Трава может и не расти, погода может и не шептать, а отдыхать людям нужно. Вариантов много: одни с удовольствием копаются на грядках своих фазенд, выращивая невиданные урожаи, другие не мыслят отдыха без дальнего путешествия, а третьи просто любят полежать на диване.
Такого странного, удивительного и противоречивого летнего сезона в туризме не было никогда. Да, отдельные катаклизмы, в том числе дефолты, кризисы, землетрясения, наводнения и другие катастрофы и форс-мажоры случались, не без этого, но подобного «апофигея» история турбизнеса еще не знала.
Впрочем, после длительной стагнации определенное движение и оживление все-таки присутствуют. Слегка воспряли духом туристические компании, занимающиеся аутгоингом. Основания для этого, безусловно, есть: открываются границы, налаживается авиасообщение, и вот уже туристов зовут в Албанию, Черногорию, Турцию. А там, глядишь, Италия подтянется, да и остальной мир откроется.
А еще просто праздник какой-то на туристической улице: визы с 1 июля уже не 60 и не 80, а всего лишь 35 евро. В общем, жизнь продолжается.
Генеральный секретарь Всемирной организации туризма при ООН (UNWTO) Зураб Пололикашвили заявил, что международный туризм сможет запуститься не раньше августа 2020 года.
«Это самый большой спад в международном туризме с 1950-х годов», – уточнил Пололикашвили. Авторитетый специалист также добавил, что несмотря на снятие запрета на въезд многими европейскими государствами уже в июне, большинство туристов все же проведут лето дома.
И все-таки на общем фоне возрождения существует и ряд сомнений, которые возникают у рядового обывателя. Да, солнце и море – это весомый аргумент, но… Каждый подумает: стоит ли рисковать? Заболеть в чужой стране – это не фунт изюма! Да, Кипр обещает вылечить заболевшего туриста за свой счет, а Япония вообще приплатит гостям за посещение своей страны, и все-таки страшновато покидать пределы отчизны, несмотря на все бонусы.
Статистика утверждает, что в прошлом году путешествовать из Беларуси отправились 982 935 организованных туристов. Основная масса выбрала для отдыха традиционно Турцию и Египет, а также курорты Украины. Если эти страны до конца года откроются и белорусов туда пустят безо всяких ограничений, то все равно останутся тысячи не охваченных зарубежным отдыхом. Черногория с 17 354 туристов из Беларуси и Албания с 3 985 наших соотечественников погоды не сделают. А значит, эти тысячи и тысячи соотечественников должны будут искать приемлемые варианты отдыха в собственной стране.
И не поспоришь. Много в ней лесов, полей и рек. А также озер, лугов и прочих природных прелестей. Кроме того, вполне достаточно памятников и достопримечательностей, о которых многие белорусы даже и не слышали.
Интерлюдия 1. В доперестроечные времена внутренний туризм развивался невероятными темпами. Просторы собственной страны покоряли туристы и экскурсанты самого разного возраста. Экскурсиями были охвачены школьники с первых классов и даже дошкольники. Самодеятельные туристы бродили по лесам, сплавлялись по рекам – и были счастливы от «щемящего чувства дороги». Профсоюзы организовывали бесплатные выезды с осмотром достопримечательностей. В Беларуси было разработано более 2 тысяч экскурсионных маршрутов. При деле были и многочисленные экскурсоводы. Считалось зазорным не побывать в Брестской крепости или в Хатыни.
Но! С наступлением перестройки и новых реалий, с возникновением сумбурного и неустойчивого туристического рынка, все его игроки как-то сразу подзабыли о внутреннем туризме и принялись активно заниматься туризмом выездным. И, как это часто бывает, в угоду прибыли совершенно выпустили из виду малоприбыльный экскурсионный туризм. Как говорится, с водой выплеснули и ребенка. Для белорусов открывались все новые и новые страны, а собственная перестала интересовать. Тексты экскурсий отвезли в макулатуру, экскурсоводы остались без работы. И в такой обстановке практически выросло целое поколение «иванов, не помнящих родства».
Восстановление интереса к собственной стране, культуре, языку, природе длилось довольно долго. За годы беспамятства выработался такой своеобразный коллективный скептицизм, который можно сформулировать фразой: «У нас смотреть нечего»!
Ситуация, разумеется, сегодня изменилась, и жители Синеокой от полного отрицания отечественного туристического потенциала, перешли к более внимательному к нему отношению. Многие соотечественники обнаружили, что посмотреть как раз есть на что. Возможностей углубиться и всесторонне оценить свое прошлое и самоидентифицироваться множество: это и классическая «экскурсионка», и авторские экскурсии, и анимационные маршруты, и квесты.
Тем не менее внутренний туризм не стал массовым и, как раньше писали о туризме в СССР, – «туризмом миллионов». Что мешает?
