заме­няли тогда нынешние дискотеки.

zhenitba_tereshki.jpg

В настоящее время этот обряд остался «живым», в основном, на Лепельщине. Поэтому именно сюда на православное Рождество съезжаются гости: туристы из Беларуси и других стран, представители СМИ, любители фольклора, музыканты, местные жители и пр. Организаторы подчеркивают, что это не ху­дожественная самодеятельность, не спектакль и не театрализация. Местные жительницы поют и пляшут так, как делали это их бабушки и прабабушки, они – живые носите­ли уходящих традиций деревенской культуры. Отрадно, что на Лепельщи­не есть кому передать бесценные нематериальные артефакты – ими се­годня очень интересуется молодежь.

Для правильного проведения об­ряда нужно выбрать «мать» и «отца», благословляющих на «брак». Все участники разбиваются на пары и по очереди подходят к «родителям», которые, припевая, разрешают парам «жениться». К примеру, «мама» про­износит такие слова:

– Цярэшка, Цярэшачка,

Цераз бор дарожачка,

Бітая, таптаная,

Я ў мамкі каханая,

Тры гады кахалася

І Цярэшкі дачакалася.

Цярэшку жаніць, жаніць,

Галоўка баліць, баліць…

Затем нужно потанцевать друг с другом и с «родителями», пригубить чарочку. Когда все парочки «связали» себя узами брака, начинаются игры и испытания, которые носят ярко вы­раженный эротический характер. К примеру, посередине залы ставит­ся длинная скамейка. «Молодые» садятся спиной друг к другу, по команде поворачиваются и целуются. Главная «фишка» – повер­нуться одновременно и в нужную сторону. Для «женихов» приготовле­но и более серьезное испытание, которое называется «сорвать вишен­ку». Суть в следующем: «невеста» взбирается повыше – на стул или ска­мью, а рядом становятся помощники «жениха», подставляющие руки. «Молодой» должен разбежаться, вспрыг­нуть на подставленные руки и поце­ловать свою суженую. Все это очень забавно, потому что некоторые «же­нихи» весьма увесисты, и бедным по­мощникам приходится нелегко.

После всех игр организуются танцы, но не простые, а свадебные. К примеру, все «невесты» становятся с одной сторо­ны, а все «женихи» – напротив. Муж­чины по очереди поют: «Ты ж мая бабулечка, а я твой дзядулечка.» В этот момент «молодая» старается улизнуть от объятий «мужа», а он ее догоняет. Затем поют «невесты», что-то вроде:

– А як жа мне дзядульку злавіць?

Хаця ж я і павалюся,

Але ж за дзядулькай паганюся.

Женихи при этом тоже убегают. В толпе образуется «броуновское дви­жение», шутливая толчея, и это очень весело. Еще веселее, когда обнару­живается, что одному представите­лю сильной половины человечества не хватило пары. Его называют бо­былем, дают в руки посох, заставля­ют встать в круг и исполнить сольный танец. Когда музыкант пе­рестает играть, «невесты» идут по кругу, касаясь рук «женихов». Музы­ка звучит снова – «жених» старается схватить ту «невесту», которая косну­лась его последней.

zhenitba_tereshki2.jpg

За многие столетия существования обряда он постоянно пополнялся но­выми развлечениями и играми. «Свадьба», как и положе­но, заканчивается веселым пирком. На столе быстро появляются дере­венские «прысмаки» – квашеная ка­пуста и соленые огурчики, блинчики, домашняя колбаса, студень, грибоч­ки, солянка, котлеты, знаменитая поливка и клецки «с душами». Ужин организуется вскладчину. Трапеза со­провождается прибаутками, шутками и припевками. К примеру, принято звать Мороза. Его завлекают и при­глашают принять участие в застолье: «Што самi ядзiм, таго i табе дадзiм!» Хорошо, что есть перерывы на пес­ни: «Дробна драбніца», «Дзе ж я хадзіла», «Ружа», «Маруся», «Сівы конь». В далекие времена подобная «свадьба» затягивалась на пару дней. Но в современном варианте обряд длится приблизительно с 7-8 вечера до 3-4 утра следующего дня.

