pl | de | by | en

О привычке жениться по-белорусски. Откуда на Лепельщине эротический культ Терешки

Автор: Надежда Суслова

Как народными обрядами привлечь туристов в Беларусь и почему до Лепельщины пока не доехал ни один турист, прилетевший по безвизу — об этом Ольга Маханенко, хозяйка усадьбы «Приозерная», координатор европейского зеленого маршрута по Лепельскому району «Край желтых кувшинок и седых валунов», главный инициатор и организатор обряда.

tereshka.jpg

— Коляды в Беларуси издревле сопровождались различными веселыми играми и обрядами. «Женитьба Терешки» как раз из их числа. Этнографы и ученые, изучая нравы и традиции древних белорусов, пришли к выводу, что на этих территориях существовал эротический культ Терешки – символа мужского достоинства и силы. Ему поклонялись молодые супружеские пары еще во времена Полоцкого княжества.

На Лепельщине обряд проводили всегда, даже во времена воинствующего атеизма. В те времена он «прятался» по селам и хатам, но не исчезал.

В долгие рождественские вечера молодежь собиралась на посиделки — «вячорки». Обряд сохранился в народной памяти как неизменная традиция, а не театральная постановка и  не художественная самодеятельность. «Женитьба Терешки» — просто часть повседневной жизни, быта: даже, если в домах собирались всего несколько человек, то играли в эту старинную игру.

b8ee27bb893c6f8dea699ecd7014744d.jpg

— Но для публичного просмотра, если так можно выразиться, «Женитьба Терешки» возродилась только благодаря вашим усилиям.

— Это действительно так. Этот обряд я помню с раннего детства. Родители работали целыми днями, и меня воспитывала бабушка 1910 года рождения. Она помнила все песни, все традиции просто досконально. Да и мама, когда  меня качала, то часто пела: «Цярэшка, Цярэшачка, цераз мой двор сцежачка, бітая-таптаная, я ў мамкі каханая».

Так что для меня возрождение этого обряда – дело личное. И я подумала: если это интересно мне, возможно, это будет интересно и другим? Кроме того, мне хотелось разнообразить жизнь односельчан, сделать ее веселее и насыщеннее.

— И кто это начинание поддержал?

— Поддержали жители окрестных деревень, пожилые люди, владельцы агроусадеб. Местные жительницы поют и пляшут так, как пели и плясали их бабушки и прабабушки, они — живые носители уходящих традиций деревенской культуры.

— А власти?

— Поддержали на словах. Дело в том, что у нас на Витебщине есть главный праздник – «Славянский базар». Вот туда и направляются средства из областного и районных бюджетов. Есть перечень и других официальных праздников. Обряды и такие фестивали, как наш «В гости к лепельскому Цмоку», в этот перечень не входят.

Проведение «Женитьбы Терешки» — это чисто волонтерская деятельность. При организации мы используем собственные внутренние ресурсы по принципу «талаки». После обряда предусматривается застолье, как на настоящей свадьбе, что-то на стол привозят гости, что-то готовят хозяева агроусадеб, местные жители. По крайней мере, голодными никто не оставался.

У нас были проблемы и посерьезней, например, обустройство участка дороги, которая ведет к нашей «хате», где проходит обряд. Это сложный участок – всего полтора километра, и мы его частично обустроили сами. А в будущем решили устроить такую аттракцию: прицепить к трактору вагончик и возить туристов. В «хате» тоже сами сделали капремонт. Теперь в ней есть теплый туалет и даже автономное электричество.

Я вообще привыкла рассчитывать на собственные силы и живу по принципу: «У меня есть я, и мы справимся»!

— А меценаты, бизнесмены не делали попыток помочь?

— По моему глубокому убеждению,  от бизнеса добрых дел не дождаться.

— Пожилые люди в деревне это, как сейчас принято говорить, уходящая натура. Молодежи участие в обряде интересно?

— Мы отчетливо видим, что преемственность поколений существует на самом деле. Сейчас в обряде активно принимают участие люди, которым около 40 лет, но они приводят и своих детей-подростков. И тем тоже интересно. К нам приезжают студенты. Нашим мероприятием интересуются члены объединения «Будзьма беларусамі», с которым у нас тесные связи. Так что наш труд не пропадет, и обряд не потеряется. И это не может не радовать. Допускаю, что трансформации праздника не избежать, но его основа останется.

— На многих конференциях, семинарах и круглых столах  ранее обсуждалась тема развития этнографического туризма в Беларуси. Но сейчас дебаты и дискуссии на эту тему как-то поутихли…

—Считаю, что начинать работать с этнографией, создавать этнопрограммы нужно с изучения родного края, его легенд, преданий, обычаев и традиций.  Я приехала на Лепельщину в 1981 году и объездила с экспедициями множество деревень, общалась с местными жителями, которые еще помнили традиции и обычаи. Было собрано огромное количество разных материалов. Многие найденные объекты вошли в зеленый маршрут «Край желтых кувшинок и седых валунов».