Анатолий Акантинов, член ОО «Гильдия маркетологов», руководитель проекта MICE in MINSK считает, что внутреннему туризму не хватает имиджа и престижа: «Имидж создается с целью формирования в массовом сознании определенного отношения к объекту. Можно ли сформировать такое отношение к стране? Можно, но для этого требуется приложить определенные усилия!»
Основательница проекта «Поход в народ» Карина Ситник поддерживает это мнение и говорит, что белорусскому туризму не хватает маркетинга: «Раскручено не так много туристических локаций. Белорусы знают о Беловежской пуще, Березинском заповеднике, Браславских озерах, но это практически все!»
Да, некоторые шаги в этом направлении предпринимаются, но они явно недостаточны. Усилия госорганов, в том числе Минспорта и Нацагентства по туризму, в том числе участие в международных выставках и ярмарках, подготовленные видеоролики и другая рекламная продукция, были процентов на 90 направлены на привлечение иностранцев в Беларусь.
Объяснений можно найти несколько, но основным препятствием для широкой работы над пропагандой и пиаром собственной страны являлось то, что открытые границы позволяли белорусским туристам свободно путешествовать по миру, и не зацикливаться на своем отечестве. Это пресловутый «железный занавес» заставлял исследовать родные пенаты вдоль и поперек, но потом наступила эра выездного туризма, и интерес несколько угас. Сейчас, в условиях пандемии, этот занавес словно бы снова появился, заставляя обратить внимание на отечественный туристический продукт.
Вместе с тем, по мнению эксперта, за годы свободного перемещения по миру жители Беларуси успели познакомиться с определенным уровнем сервиса, и их требования к этому уровню стали на порядок выше. А отечественные услуги зачастую далеко не соответствуют стандартам качества, увиденным за рубежом. А то, что действительно достойно – слишком дорого для рядового потребителя.
Эксперты приходят к выводу, что отечественному туризму не хватает неких фишек, чего-то необычного и интересного, которое бы послужило толчком к началу путешествия. А для того, чтобы эти фишки сработали, необходим анализ и мониторинг различных групп туристов.
«Сегодня сегментация приобретает большое значение, – говорит Анатолий Акантинов. – Скажу больше, перефразируя известное изречение – кто владеет сегментацией, владеет всем. Воздействовать на различные группы, зная их запросы и желания, гораздо эффективнее. Нужно знать, какую «завлекалочку» и кому предложить!»
В качестве средства для успешной изоляции сегодня очень активно предлагаются выезды на природу, в леса, поля и прочие уединенные места. Причем, вариантов достаточно.
Можно сесть в машину, приехать в один из нацпарков или просто в лес, погулять там и вернуться домой. Но можно и разнообразить свой досуг, примкнув к организованной группе. К примеру, на днях большой энтузиаст активного отдыха, руководитель туркомпании из Лиды «Адрес лета» Геннадий Конон сообщил, что первая в этом сезоне группа отправилась в сплав на байдарках.
Появился и анонс следующей подобной поездки: «5-7 июня новая программа – «Тоник-2020». Сплав на байдарках, катание верхом на лошадях, варка домашнего пива и дегустация продукции Лидского пивзавода. А еще баня, шашлык, копченая доска, рыбалка и хорошая компания».
Карина Ситник убеждена, что сейчас отличное время для экологического туризма. После полутора месяцев простоя «Поход в народ» отправил две группы на болото Ельня: «Группы небольшие, но это только начало. Ельня – прекрасный пример, как можно раскрутить дестинацию и заинтересовать людей посещением этого уникального места».
Сейчас готовится новое уникальное путешествие по Полесью: «Хочется пройтись по Припяти и ощутить необычность реки, которую не случайно называют белорусской Амазонкой, побывать на Ольманских болотах. Надеюсь, что этот маршрут тоже заинтересует любителей экзотики и экологии».
В приоритетах активного туризма убеждена и председатель правления общественного объединения «Отдых в деревне» Валерия Клицунова: «Да, сейчас, как никогда, туристов будут интересовать активные способы времяпрепровождения, тем более, что большинство агроусадеб расположены на берегах озер и рек, имеют свои плавсредства и даже небольшие флотилии».
Активный туризм может быть востребован людьми разного возраста. К примеру, директор компании «Бенефис тур» Елена Сухина убеждена, что и немолодые люди (основной контингент, с которым работает турфирма) нуждаются в отдыхе на природе с обязательными элементами физической нагрузки.
«Учитывая пожелания клиентов возраста 50+, мы решили организовать на базе отдыха «Березовый двор», в 50 километрах от Минска, вблизи знаменитой Налибокской пущи и реки Ислочь летний лагерь.
Первая смена – с 28 июня по 7 июля, вторая – с 7 июля по 15 июля. В программе: мастер-классы по постановке голоса для пения и речи, две экскурсии: «Налибоки-Ивенец» и «Крево-Гольшаны-Боруны», сбор и заготовка ягод, грибов, лекарственных трав, спортивные активности и танцы до утра и пр. В общем, скучно не будет!» — рассказывает Елена.