«Колядные цари» в Семежево

В отличие от «Женитьбы Терешки», этот обряд более «раскручен» официально: «Колядные цари» внесены в 2009 году в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Да и время проведения обряда тоже выбрано неслучайно, ведь именно в «Старый Новый год» на территории Беларуси отмечали так называемый «Шчадрэц» (Шчодрык) – по имени языческого бога веселья, или «шчодры вечар». Этот предновогодний вечер величали в народе «шчодрай куццёй», ибо еде наши пращуры также придавали магический смысл. Бытовало такое изречение: «Цi шчадрэц, цi каляды – усё адно». «Шчадрэц» подразумевал активное общение между односельчанами и, разумеется, колядование, одаривание друг друга различными вкусными вещами. Ученые-этнографы утверждают, что в разных регионах нашей страны существовали свои, уникальные традиции проведения «Шчадраца». Где-то эти традиции утрачены безвозвратно, а где-то живут и здравствуют по сей день. «Колядные цари» в Семежево – как раз из их числа. А зародилась эта традиция, как это бывает часто, от скуки. В XVIII веке в Семежево стояли регулярные российские войска. Долгими зимними вечерами делать солдатам было нечего, а уж в праздники, да еще зимой, и подавно. Вот они и придумали себе развлечение: наряжались в костюмы, ходили по хатам, пели и плясали, разыгрывали представления. За это жители одаривали их колбасами, хлебом, самогоном, сладостями. Удивительное дело: солдаты уехали, а традиция осталась – уж больно по душе пришлась она сельчанам. За три века здесь вырастили не одну сотню «царей».

Особого вни­мания заслуживает форма участников, похожая на гусарскую, только с некоторыми коррективами: белую рубаху пере­вязывают тремя семежевскими поя­сами с традиционным орнаментом, а шею украшает яркий женский пла­ток. На голову надеваются высокие бумажные колпаки, причудливо укра­шенные цветной аппликацией и лен­тами. Кстати, на сегодняшнем празднике сфотографироваться в костюме «Царя» может каждый желающий.

цари.jpg

Этот обряд возобновили в Семежево в 1996 году. Именно тогда вспомнили о старинных обрядах, таких как «Колядные Цари» и «Первый сноп», а также занялись возрождени­ем ткачества. Что характерно, на сцене этот обряд неинтересен, он теряется, хотя, по сути, является театральной постановкой. Зрители, безусловно, важны, но большое ко­личество зевак может повредить камерности этого обряда. По домам не должно ходить много народа. По традиции «Цари» посещают только те хаты, куда их приглаша­ют, или те, где есть молодые девуш­ки. Все, что наколядовано – колбасы, сало, водку, печенье, конфеты, – цари делят со своими подругами. Кстати, говорят, что местные жители за месяц скупают в магазинах весь запас кон­фет, потому что в «Шчодры вечар» ходят колядовать и дети.

Язык, на котором проходит представление, очень своеобразен: это и не русский, и не белорусский язык, а некая смесь, трасянка.

Представление «Царь Максимили­ан» в старину обычно играли в батлейках – оно было частью рожде­ственских спектаклей. А теперь эту драму разыгрывают сами люди. По­мимо семи Царей в обряде принима­ют участие Мамай и нечистая сила – Дед и Баба. Деда одевают в старую одежду, а лицо, по традиции, изма­зывают сажей, у Бабы в руках метла.

Участники обряда выстраивают­ся по росту. Впереди идет главный «Царь» – самый веселый и красивый парень. Последним идет барабан­щик. Командиром обрядного строя является лекарь. Если он скажет «на­лево», все идут в дом, стоящий по ле­вой стороне, если «направо» – в стоя­щий справа.

Маршируя, «Цари» приговаривают:

– А што там відаць?

– Дом!

– Чый ён?

– Гаспадароў!

– Рады нам там?

– Рады!

– Шагам марш!

цари2.jpg

Само представление длится око­ло 15 минут, но за это время в доме хозяев разворачиваются батальные сцены и раскрываются секреты вра­чевания. Текст в каждом доме произ­носится один и тот же. «Царь Макси­милиан» хвастается:

– Я – грозны цар Максімільян! Я Солнцу брат, Луне сват!

Но не тут-то было! Мамай не согла­сен и произносит следующий моно­лог:

– Рыцар мой, стань переда мною, як ліст перад травою! Кто будзе яшчэ гаварыць, я ў землю вабью, па ушы ў гразь укалачу! Нясі гэта пісьмо цару Максімільяну, хай выдасць дарагія падаркі! А калі не выдасць, вайною пайду!

