Ru
En Bl

Люди, свиньи, паразиты. Архаика белорусского села на 100-летних рисунках

Автор: Игорь Корней
Ссылка: Радыё Свабода

Благодаря рисункам и графике солдат и офицеров оккупационной германской императорской армии сохранилась возможность увидеть, как выглядел белорусский деревенский быт 100 лет назад. Уникальную коллекцию рисованных свидетельств минувшей эпохи собрал коллекционер и исследователь Первой мировой войны Владимир Богданов.

Официальным завершением Первой мировой войны стало подписание 11 ноября 1918 года Компьенского соглашения, после чего кайзеровские войска начали уходить с оккупированных территорий в разных частях Европы. Территорию Беларуси немецкие войска оставили ровно 100 лет назад — весной 1919-го.

Большевистская Россия капитулировала перед Германией еще в начале 1918 года, приняв условия Брестского мира. Западная коалиция тем временем продолжала бороться с Германией, в конце концов заставив Берлин признать поражение и начать вывод своего контингента со всех фронтов. Касалось это и белорусских земель.

selo1.jpg

Крестьянский дом в деревне Слайковщина Воложинского района. Инициалы художника P.S. Изображение из альбома «Саксонцы на Березине» (издательство Förster & Boorias, Гвоздев, 1920 г.)

Но если Минск немцы оставили еще до конца 1918 года, то в других регионах их присутствие растянулась до марта 1919-го.

Рисованная хроника деревенского быта

Как отмечает исследователь Первой мировой войны Владимир Богданов, враждебные имперские армии были убеждены, что творят историю, которую нужно увековечить для потомков. Для этого на службу призывали не только способных держать в руках оружие, но и «хроникеров» — журналистов и литераторов, фотографов и художников. Хотя в начале ХХ века фотография была уже достаточно распространена, более традиционный рисунок по-прежнему оставался востребованным.

— Если крупные боевые операции утихали и переходили в локальную фазу, по обеим сторонам фронта наступало относительное затишье, — рассказывает Владимир Богданов. — Штатные фотографы и художники имели возможность отложить пропагандистские задачи, чтобы сосредоточиться на окружающих пейзажах, местных жителях, привычках и традициях. Отложив ружье, нередко брали в руки карандаши и творческие натуры из числа солдат и офицеров.

selo2.jpg

Крестьянский дом в деревне Грейци (уже не существует) на Поставщине.  Художник G. Fraude, батальон ландштурма из Аленштайна. Открытка отправлена ​​в Германию в конце 1916 года

Белорусские пейзажи на карточках полевой почты

В частной коллекции Владимира Богданова почти полтысячи иконок, сделанных немцами в военной Беларуси. И пусть не вводят в заблуждение надписи на некоторых из них — Russland или russisches (Россия, русский и т.д.). На то время белорусские земли, которые стали ареной жесткого противостояния, формально входили в состав Российской империи, отчего все вокруг автоматически «русифицировалось».

selo3.jpg

Дом с соломенной крышей около Березины, зима 1916/1917 г. Автор неизвестен. Карточка немецкой полевой почты Feldpostkarte

selo4.jpg

Деревня Большая Волохва под Барановичами, апрель 1917. Автор - немецкий лейтенант, командир пулеметной роты, имя не читается

Как говорит коллекционер, белорусское происхождение походных произведений подтверждается не только названиями поселений, но и почтовыми метками, и дислокацией воинских частей, в которых служили авторы.

— Тогда единственным способом коммуникации с родными была почта — письма, фотографии, открытки. Военным хотелось показать край, в котором они оказались, колорит местной жизни. Простейший способом была готовая открытка в военном магазинчике. При полках и дивизиях работали фотографы, которые печатали снимки для дальнейшего распространения. Однако во фронтовых условиях производить их в достаточном количестве было сложно, негативы отправляли в Германию, там их печатали на профессиональном оборудовании и возвращали назад — отсюда и адреса типографий на изображениях: Берлин, Дрезден, Мюнхен.

selo5.jpg

Гнездо аиста на Буге. Автор — резервист Carl Ludewig. Отправлено в Германию в ноябре 1916 года (штамп 119-й пехотной дивизии)

Через некоторое время открытки снова возвращались в Германию — уже с солдатскими текстами и штампами полевой почты. Сегодня эти раритеты можно найти на виртуальных коллекционных площадках, активным участником которых вот уже полтора десятка лет является и Владимир Богданов.

