Ru
En Bl

Шесть любопытных фактов о витебском музее, который празднует столетие

Автор: Саша Май
Ссылка: Витебский курьер
12.11.2018

Как в Витебске появился музей, и почему юбилей отмечают именно сейчас.

Об этом и многом другом рассказал заместитель директора по научной работе Витебского областного краеведческого Валерий Шишанов.

1. В 1918 году краеведческий музей был в Духовной семинарии

12 ноября 1918 года витебский губернский отдел народного образования издал приказ №3407 о создании губернского музея и назначении его заведующим Антона Бродовского.

Основой экспозиции стала частная коллекция Антона Рафаиловича, состоящая из более чем 10 тысяч единиц: археологических находок, монет, часов, икон, вышивок, фарфора и других предметов.

В отчете за 1920 год Антон Бродовский рассказывал, как создавался музей. Подходящее помещение нашлось в здании бывшей духовной семинарии, а витрины для размещения коллекции собирали по закрытым магазинам города.

Само здание, построенное в 1743-1785 годах как жилой корпус базилианского монастыря, является памятником архитектуры. По сути, это самое старое здание в Витебске, которое сохранилось.

В 1799-1849 годах здесь размещались губернское правление, казенная палата и причт Успенского собора. Затем после внутренней перестройки в здании была устроена Духовная семинария, переведенная из Полоцка. Учебные занятия начались 1 сентября 1856 года, а закончились в 1917 году.

otchet.jpg

Отчет А. Бродовского, 1920 год. Из фондов ВОКМ

2. С 1924 года музей из Ратуши никуда не переезжал

Музей принял первых посетителей в мае 1919 года. Штат учреждения был минимальным: директор Бродовский, два сторожа, а в помощь – член губернской комиссии по охране памятников старины и предметов искусства.

В ноябре 1923 года, под предлогом размещения клуба пединститута, экспозиция была демонтирована и ящики с предметами перенесены в закрытый Успенский собор.

В ноябре 1924 года было принято решение предоставить витебскому музею помещения в Ратуше и объединить другие собрания: коллекцию Вацлава Федоровича (на основе ее был создан «Музей местных древностей»), музей практического института народного образования, в который попали коллекции Витебской ученой архивной комиссии и церковного древлехранилища, рукописи и личные вещи краеведа Алексея Сапунова, произведения искусства. Всего экспозиция насчитывала около 30 тысяч предметов.

С этого времени и до сегодняшнего дня (за исключением периода оккупации) региональный музей из Ратуши никуда не переезжал.

3. В музее не всегда демонстрировались предметы витебской старины

С 1924 по 1928 годы губернский музей города считался витебским отделением Белорусского государственного музея, затем стал самостоятельным и получил название «Витебский Белорусский Государственный Культурно-Исторический музей».

Экспозиция размещалась на трех этажах Ратуши и состояла из шести отделов: археологического, исторического, художественного, этнографического, современной промышленности и церковного.

Zarya-Zapada-muzej.jpg

«Заря Запада», 9 мая 1925 года. Фото предоставлено Валерием Шишановым

Сотрудники музея были членами краеведческого товарищества, проводили активную работу, в 1925 и в 1928 годах выдали сборники статей «Витебщина».

В 1930-е годы состав работников учреждения почти полностью изменился. Новые музейщики не столько старались сохранить памятники истории и культуры, сколько правильно отразить линию партии.

В 1938 году открылась новая экспозиция Витебского социально-исторического музея, главное внимание в которой было уделено пропаганде идей марксизма-ленинизма и социалистическому строительству.

Подлинные предметы старины в экспозиции часто заменялись репродукциями, картинами, схемами. Макеты витебских предприятий создавал тогда старший научный сотрудник, а затем директор музея – Валентин Зейлерт.

4. Произведения Пэна потеряли во время эвакуации

Витебскому музею повезло: большинство фондов учреждения в годы Великой Отечественной войны было эвакуировано.

8 июля 1941 года из Витебска в Саратов отправился вагон с частью коллекции музея и галереи Пэна. Однако вывезти удалось не все и часть коллекции была утрачена. Например, и сегодня точно неизвестно, каким образом и где пропали произведения Пэна: из более чем 800 картин из эвакуации вернулись лишь 230.

В то же время удалось сохранить порядка 80% довоенного фонда витебского музея: эти экспонаты можно увидеть и сегодня. Например, предметы из коллекций Федоровича и Бродовского экспонируются в Музее истории частного коллекционирования.

ratusha1.jpg

Ратуша в 1944 году. Источник: evitebsk.com

5. В 1960-70-х годах плату за вход не брали

Решение о восстановлении музея было принято в сентябре 1944 года, а уже в июле 1945 года в Ратуше открылась первая выставка.

Во второй половине 1950-х годов экспозиция музея состояла из разделов природы, досоветского и советского периодов, послевоенного социалистического строительства.

ratusha2.jpg

Ратуша в 1959 году. Источник: evitebsk.com

В 1960-1970-е годы музей активно работал как просветительское учреждение. Плату за вход здесь не брали.

В конце 1970-начале 1980-х годов стало понятно, что здание Ратуши нуждается в капитальном ремонте, потому музей был закрыт. Но сотрудники продолжали работу по комплектованию фонда (в начале 80-х в коллекции музея было уже 88 тысяч единиц), организовывали выставки, комплексные экспедиции.

Обновленный музей открылся в Ратуше в 1992 году, в конце ХХ века начали свою работу и филиалы — Литературный музей, музей-усадьба Ильи Репина «Здравнево», Художественный музей, Музей частных коллекций.

6. Когда все-таки праздновать юбилей музея?

Есть мнение, что нужно отмечать не столетие, а стопятидесятилетие со дня основания музея в Витебске, отсчитывая его историю с 1868 года, когда был создан музей при Витебском губернском статистическом комитете. Насколько это правильно?

По словам Валерия Шишанова, сохранились отчеты статистического комитета, по которым понятно, что учреждение собирало старинные предметы, в первую очередь, монеты. В документах за 1869 год музей при статкомитете и вовсе называют нумизматическим. При этом у него не было своего помещения, сотрудников и директора, просуществовал он недолго. А 1890 году все предметы умещались в одной картонной коробке в денежном ящике. Вот почему здесь уместнее говорить о коллекции, а не о музее.

— Удревнить историю своего учреждения очень заманчиво, но я считаю, что мы должны быть до конца честными, – прокомментировал Валерий Алексеевич. – Если говорить в целом о музейном деле в нашем городе, тогда еще можно использовать дату 1868 год, но если вести речь о региональном государственном музее, то тогда нужно брать точкой отсчета 1918, что подтверждено документально приказом губоно. 


Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.

Смотрите также

Статьи
10 особенных мест Витебска: чего не покажут на «Славянском базаре»

Каждому, кто знает, где искать Витебск на карте, этот город известен тремя вещами: родиной Марка Шагала, «Славянским

Статьи
Пять знаменитых картин Марка Шагала о Витебске

Витебск – город, подаривший миру талантливого живописца, графика, яркого представителя авангарда прошлого столетия

Статьи
Шагал, Малевич и УНОВИС: в Витебске открыли самый современный музей

Первых посетителей принял уникальный музей истории Витебского народного художественного училища. Здесь работали и жили

Статьи
Новую синагогу в Витебске украсили репродукции витражей Марка Шагала

В Витебске — городе, подарившем миру Марка Шагала, — недавно открылась первая за сто лет синагога «Шатер

Самые популярные Самые обсуждаемые