Ru
En Bl

Мистицизм Малевича. Как в Витебске и Киеве появился особый интерес к творчеству художника

Автор: Юлия Барило
15.11.2016

С одной стороны, Казимир Малевич всем хорошо известен, как и тот факт, что именно он написал «Черный квадрат». Но с другой – многие ли смогут сказать об этом человеке что-то еще или хотя бы попытаться объяснить значение того самого квадрата?

Сразу несколько стран называют Малевича своим художником. Но в то же время, несмотря на большое количество городов в его биографии, в мире пока нет ни одного музея, посвященного авангардисту. Пока. В последние несколько лет внимание к Малевичу возросло в разы. И мы отправились в Витебск и Киев, где стало особенно часто звучать его имя.

1.jpg

Супрематические мотивы Витебска

В Витебске Казимир Малевич оказался в ноябре 1919-го, когда ему был 41 год. Здесь Малевич стал руководителем мастерской в Народном художественном училище, которое возглавлял Марк Шагал. Вокруг авангардиста образовалась группа учеников «Уновис», что значит «Утвердители Нового Искусства». В те несколько лет, которые Малевич провел в Витебске, он мало писал картины, а сосредоточился на теоретических и философских работах, также увлекся архитектурой.

Участники группы «Уновис». Казимир Малевич – второй слева.jpg

Сегодня в Витебске нет оригинальных полотен Малевича или каких-либо вещей, принадлежавших художнику. Но в городских архивах хранятся его рукописи, письма, другие документы.

Два года назад в Витебске появилась настенная роспись «Смерть обоям». В 1919 году Малевич создал этот эскиз именно для переоформления одного из зданий в городе, но тогда проект не удалось осуществить. В 1992 году его замысел довели до конца, но роспись была исполнена нестойким материалом, и в 2014 году ее пришлось восстанавливать с нуля.

2014г.jpg

Позже в Витебске воссоздали еще несколько супрематических композиций на стенах города и даже нарисовали портрет самого Малевича.

5.jpg

Но главный сюрприз еще впереди. В городе идет восстановление здания Народного художественного училища. В комнате, где несколько лет жил и работал Малевич, будет открыт зал, посвященный авангардисту. Первый в мире, стоит заметить. Открытие запланировано на 2017 год. Что именно будет представлено в комнате Малевича, пока неизвестно. Но директор Витебского центра современного искусства Андрей Духовников считает, что училище должно стать не просто выставочным пространством, а настоящим центром изучения авангарда и супрематизма:

– Мы хотим, чтобы здесь был минимум легенд и красивых сказок. Это все «пена», к которой и сам Малевич отнесся бы скептически. Мы же делаем акцент на современные технологии и науку. К сожалению, далеко не все понимают, что Малевич совершил один из самых глобальных переворотов в искусстве, своим «Черным квадратом» ушел от предметности в чистое искусство, беспредметную живопись. Творчество Малевича никогда не будет «горячими пирожками», но мы надеемся, что, по крайней мере, знать о нем будут больше.

В то же время в Витебске, как ни в одном другом городе, именно творчеством Малевича вдохновляются современные художники. Андрей Духовников говорит, что сегодня у основоположника супрематизма множество последователей. Некоторые даже считают, что современное белорусское искусство зародилось с «Уновисом». И в Витебске хоть и нет подлинных картин Малевича, но как будто чувствуется его незримое присутствие, которое влияет на нынешних живописцев.

1919_Витебское Народное художественное училище.jpg

Киевский квадрат Малевича

Хоть в Витебске в последние годы имя художника и стало звучать чаще, в Киеве масштабы чествования Малевича все же совсем другие. Авангардист долго жил в России, и сегодня многие его картины хранятся в Москве и Санкт-Петербурге, где художника также высоко чтят. Но, тем не менее, любители искусства признают, что в последние несколько лет в этом вопросе Киев опередил всех. Там мероприятий, связанных с Малевичем, проводится больше, чем где бы то ни было.