Как и для фотографов, для многих художников их занятие стало источником дополнительного заработка. Они также высылали эскизы на родину, откуда получали готовые тиражи для коммерческой реализации. Для некоторых это стало трамплином в бизнес — по возвращении на родину они открыли собственные издательства.

selo6.jpg

Дом с конюшней в деревне Малая Волься на Поставщине. Художник G. Fraude. Открытка отправлена ​​в Германию в декабре 1916 года

Боевые события и мирные сюжеты

Как говорит Владимир Богданов, все изображения можно разделить на две условные группы — «военные» и «мирные». Первая состояла из ежедневной хроники: боевые действия, техника и вооружение, непосредственные участники. Вторая — местные пейзажи, архитектура, население. При этом значительная часть посвящена ежедневному быту белорусов, архаика жизни которых в Германии начала ХХ века воспринималась как далекое прошлое.

selo7.jpg

Крестьянский двор в деревне Корни на Сморгонщине, 1916. Автор R. Barth, художник 103-го ландверного пехотного полка. Из набора открыток, изданных в Дрездене

— Художественные иконки здесь играют особую роль, — говорит коллекционер. — Если фотографии — это документальный отпечаток какого-то момента, то художники часто не просто делали наброски с натуры, а фиксировали свои наблюдения, могли объединить моменты, которые было невозможно показать с помощью фотоаппарата. Поэтому изображение, особенно сюжетное, — это, как правило, сборный образ.

Печь в центре белорусских домов

Каким же увидели немецкие художники крестьянский быт белорусов 100 лет назад? Стоит начать с наружного вида жилья — такие рисунки наиболее документальные, чаще всего сделанные с натуры. Во дворе — постройки, характерные для хозяйств разной степени зажиточности: погреба, колодцы, навесы, другие хозяйственные постройки. Некоторых деревень, жители которых становились героями таких открыток, уже нет.

selo8.jpg

Немецкие солдаты на крестьянском подворье, возможно, Ивьевщина. Художник неизвестен. Открытка издана в Эльберфельде, отправлена в Германию в ноябре 1916 года

Далее — внутренний антураж. Центр, вокруг которого кипит основная часть жизни, — печь. Разного размера и формы, она попадает почти во все интерьерные рисунки. Убранство домов аскетическое: в большинстве случаев это единственная комната, в которой у стен приютились кровати, скамьи, стол, а к балке подвешена люлька.

selo9.jpg

Деревня Тавкуны на Дятловщине, май 1916. Художник и издатель унтер-офицер Ernst Walter

Вместе люди и скот

С наступлением холодов плотность заселения домов становилась немыслимой. В изданной в 1928 году полковой истории 8-го Реннского пехотного полка генерал-лейтенант Юрген Зир рассказывает о боях в Августовских лесах в начале 1915 года. В частности, упоминается эпизод, когда в 20-градусный мороз пришлось искать убежище на ночь. Среди прочего в отчете фигурирует описание типичной крестьянской избы.

selo10.jpg

Перед Рождеством в деревне под Лидой, декабрь 1917. Автор — K. Reimann.  Оригинальный рисунок на бланке открытки

— Штаб полка расположился в доме, в котором только одно помещение — примерно 4 на 3,50 метра. Половину его занимает печка, еще четверть — кровать. Остальное пространство делят между собой 5 офицеров, 15 солдат, 2 женщины, 4 детей и куры ... Огромная печь служит для отопления, приготовления блюд, выпечки хлеба, а также является курятником. Наверху около потолка большой отсек, в котором спят старики и дети. Иногда в той же комнате держат гусей, коз и овец.

selo11.jpg

Крестьянская изба на Гродненщине. Художник — санитар F. Preiss.  Раскрашенная открытка издана в Берлине, отправлена с фронта в апреле 1917-го

Паразиты у людей и животных

Во фрагменте есть уточнение, что хозяйскую кровать немецкие постояльцы «осторожно обходят». Как считает Владимир Богданов, причина, скорее всего, в паразитах, которые были неизбежными спутниками тогдашнего быта. В пользу этой версии свидетельствует целая серия рисунков, на которых все рьяно чешутся — мужчины, женщины, дети, солдаты, собаки и кошки.

selo12.jpg

Крестьянское жилище на Дятловщине, апрель 1916 года, художник и издатель — унтер-офицер Ernst Walter. Открытка полевой почты

— На открытке все обитатели дома, включая домашних питомцев, активно чешутся. Само собой, надо признать и такой сторону крестьянского быта: всевозможные паразиты были обычным сопровождением крестьянской жизни. Да и как могло быть иначе в условиях, когда приходилось делить жилье с домашними животными? Поэтому, разумеется, доставалось и немецким постояльцам — белорусские паразит-патриоты немало попили кайзеровские крови, — смеется Владимир Богданов.

selo13.jpg

В крестьянской избе, 1916. Издано в Дрездене, издатель Osw.Thomas

Патриархальная иерархия крестьянской семье

Еще один популярный сюжет рисунков, на который обращает внимание Владимир Богданов, -—обед или ужин, когда вся семья вместе. Авторы пользовались возможностью за один раз показать всех жителей дома. За столом одновременно собирается до трех поколений — хозяин, жена, дети; старшие женщины, вероятно, мать или теща мужчины. Практически все, за исключением разве что мужчины, босые. Нехитрая посуда, ложки, картофель в миске, в печи горшок. Здесь же, под ногами, куры, свинья, собака, кот.

selo14.jpg

Крестьянское жилище на Гродненщине. Автор — F. Schneider, обер-ефрейтор 6-го резервного артиллерийского полка 84-й пехотной дивизии. Открытка издана в Магдебурге, отправлена с фронта в августе 1916 года

