en | by

Не задушишь, не убьешь!

Автор: Надежда Суслова

Вообще-то слова эти про песню. А я – про туризм. На мой взгляд, это одна из самых непотопляемых сфер жизни. Доказательства? Пожалуйста!

Люди всегда хотели открывать для себя новые страны и континенты, заглядывать за горизонт и на собственном опыте убеждаться, что Земля – не блин, стоящий на трех слонах или китах. Для этого они использовали все возможные и невозможные способы: шли пешком, плыли на лодках и кораблях, ехали на лошадях. Это и был туризм в его первозданном виде.

В результате – корабли шли на дно, путники умирали в дороге от голода и жажды, от болезней, их съедали дикие звери…А люди все не успокаивались, потому что «охота к перемене мест» – сильнейший стимул, рычаг, своего рода наркотик. Кто один раз отправился в путь – ни за что не будет сидеть на месте. Так что эти преграды первых туристов не останавливали.

Дальнейшая история туризма также полна драматических событий, связанных с походами и исследованиями. Но опять же, отважных туристов не пугали ни пустыни, ни джунгли, ни льды – они упорно добивались своей цели.

Наступил век ХХ – и что? Число путешественников, бороздящих горы, реки и долины нисколько не уменьшилось, как не стало меньшим и число жертв. Но на их место приходили новые и новые туристы, люди, знающие, что такое «щемящее чувство дороги».

После войны туризм развивался буквально на пустом месте, на руинах и пепелище, когда не было ни средств, ни снаряжения – ничего. Но развивался же!

Ладно, скажете вы, это все – дела давно минувших дней. Хорошо, вернемся во времена, которые знакомы многим нынешним работникам турбизнеса. Белорусский туристический рынок формировался в лихие 90-е, когда не было ни госоргана, курирующего деятельность туризма, ни регламентирующих документов, ни правовой базы. Каждый действовал на свой страх и риск, и зачастую большие суммы в валюте хранились просто в сейфах фирм. Турфирмы находились в условиях жесткой конкуренции, и в ход шли всяческие методы, в том числе далекие от цивилизованных. Зарабатывали в основном на шопинге, и, отправляя группы, каждый раз молились, чтобы на них не напали рэкетиры, чтобы не ограбили или еще чего похуже.

Но туризм преодолел эти трудности роста и перешел на более высокую качественную ступень.

Многие помнят, как радовались появление профильного министерства, пусть и в связке со спортом. Вот, думали, наконец-то все проблемы будут разрешены! А государство как раз этих проблем добавило, введя лицензирование и повальную ВАУЧЕРИЗАЦИЮ всей страны. Турфирмы ругались, кляли эти ненужные бумажки, но…приспособились, продолжая работать.

Туристический рынок редко работал в тишине и спокойствии, его постоянно сотрясали катаклизмы. Разнообразные кандибоберы с валютой были неоднократно. То фирмы получали разрешение на работу с наличной валютой, то с ней не работали, то одни запреты, то другие, то третьи… Были кризисы и дефолты... А туризм мимикрировал, приспосабливался… и выживал. Потому что желание людей путешествовать, узнавать что-то новое, открывать для себя города и страны будет существовать ВЕЧНО. Эти потребности остаются такими же насущными, как есть, пить и одеваться.

И вот сейчас – новые вызовы. На этот раз гораздо более глобальные. Закрылись границы,  отменяются туристические мероприятия, переносятся выставки, семинары, тренинги и форумы. И что хуже всего – паника среди туристов и полная неопределенность. Одни эксперты говорят, что ситуация изменится в положительную сторону к лету, другие, что пандемия растянется на  два года.

Сдержанный оптимизм в нынешнем положении высказывают лишь те компании, которые занимаются внутренним туризмом, и владельцы агроусадеб: ведь в любом случае соотечественникам где-то нужно проводить отпуск и свободное время. Станет ли это палочкой-выручалочкой для отечественного туризма, сказать сложно. Но то, что очевидно и лежит на поверхности – это необходимость получить поддержку, и не только моральную, со стороны государства, как получают ее туристические отрасли других государств. Иначе отечественному турбизнесу будет трудно. И даже очень трудно. Хотя, если честно, уверенности в господдержке у меня нет.

Более 40 лет я пишу о туризме и считаю эту отрасль самой оптимистической и способной к выживанию. Поэтому считаю: туризм будет существовать вечно.

Нет, не задушишь, не убьешь!!!


Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.

Смотрите также

Статьи
Турбизнес Беларуси ждет правильных действий от государства

9 апреля состоялась пресс-конференция, которую совместно провели представители пяти туристических общественных

Статьи
Как из-за коронавируса безвизовый Гродно оказался в локдауне

Три года подряд в Гродно приезжали тысячи иностранных туристов по безвизу. Город воспрял: одно за другим открывались

Статьи
Чтобы остановить эпидемии, белорусы обпахивали села на волах-близнецах: народная медицина 150 лет назад

Узнали, как бороться с болезнями помогали собаки и рушники, чем сейчас объясняют работу «заговоров» и почему среди

Статьи
До 27 марта все белорусские туристы вернутся на родину

Для этого принимаются все необходимые меры, заявил на встрече с журналистами министр спорта и туризма Сергей

Самые популярные Самые обсуждаемые