В Киеве Малевич родился, учился в рисовальной школе, а позже некоторое время преподавал. Его дом не сохранился (здание снесли еще в 1983 году), в украинской столице практически нет работ художника, только пара эскизов и архивный материал. Но, похоже, его мистическое присутствие здесь ощущают так же четко.

Внимание к творчеству художника здесь появилось примерно в 2008 году, когда Польский институт в Киеве основал Премию имени Малевича в честь 130-летия его рождения.

С 2012 года в Киеве существует улица, названная именем авангардиста. Недалеко от места, где он родился, установлен памятный знак. В городе также проводят экскурсию по местам Малевича, по так называемому «киевскому квадрату Малевича», в который входит костел, где его крестили, помещение, где располагалась рисовальная школа, институт, в котором он преподавал, и другие тематические места. Маршрут хотят дополнить мемориальными табличками, картой, аудиогидами.

8.jpg

Недавно в Киеве проходила международная научная конференция, посвященная творчеству супрематиста, а также Дни Малевича, которые в следующем году планируется повторить. К тому же здесь всерьез идут разговоры о том, чтобы аэропорт «Борисполь» назвать именем художника.

В прошлом году в честь столетия появления «Черного квадрата» и, собственно, супрематизма как течения в искусстве, в Киеве проходили реконструкции лекций Малевича, во время которых обнаружились неизвестные ранее архивы, связанные с его работой в Киеве в 1928-1930 гг. На основе новых, а также известных ранее текстов появилась книга «Казимир Малевич. Киевский период 1928-1930». Ее составитель Татьяна Филевская, она же организатор экскурсий по местам художника, говорит, что одновременно фигура авангардиста стала интересной нескольким арт-менеджерам и активистам:

– Мы поняли, что творчество Малевича настолько недопонятое и недооцененное, что с этим нужно что-то делать. И наши работы, которые сначала велись параллельно, вдруг сошлись. Иногда все, что происходит, мы называем мистицизмом Малевича. Потому что кажется невозможным воплотить определенный проект с маленьким бюджетом, успеть в какие-то сроки. А в итоге все получается: приходят финансы, люди, идеи.

9.jpg

Появившаяся в Киеве общественная организация «Институт Малевича» также планирует открыть музей-галерею художника, где будут и изучать творчество авангардиста, и в целом работать на благо современного искусства.

Недавно в украинской столице была организована выставка художников из Ирландии, которые создают сахарные скульптуры. Из кубиков сахара они выложили архитектурные модели Малевича. И эти архитектоны, небоскребы, как будто стали символами креативного будущего.

10.jpg

Татьяна Филевская рассказывает, что Малевича во всем мире ценят также за влияние на современную архитектуру. Известный архитектор Заха Хадид признавалась, что только благодаря ее знакомству с работами, прообразами и символами Малевича еще в университете, научилась мыслить иначе и пришла к своему «космическому» стилю.

malevich.jpg

Получается, что тот странный человек, который еще столетие назад творил что-то совершенно непонятное для большинства, и сегодня вдохновляет современных художников и архитекторов, а значит, отчасти формирует наше будущее. Разве не повод узнать о Казимире Малевиче побольше?


Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.

Смотрите также

Статьи
«Ашчадныя касы — вялікая справа». Как менялись белорусские плакаты в XX столетии

Их развешивали в магазинах, на зданиях, на заборах. Плакаты были повсюду, куда ни глянь. Порой именно по ним белорусы

Статьи
10 особенных мест Витебска: чего не покажут на «Славянском базаре»

Каждому, кто знает, где искать Витебск на карте, этот город известен тремя вещами: родиной Марка Шагала, «Славянским

Статьи
Шагал, Малевич и УНОВИС: в Витебске открыли самый современный музей

Первых посетителей принял уникальный музей истории Витебского народного художественного училища. Здесь работали и жили

Статьи
Трамвай «Маршрут от Марка Шагала и Казимира Малевича» выйдет на линию в Витебске

Этот необычный вид транспорта выйдет на городскую линию во время Недели устойчивого

Еще
Самые популярные Самые обсуждаемые