pl | de | by | en

Море Геродота: 9 мая на Туровщине

Автор: Cергей Плыткевич
Фото: автора

Вчера закончилась моя семидневная экспедиция по пойме реки Припять. Попытался совместить в ней приятное с полезным: были переговоры о сотрудничестве, фотосессии, водные экскурсии по старицам и пойменным дубравам, сплавы по притокам, встреча одноклассников в родной деревне и многое другое.

Решил поделиться своими фотовпечатлениями. Надеюсь, мой взгляд на Полесье покажется читателям интересным.

Вот в такой палатке провел ночь на девятое мая мой литовский товарищ Жимантас Морквенас. Мы планировали сфотографировать бои турухтанов, Жимантас решил, что у него появится больше шансов, если укрытие простоит всю ночь и птицы к нему привыкнут. Я ночевал в гостинице и занял свою палатку чуть позже, когда Павел Пинчук смог перебросить меня на байдарке на остров.

Тут и там над Туровским лугом летали птицы, но турухтаньих стай не было видно.

В ожидании их можно было пофотографировать чибисов и речных крачек.

Птицы бурно реагировали на пролетающих мимо сородичей.

Орнитологи выполняли свою работу, мимо проплывали туристы.

А из древнего Турова через громкоговорители разносились военно-патриотические песни. В одиннадцать часов начался торжественный митинг, в палатках на Туровском лугу можно было разобрать только отдельные слова: «Враги… народ… мы победили!»

Наше «сражение» с турухтанами не состоялось – наверное, они просто не знали, что их здесь кто-то ждет. На обратном пути я щелкнул из лодки одну птичку, но это не то, на что мы рассчитывали.

По дороге в гостиницу увидели бабушку с полиэтиленовым пакетом, на груди у нее висели медали. С митинга возвращается, подумали мы и остановились. Но оказалось, что она просто ходила в магазин за сыром.

Галина Тихоновна Чечко, узница войны, вместе с матерью была вывезена в Германию. Подчеркнула, что ее предки – донские казаки, что Екатерина II хотела извести их нацию и разбросала семьи по разным частям империи. Так ее родные оказались около Турова. На официальные мероприятия она не ходит, но 9 Мая считает своим праздником…

Черничи, импровизированный концерт возле клуба-библиотеки. Мы ехали в Погост, чтобы сфотографировать туров, но пропустить такую колоритную картинку не смогли.

Это Полесье. Люди празднуют 9 Мая…

Деревня Погост в междуречье Ствиги и Припяти.

Устье Свиги. Рядом с ним живет стадо туров.

Жимантас Морквенас вместе с Александром Козулиным были инициаторами этого проекта. Поэтому нам важно сфотографировать этих необычных для Полесья коров.

Впечатлили меня маленькие телята, но еще больше самка, переходящая вброд старицу Припяти.

Ищем синицу-лазоревку. Ради нее в предыдущие годы приезжали иностранные туристы. Сейчас зарубежных гостей, кроме Жимантаса, нет, но ею очень интересуются и белорусские бёрдвотчеры.

Ребята смотрят определитель птиц, так как, возможно, только что впервые зафиксировали на территории Беларуси орла-могильника. Позже выясняется, что это был большой подорлик –сегодня сенсация не состоялась…

В деревне Хвоенск также празднуют 9 Мая.

Внимание привлекают цветущие кустарники. Синий забор, конечно, режет глаз, но что поделаешь – внешний вид полесских деревень постепенно меняется…

А вот снять мое любимое сердечко могут помешать только набегающие тучи…

Цветущая слива и старинный челн – постарался сделать максимально позитивный сюжет.

Мы думали пересечь Припять возле Снядина, чтобы организовать водную экскурсию из Ляскович. Но ближайший паром оказался только в восемь вечера. Для себя я отмечаю, что на «Планете Беларусь» должно быть расписание движения всех паромов, чтобы другие путешественники не попадали впросак.

А мы слегка меняем планы и едем в Мордвин, чтобы сфотографировать припятские дюны. На окраине деревни знакомимся с крохотной бабулечкой, которая сажала «гарбузы».

«Жить у нас хорошо, – заметила восьмидесятилетняя Юлия Савельевна Хамец, – если не затапливает…»

Кусочек поймы Припяти возле деревни Мордвин.

Паромная переправа возле Снядина.

Наш рабочий день заканчивается с заходом солнца. Едем в Ванюжичи, где завтра состоится встреча моих однокласников, а Жимантас отправляется домой в Литву…