Без излишеств, без декора – лаконичный и рациональный конструктивизм зародился в 1920-е годы на просторах СССР. Воспитать «товарища» и сделать его быт более функциональным – вот основная задача этого архитектурного направления, ставшего гимном нового образа жизни.
От других стилей зодчества, представленных в белорусской столице, конструктивизм отличается непродолжительным сроком востребованности. Но несмотря на то, что время его триумфа длилось не более десяти лет, конструктивистские сооружения стали важной частью облика города.
Для советской архитектуры 20-е и начало 30-х годов ХХ века прошли под знаменем построения нового социалистического общества. До Второй мировой войны в Минске активно возводили конструктивистские здания, однако немалая часть их была уничтожена во время бомбежек. Теперь только на фотографиях можно разглядеть такие произведения конструктивизма, как клуб пищевиков (в перестроенном виде он дошел до нас как кинотеатр «Победа», дом специалистов, клуб металлистов. Интересным образцом стиля с небольшой примесью функционализма был дом белорусской конторы Госбанка СССР (на фото, ныне на этом месте расположено здание напротив универсама «Центральный»).
Однако, к счастью, в Минске сохранилось немало ярких примеров конструктивизма.
Призванные служить политической элите Союза произведения архитектуры имели внушительный и порой подавляющий внешний вид. Первоначальный проект минского Дома правительства предполагал большее визуальное воздействие на смотрящего: от здания до вокзала должна была простираться гигантских размеров площадь, а два крыла сооружения предполагалось соединить галереей-трибуной с колоннадой. Но эти пункты требовали больших дополнительных затрат.
Тем не менее Дом правительства стал самой крупной постройкой довоенной Беларуси – площадь здания составляет 240 000 кубических метров! История Дома началась в 1929 году, когда был объявлен конкурс на лучший проект. Первенство выиграл архитектор Иосиф Лангбард. Работа над сооружением такого масштаба шла слаженно и быстро – с 1930 по 1934 годы. Строители справились вручную, без бульдозеров и экскаваторов. Интересно, что главная претензия руководства к архитектору Лангбарду заключалась в том, что на окнах стояли рамы, напоминающие… кресты. В военные годы постройка не пострадала, в ней располагались немецкие оккупационные организации. Сегодня здесь находятся Совет министров, парламент и президентская библиотека.
Одни искусствоведы причисляют здание Дома правительства к классическому конструктивизму, другие видят в нем доминирование элементов ар-деко. Кстати, упрощенную версию минского «Белого дома» можно найти в Могилеве – местный Дом советов создавался тем же Лангбардом четырьмя годами позднее.
Конструктивизм способствовал формированию новой роли женщины в обществе – он освободил ее от домашних обязанностей и вовлек в рабочий процесс. Так появилась характерная для тех времен постройка – фабрика-кухня, которая за день могла накормить десятки тысяч трудящихся. Все, что ранее ложилось на плечи гражданки Союза: мытье посуды, нарезка продуктов и приготовление пищи – стали выполнять машины. Фабрика-кухня решила вопрос массового питания и позволила рабочим не отвлекаться на готовку еды.
Минская фабрика-кухня была построена в 1930–1936 годах по проекту архитектора Грубера. Сооружение вмещало десять кулинарных цехов и три обеденных зала; здесь же в ресторане обедали чиновники из соседнего Дома правительства. Досуг рабочего определялся на местах: при проектировании фабрики-кухни учитывали и пространство для комнат отдыха – так советский гражданин почти все свое время проводил в коллективе. Нетипичными для здания конструктивизма были его интерьеры а-ля ар-деко: торшеры с бахромой, имитирующие мрамор колонны, росписи на потолке, хрустальные люстры: дело в том, что к моменту открытия минской фабрики-кухни популярность конструктивизма начала спадать.
В годы Второй мировой здесь находился отель немецкой сети гостиниц. В послевоенное время на фабрике-кухне прошли восстановительные работы, и она снова стала точкой общественного питания. С 2010 по 2019 год здание реконструировали; сегодня здесь расположены офисы, рестораны и кафе.
Бывшее здание Государственной библиотеки БССР – своего рода ода конструктивизму, запечатленная в стекле и бетоне. Среди других конструктивистских сооружений Беларуси эта постройка является самым ярким примером строгого и геометричного стиля. Здание возводили в 1929–1932 гг. по проекту архитектора Георгия Лаврова, выпускника ВХУТЕИНа – ведущего художественного учебного заведения, где зарождалось движение авангарда.
Это было одно из первых сооружений в СССР, построенных с целью размещения библиотеки. Задумка, которую изначально хотели воплотить авторы проекта, состояла в отражении контраста между трехэтажным корпусом, предназначенным для читальных залов, и массивным девятиэтажным книгохранилищем. Однако в процессе строительства от идеи возведения высотного блока пришлось отказаться.
В советские годы библиотека хранила множество ценных экземпляров и входила в число тридцати лучших библиотек мира. Действовала она до 2006 года, затем книжный фонд перевезли в новое здание. Сейчас здесь находится Совет Республики.
Известный красно-белыми сферами дом был возведен в 1934 году по проекту архитектора Володько. Первоначальный план здания значительно отличался от конечного продукта: он носил больше характерных черт конструктивизма, включая широкое ленточное остекление. Тем не менее, постройку причисляют к ярчайшим конструктивистским сооружениям Беларуси.
