Ru
En Bl

Моисей Наппельбаум: фото великих душ

Автор: Екатерина Мухина
26.12.2016

В мире цифровых технологий, где каждый обладатель смартфона делает десятки кадров ежедневно, и любой пользователь Instagram всерьез считает себя фотографом, имена настоящих мастеров-первопроходцев давно не на слуху. Однако о знаменитом минчанине, которому довелось работать в интереснейшую эпоху и снимать поистине выдающихся людей, должны помнить все портретисты.

nappelbaum.pngМоисей Соломонович Наппельбаум родился 26 декабря 1869 года в Минске. Семья его не была богатой, и потому мальчика ждало обычное рабочее будущее. Однако в 14 лет родители отправили его обучаться не самой традиционной для того времени профессии – он стал учеником фотографа. Владельцем ателье «Боретти», принявшим мальчика на работу, был известный в Минске профессионал своего дела, выходец из семьи польского архитектора. В отличие от множества коллег, он не считал свою деятельность ремеслом и старался привить художественный вкус и понимание кадра всем своим последователям. Одаренность Моисея (а юноша прошел путь от ученика копировщика до ретушера, а затем и фотографа за рекордные три года) пришлась мастеру по душе, и вскоре он позволил Наппельбауму работать самостоятельно.

Несмотря на оконченное образование, юный фотограф решил не искать счастья на родине, а отправился в долгое странствие. Перед ним мелькали города России, Польши, Соединенных Штатов и нигде он не оставался дольше, чем на несколько месяцев. Впрочем, в каждой посещенной столице, в каждом захолустье Наппельбаум искал фотостудии и по работам, выставленным в витрине, пытался понять, в чем секрет мастера, как он ставит свет, на что обращает внимание. К сожалению, это была единственная возможность повысить квалификацию, ведь делиться своими секретами с конкурентом никто не желал.

В 1895 году Наппельбаум возвращается домой и открывает свое первое ателье. Расположено оно было на Захарьевской улице, где сдавались внаем помещения с отдельными входами, электрическим освещением и высокими потолками. Сейчас это участок проспекта Независимости.

minsk.jpg

Работа в Минске была непрерывным поиском. По словам самого фотографа, он мог по 6-8 часов пересаживать клиента с места на место, заставлял дам менять прически, а мужчин костюмы, десятки раз переставлять освещение и часами ретушировать каждый кадр, а увидев заказчика, пришедшего забирать фотографии, разорвать их и начать все сначала. В кругу минских фотографов Наппельбаума не любили и сторонились, считали выскочкой и недоучкой. Связано это было в первую очередь с тем, что он отказался от популярной в ту пору трехъярусной расстановки людей на фото, многоточечного освещения, искусственных фонов и обилия аксессуаров. Своей целью Моисей Соломонович считал улавливание человеческой сути, души, настроения, а не нагромождение бесполезных красивостей.

Работая со светом, он смастерил пугающую конструкцию, которой пользовался все годы – тысячеваттную лампочку, одетую в софит, похожий на погнутое ведро. Лишь этот источник света был в его мастерской, и с его помощью Моисей Соломонович умудрялся расставлять невероятно точные акценты на фото. Кстати, и в минские годы, и позже, Наппельбаум искал вдохновения не в работах коллег, а в театральных постановках, картинах и литературе. Быть может, именно поэтому в его кадрах так мало вычурности, и так сохранено движение, настроение, владеющее в данный момент моделью.

Без имени-1.jpg

Тяга к смене мест и поиск новых горизонтов не оставили мастера с годами. Даже став семейным, а у Моисея Соломоновича было четверо детей и любящая супруга, он неоднократно менял место жительства. Так в 1910 году вместе с семьей он переехал в Петербург, где также открыл студию на Невском проспекте 72. Именно здесь к Наппельбауму пришла широкая известность. Его работы оценили в журнале «Солнце России» и после серии портретов профессоров-музыкантов он стал штатным сотрудником издания. Помимо этого, в мастерской на Невском постоянно собирался весь творческий цвет северной столицы. Ахматова, Гумилев, Рождественский, десятки музыкантов и актеров каждый понедельник встречались в гостях у четы Наппельбаумов, чтобы общаться, спорить, читать свои новые работы и бесконечно философствовать. Стоит отметить, что имеющий стабильный кусок хлеба фотограф всегда поддерживал своих творческих друзей. Даже в трудные, голодные годы революции каждому гостю предлагали чай и крошечный бутерброд. Нередко после общения мастеру удавалось заманить очередного своего знакомого под объектив, и тогда рождались невероятные кадры.

ахматова.jpg

В январе 1918 года абсолютно аполитичному Моисею Соломоновичу поступило предложение сделать портрет Ленина. Разумеется, ни один мастер того времени не отказался бы от подобной возможности. Получившийся в итоге «добрый дедушка Ленин» не только стал одним из самых популярных портретов вождя, но и понравился партийной верхушке. За этим заказом последовали другие и через руки минского фотографа «прошли» почти все руководители молодой Страны Советов. Когда весной этого же года власть перебралась в Москву, предприимчивый мастер отправился следом и организовал портретную студию ВЦИКа. Первые пару лет он не оставлял и работы в петербургской мастерской, однако вскоре понял, что столичных заказов хватает на обеспеченную жизнь. В его ателье на Петровке появлялись лишь самые известные советские граждане – поэты, художники, партийцы.

vogdi.jpg

Уже в Москве в 1935 году состоялась вторая персональная выставка фотографа, после которой он был удостоен звания заслуженного артиста республики. Ни стремительно меняющаяся жизнь, ни возраст не мешали Моисею Соломоновичу работать, однако вскоре после Великой Отечественной он свел число посетителей своей мастерской к минимуму и занялся тем, что счел делом своей жизни — написанием книги. Труд «От ремесла к искусству» вышел в 1959 году, через несколько месяцев после смерти великого мастера.

За годы работы он снял не одну тысячу портретов, многие из которых популярны по сей день. Ахматова, Есенин, Ленин, Сталин, Пастернак, Булгаков, Блок, Буденный, Дзержинский и сотни других людей навсегда останутся запечатленными в работах Моисея Соломоновича.


Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.

Смотрите также

Статьи
Прадедушка белорусских фотохудожников открыл свои способности к фотографии случайно

В Польше его называют «отцом польской фотографии», в Литве – родоначальником литовской школы фотографов. В Беларуси же

Статьи
Погружение в архив: в издательстве «Рифтур» вышла книга о Наппельбауме

Имя Моисея Наппельбаума (1869–1958) широко известно в фотографической среде. Интерес к минскому периоду его жизни

Статьи
Бедность, болезни, безвестность — тернии Станислава Монюшко

5 мая 1819 года под Минском на свет появился Станислав Монюшко. Он считается великим польским композитором,

Статьи
Николай Михолап: керамист, преподаватель, коллекционер

28 апреля 1886 года в Минске на свет появился Николай Михолап, талантливый художник-керамист, один из основателей и

Еще
Самые популярные Самые обсуждаемые