Царю Максимилиану приносят письмо от Мамая, и он восклицает:

– Што я бачу, што я чую, цар Мамай патрабуе ад мяне дарагіх падаркаў?! Не пабаюся ні агня, ні мяча! Стану на воды – воды кіпяць! Стану на горы – горы дражаць! Не дам цару Мамаю ні салодкай маркоўкі, нi салёных агуркоў!

В это время прибывает «царь за­донский», который намерен драться с Максимилианом.

Затем происходит сцена с участи­ем лекаря, большим «знатоком» всех хворей. «Цари» жалуются ему по оче­реди на свои болезни, а лекарь на­значает лечение:

– Селязёнка!

– Калі баліць селязёнка, трэба паслаць да харошай дзяўчонкі!

– Пяткі!

– Калі баляць пяткі, трэба наварыць мяткі! Сем раз дубінай абвесці, а потым бальному пляшачку гарэлкі паднесці!

– Сэрца!

– Калі баліць сэрца, трэба намазаць пад носам перца!

Завершением представления ста­новится колядование. Для всяких вкусностей припасен большой мешок. Сначала рассказывается про волхвов, которые «приходили и дары Богу приносили». Затем от намеков переходят к прямым просьбам: «По­здравления примите в честь торже­ственного дня, и при силах одарите, если можете, меня!» Впрочем, дело се­рьезное, поэтому доходит и до угроз: «Дай, баба, колбасу, а то кошелек рас­трясу!» «Цари» добиваются своего и получают знатное колечко колбасы, бутылку водки и много чего еще. До­вольные «Цари», маршируя под пес­ню «Посею лебеду на берегу», отправ­ляются дальше собирать аппетитную «дань».

Ночью шествие выглядит особенно завораживающе, пото­му что «Цари» берут в руки горящие факелы. В старину этот обряд длил­ся всю ночь. Правда, и деревня тогда была очень большая – около 4 000 жителей – и имела статус местечка. Впрочем, далеко не всегда счита­лось, что народные традиции – это хо­рошо. В 50-х годах обряд «Колядные Цари» запретили, сочли религиоз­ным. Но местные жители не сдались и продолжали проводить «Шчадрэц», как делали из века в век.

Окунаться в прорубь

На эту зимнюю процедуру могут отважиться далеко не все: нужно иметь крепкое здоровье, и, что еще важней, верить в то, что окунание не принесет вреда, а наоборот, поможет оздоровиться и укрепить не только тело, но и дух. 

198273.jpg

Традиция водоосвящения уходит своими корнями в далекое прошлое. Но и сегодня на водоемах (прудах, озерах, заводях) для этого заранее делается прорубь – как правило, в форме креста. Считается, что крещенская вода – это святыня, поэтому к погружению в «иордань» нужно подготовиться заранее.   

18 января православные верующие отмечают Крещенский сочельник, канун Богоявления, или Крещения. А 19 января можно отправиться за город, где и совершить погружение. Жестких правил, как это делать не существует. Главное – окунуться с головой. И нужно помнить – находиться в ледяной воде больше одной минуты опасно для организма.

С праздниками вас!


Читайте также:

Зюзя Поозерский, Мороз, Бодзюля, Банник и другие зимние «пачвары». Вам уже страшно?

Что-то стало холодать, или ТОП-7 любимых белорусами с древности горячительных «напояў»

Мороз в мундире и пани Снежка. 5 необычных новогодних программ для всей семьи

Конфетки-бараночки, или Самые популярные сувениры из Беларуси, которые хочется съесть

В Белорусском государственном музее народной архитектуры и быта вспомнили предков


Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.

Смотрите также

Статьи
«Не часта ходзім, не многа просім». Як па вёсцы Дзеркаўшчына на Вялікдзень ходзяць валачобнікі

Жыхары Дзеркаўшчыны ўжо не здзіўляюцца, калі на Вялікдзень чуюць на вуліцы песні і бачаць цэлую кампанію ў народных

Статьи
Самый короткий день в году. Как праздновать день зимнего солнцестояния?

Самый темный и короткий день в году, воплощение зимней депрессии, ощущение, что злые силы уже взяли верх… Но на самом

Статьи
Дожинки гауляйтера Кубе в Минске

Дожинки – языческий культовый обряд. Его корни уходят в далекое прошлое, в дохристианскую

Самые популярные Самые обсуждаемые