Интерлюдия 2. Как утверждают учебники по истории туризма, весь организованный туризм вырос именно из туризма экологического. В нашей стране «зеленый» туризм стал активно развиваться после войны, когда народ, уставший от трагических событий и лишений, рванул на природу, используя ее в качестве средства от стрессов. Однако с течением времени романтика походов с рюкзаками и палатками как-то увяла и отошла на второй, а то и на третий план. Попыток реанимировать экотуризм предпринималось множество, в частности, настоятельно рекомендовалось создавать экотропы и экомаршруты. Но и до сих пор неизвестно, сколько их было создано, и кто по этим тропам ходил.
Специалисты, которые пытаются организовать экомаршруты для соотечественников, отмечают формальный подход к их организации со стороны ответственных за развитие экотуризма в отдельно взятых локациях. Сайты, как правило, не обновляются, найти свежую информацию практически невозможно. Есть и еще одна проблема: кадры.
По словам Карины Ситник, очень сложно найти гидов-природников, которые были бы способны рассказать и показать все достопримечательности на экомаршрутах. И еще одно слабое место – отсутствие или недостаточность инфраструктуры. Проблема туалетов, ставшая притчей во языцех, все еще актуальна.
Интерлюдия 3. Отечественный агротуризм достаточно молод, мне пришлось быть свидетелем его возникновения и становления. Если честно, поначалу в светлое будущее этого направления не верилось. Кроме меня, скептиков нашлось предостаточно. Сомнения, нужно признаться, основывались не на пустом месте. И главное, что смущало: зачем белорусам, которые в большинстве своем имеют отеческие дома в деревне или фазенды с отведенными сотками, ехать в такие же деревенские дома? Кроме того, непонятно было, как отнесутся к новоявленным сельским усадьбам властные органы? Но со временем все эти вопросы разрулились, и количество усадеб в стране резко выросло.
О популярности агротуризма среди белорусов говорит и статистика: в прошлом году отдых в сельской местности выбрало 514 767 человек, из них 465 744 – жители Беларуси. И это – достаточно большое количество.
По мнению руководителя БОО «Отдых в деревне» Валерии Клицуновой, в создавшейся ситуации на агроусадьбы поедут даже те, кто раньше этот вариант вообще не рассматривал:
«Поедут те, кто захочет изолироваться в другой обстановке, кому нужно общение, кто просто решил попробовать новый вид отдыха, кто не хочет менять климат, кто боится далеко уезжать из страны. Поедут семьи с детьми, которые устали сидеть в городах, небольшие компании друзей, пары и даже индивидуалы. Единственное отличие – будут выбирать отдельные домики и оставаться на более длительный срок. Да, конечно, у многих есть дачи. Но это – совсем другая тема».
Предложения по отдельно стоящим домикам на рынке есть. К примеру, усадьба «На Заречной улице» опубликовала такое объявление: «С июня сдаем отдельный старинный домик, удаленно, недорого! Домик с двумя комнатами и кухней (одна двуспальная кровать и одна раздельная + доп. место). Душ с горячей водой и туалет на улице».
Кроме релакса на усадьбах, можно отправиться небольшими группами на самые разнообразные маршруты, в том числе и на кулинарные. Сегодня предложений по такому виду времяпрепровождения достаточно.
Разумеется, это весьма приблизительный портрет. Эксперты считают, что туристические стереотипы в отношении путешествий по стране за последние пять лет изменились.
Жители Беларуси стали больше уважать свое: язык, традиции, историю и культуру. Это стало модным и престижным.
Мы спросили, какие туристы принимают участие в проекте «Поход в народ». Оказалось, их можно поделить на две группы. Первая группа – это люди 25-35 лет, образованные, эрудированные, привыкшие тратить средства на хобби. У них уже есть опыт путешествий по миру, поэтому им интересно, что есть в Беларуси. Многие говорят по-английски, поэтому свободно общаются с иностранцами.
Вторая группа – люди зрелые, 50+. Они тоже посмотрели мир, и для них путешествия – это естественная форма проведения досуга. Прекрасно относятся ко всем предлагаемым активностям и охотно в них участвуют.
По мнению Анатолия Акантинова, туристы, которые путешествуют по Беларуси – люди со средним достатком, любознательные и неравнодушные. «Я бы даже назвал их новаторами, первопроходцами», – добавил он.
Беларусь только на первый взгляд кажется страной, где давно
В 1986 году в Чернобыле случилась страшная авария, которая не
Сто дней на велосипеде, чтобы из Бонна попасть к Черному морю и
Даже в нынешних непростых условиях можно организовать для себя
Команда американских дизайнеров, инженеров и ученых математически проанализировала глобальное культурное наследие для составления рейтинга известности....
В Беларуси не так много точек притяжения, которые могли бы заинтересовать самых разных туристов.
Рядом с въездным знаком Бобруйска появилась большая 3D-карта с указанием достопримечательностей. Размер полотнища — 18 на 6 метров. Ночью оно подсвечивается....