В 30-е годы местонахождение обсерватории было довольно далеким от центра, из-за чего сотрудникам нередко приходилось ночевать в кабинетах. По этой причине некоторые помещения решили переоборудовать под общежитие. Обособленное расположение обсерватории, можно сказать, спасло постройку от разрушения в военные годы, и по сей день она сохранила свой первоначальный вид. Единственный новый элемент – те самые шары на вершине здания, которые установили уже после войны.
Автором проекта является Герасим Якушко – зодчий, оставивший Минску богатое архитектурное наследие. Строительство проходило в 1928–1931 годы, и после его завершения здесь расположилась рабочая поликлиника. В 1960–1980-е гг. в здании размещался кардиодиспансер – одно из первых специализированных медицинских учреждений на территории Беларуси. Ну а в наши дни тут находится Главное управление Министерства финансов по Минску.
Необычным элементом для произведения конструктивизма является крыша здания: в большинстве случаев конструктивистские сооружения имеют плоский тип крыши, в этом же – скатный тип.
В студгородке БГУ расположен еще один выдающийся памятник белорусского конструктивизма – здание географического факультета. Работа над сооружением, как и над всем университетским комплексом, началась в 1928-м и длилась до 1931 года. Главным архитектором проекта был Георгий Лавров.
Такие архитектурные черты как несимметричность, широкое остекление и простота форм говорят о том, что перед нами действительно произведение конструктивизма. Тем не менее, зданию также присущи элементы других стилей, особенно это видно на фасаде. Во время восстановления после Второй мировой постройке добавили черты неоклассицизма в виде пилястр, колоннады и лепнины.
Можно сказать, что сочетание функциональной архитектуры (конструктивизм) и некоторой претензии на внешнюю помпезность (неоклассицизм), а также ярко выраженные вертикальные элементы придали зданию географического факультета черты стиля ар-деко.
Организация коллективного труда и досуга занимала важное место в жизни социалистического общества. Рабочее место пролетария и точка культурного досуга часто находились в одной локации – вспомним ту же фабрику-кухню со специально отведенными для трудящихся комнатами отдыха. Так и в рабочем клубе «Луча» – одной из передовых фабрик, в 1930-х ежедневно производившей около 400 пар обуви – минские обувщики танцевали, играли на гитаре и ставили пьесы.
В конце 20-х годов в северо-западной части города началось строительство района Новый Минск. Как вещала местная пресса, новая пролетарская архитектура «наступала» на старый мещанский центр столицы. Над одним из ярких примеров конструктивизма этой части города – клиническим городком – работал уже знакомый нам Георгий Лавров.
Первое время комплекс принадлежал БГУ и действовал в качестве учебной базы медицинского факультета. Затем он стал самостоятельным учреждением медицины и был крупнейшей больничной постройкой Минска межвоенного периода.
Закат конструктивизма можно отнести к середине 1930-х годов, когда архитектурная политика Советского Союза начала меняться и требовать новых средств выразительности. Появлялось все больше построек в стиле неоклассицизма, ар-деко и ампир. Однако среди этих сооружений встречаются образцы синтеза конструктивизма и других, более актуальных на тот момент, направлений зодчества. В Минске такими примерами стали Театр оперы и балета (на фото), Дом офицеров, Академия наук. Эти здания довольно часто относят к конструктивистским постройкам, но в них также отчетливо прослеживается влияние и заимствование элементов других архитектурных стилей.
Архитектура – это отражение отношений человека и времени, и любое архитектурное направление рассказывает свою историю. У конструктивизма на это было около десяти лет, однако за этот срок он стал настоящим памятником идеологии. Борьба против пережитков мещанского прошлого, создание образа новой большой страны и стремление к максимальной функциональности зданий – основной курс стиля. В отличие от своего «преемника» неоклассицизма, который все-таки был нацелен на демонстрацию большей помпезности и величия государства, конструктивизм служил простому советскому рабочему.
Искусство межвоенного периода – само по себе явление исключительное и новаторское, а конструктивистские постройки стали не только новым взглядом на творчество, но и масштабным слепком политических, экономических и общественных настроений.
В Минске, конечно, не так много образцов конструктивизма, как в Москве, однако белорусская столица все же входит в число городов с наибольшим количеством конструктивистских памятников. Смотреть на минский конструктивизм – значит смотреть на идеологию прошлого, на уникальный отрывок истории. Отрывок, интересный и как драгоценное вкрапление в обзорную экскурсию по городу, и как отдельный маршрут «для гурманов».
До войны статуи Александра Грубе стояли по всему Минску, но до
В начале 2 тыс. н.э. Могилев, по всей видимости, представлял собой
Автор проекта белорусской часовни в Лондоне, получившей премию
Команда американских дизайнеров, инженеров и ученых математически проанализировала глобальное культурное наследие для составления рейтинга известности....
В Беларуси не так много точек притяжения, которые могли бы заинтересовать самых разных туристов.
Рядом с въездным знаком Бобруйска появилась большая 3D-карта с указанием достопримечательностей. Размер полотнища — 18 на 6 метров. Ночью оно подсвечивается....