— Обобщив рисунки, можно выделить типичные персонажи, — говорит Владимир Богданов. — Главный — хозяин. Обычно в сюжете фигурирует один взрослый мужчина, но также находится место и деду, почетной обязанностью которого была справедливая раздача хлеба. Глава семьи был освобожден от домашних обязанностей, так как вел все натуральное хозяйство. Обязанности по дому ложились на плечи жены, которая занималась всем: детьми, живностью, уборкой и приготовлением пищи. Также можно увидеть и других взрослых женщин.

selo15.jpg

Крестьяне в своем доме, предположительно Ивьевщина. Автор неизвестен.  Открытка издана в Эльберфельде, отправлена ​​из 430-го ландверного полка в феврале 1917 года

Как говорит Владимир Богданов, сегодня доступны тысячи изображений, сделанных на территории Беларуси. С их помощью можно составить ясное визуальное представление о том, что происходило 100 лет назад — причем не только о военных действиях.

selo16.jpg

В крестьянской избе все чешутся. Автор неизвестен. Издательство Kahan & Co, Берлин. Отправлено летом 1917 года из 377-го пехотного полка в районе озера Свирь

На белорусских землях, на которых развернулись основные боевые действия на германо-российском фронте, Первая мировая война была не похожа на предыдущие. Большинство прежних конфликтов имели транзитный характер, когда захватчики все опустошают на своем пути. А в этом случае фронт стабильно установился на несколько лет. Война вошла в позиционную фазу, которая всего несколько раз прерывалась крупными операциями.

selo17.jpg

Домашние и постояльцы-солдаты чешутся из-за паразитов

— Все это время в прифронтовых зонах продолжалась жизнь, армейский контингент сосуществовал с местным населением, — отмечает он. — Великая война, как ее тогда называли, очень сильно отличалась от Второй мировой. Прежде всего — она ​​еще не была пропитана идеологией и ненавистью, не имела нацистской составляющей. Она так и не стала «народной», оставшись делом профессионалов — армии боролись между собой, не затрагивая напрямую население. Естественно, для здешних жителей это были годы тяжелых испытаний и лишений, но не было ни массовых наказаний, ни концлагерей, ни карательных акций в ответ на партизанские рейды.

selo18.jpg

Семья за обедом. Гродно, март 1916. Подпись на рисунке M. Lew.Гродненская типография Lapin (на обороте пометка «переиздание запрещено»)

selo19.jpg

Семья за столом. Автор неизвестен. Открытка отправлена ​​в Германию в марте 1917 г.

Потери и приобретения Первой мировой

Как отмечает Владимир Богданов, наследие Первой мировой войны среди прочего имеет четкий культурный подтекст. Никогда раньше Беларусь не фотографировали так активно, как в те годы — прежде всего кайзеровские военные, так как в царской России фотоаппарат оставался роскошью. По архивным изображениям можно изучать архитектурные памятники и знаковые места, образ жизни. Белорусские города и деревни предстают в аутентичном облике, за прошедшее столетие практически потерянном.

selo20.jpg

Жители Пинщины, осень 1915. Художник Schellmann, открытка немецкой полевой почты

По разным оценкам, с территории нынешней Беларуси, преимущественно из наиболее заселенных западных регионов, были эвакуированы в глубь России порядка 2 миллионов жителей. После революции и Гражданской войны назад вернулось менее половины беженцев. Последствия тех демографических потерь ощущаются до сих пор.

Кроме того, по имеющимся сведениям, из белорусских губерний были мобилизованы около 700 тысяч человек. Определить боевые потери среди здешних мужчин довольно сложно: под конец войны учет был плох, многие документы не сохранились, а некоторые из уцелевших по разным причинам не вернулись домой. Предполагается, что погиб каждый десятый из призванных белорусов.

Всего в глобальном противостоянии во время Первой мировой войны принимало участие около четырех десятков государств с общей численностью населения в 1,5 миллиарда человек. Суммарные потери вражеских армий приблизились к 10 миллионов — это убитые и умершие от ранений. А если посчитать и мирных жителей, то количество жертв составляет 17 миллионов.

Результатом Первой мировой войны стали распад колониальных империй и создание в Европе новых национальных государств.


Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.

Смотрите также

Статьи
Вот какой памятный знак немецкой слободе поставили в Минске

В лютеранском сквере в Минске открыли памятный знак немецкой слободе. На открытии присутствовал посол Германии Петер

Статьи
В Мирском замке издали книгу о князьях Витгенштейнах

Сорок лет назад история Беларуси состояла из двух этапов: первобытнообщинный строй и социализм.

Статьи
Царские деньги в бутылке, «Катины пятаки»: все клады Витебщины

Географическое положение и знаменитый торговый путь из варяг в греки оставили здесь заметный след и немало тайн. По

Статьи
Чужая война?

11 ноября в Париже руководители более семидесяти государств и международных организаций отметили столетие окончания

Еще
Самые популярные Самые обсуждаемые