Но хочу отметить, что мы все слишком долго жили в унифицированном государстве, нас учили, что мы – единый советский народ, и все национальности обезличивались. Теперь идет процесс самоиндефикации, осознания себя как нации. И это – процесс  сложный. И здесь как раз очень «в тему» — этнографический туризм.

— Прямо скажем, не везде в Беларуси понятие этнографический туризм ассоциируется с тем, что происходит именно в этих регионах. Например, появился в Поставах Зюзя Поозерский – и его быстренько попытались тиражировать и в других областях. Семежевских «Колядных царей» тоже пробовали перенести на другую почву. Да и «Женитьба Терешки» не исключение. И как к этому относиться?

— Действительно, теперь во многих районах Беларуси утверждают, что Терешку женили и там. Делают копию, слепок. Приглашают профессиональных артистов и режиссеров, устраивают постановки. Но мне кажется, что это как взять чужого ребенка и пойти просить с ним подаяние. Наша Беларусь достаточно богата на традиции и обряды. Нужно только как следует изучить местный материал и поискать собственные «изюминки».

— Несколько лет назад упорно говорили, что обряд «Женитьба Терешки» будет внесен в Список нематериального наследия ЮНЕСКО. На какой стадии этот вопрос сегодня?

— Да, мы очень надеялись на такой поворот событий. Конечно, его статус очень бы вырос, и обряд стал бы более привлекательным для туристов. Но пока он остается нашей районной «каштоўнасцю». Продвижением обряда на более высокий уровень следует заниматься серьезно, но, похоже, никому это не нужно.

— Дефицита гостей на обряде не наблюдается? И кто обычно приезжает «пожениться»?

— Обряд не может и не должен становиться массовым мероприятием, но небольшие группы туристов как отечественных, так и иностранных, на Лепельщине в дни Коляд мы готовы принять. Тем более что «Женитьбя Терешки» уже была не раз апробирована на немецких, польских, голландских, французских туристах и не оставила их равнодушными. В общей сложности, если обряд проводится в трех деревнях, то приезжает 100-150 человек. Многие – это наши постоянные клиенты, которые «женятся» каждый год. Мероприятие это одноразовое – проводится один раз в год. И тиражировать его не стоит. Конечно, в старину обряд затягивался и на несколько дней, но мы ограничиваемся одним вечером.

— Как вы взаимодействуете с туристическими компаниями?

— Эпизодически, если честно. Считаю, это не их тема. Такие группы быстрых денег не дают, нужно вникать в нюансы, над продвижением таких программа нужно работать, понимать, что продаешь. Да и цена должна быть адекватной. А то, бывало, приезжают туристы и сразу требуют: «Сделайте мне красиво!». То есть, за те деньги, что он заплатил, он считает, что у нас должно быть «все включено».

В перспективе, как мне кажется, участие в обряде должно продаваться как эксклюзив, но туристу предварительно нужно все разъяснить: куда он едет и зачем.

Вы не поверите, но, к примеру, на наш фестиваль, посвященный Цмоку, за пять лет его существования, турфирмы не привезли ни одной организованной группы!

— С введением безвиза, возможно, подобный турпродукт будет востребован иностранными гостями?

— Пока, по крайней мере, ни один турист, прилетевший в Беларусь, на Лепельщину не доехал. Более того, у меня очень много партнеров из стран-соседок – Польши, Литвы, Латвии, которые самолетом к нам не полетят. Приведу пример. Пригласили мы на фестиваль мифологии в августе гостей из Польши. Собралась группа из девяти человек. Им нужна была виза, а для этого – оформленное приглашение. Захожу на сайт посольства, делаю приглашение, подписываю в Лепельском райисполкоме, отсылаю в Варшаву. Поляки приезжают в нашу дипслужбу, а им говорят, что райисполком не имеет права такие приглашения оформлять. Переделываем. Через неделю нашим потенциальным туристам, а они из Кракова, приходит уведомление, что визы готовы, приезжайте. Представитель едет – ничего подобного! Такая же история вышла и с латвийскими туристами. И кто будет гореть желанием к нам ехать? Так что мы много и на всех уровнях говорим, как мы хотим принимать туристов, но ничего не меняется!

— Мне посчастливилось три раза «выйти замуж» во время этого замечательного обряда. И я должна заметить, что он выглядит гораздо более впечатляющим, если участники одеты в национальные костюма. Вы не планируете вводить для тех, кто хочет принять участие в «женитьбе» определенный дресс-код?

— Одежда, народные костюмы, — это очень важная деталь, которая сразу придает действу необходимый колорит. И мы просим гостей одеться подобающе. Правда, здесь есть некоторые проблемы, и зачастую они одеваются в некие стилизованные подобия народных «строев». В принципе, это желательно, но необязательно: хороший белорусский костюм стоит недешево, и далеко не каждый может его приобрести. На всякий случай, у нас собрана коллекция «строев», и желающие могут в них переодеться. Со временем надеемся эту коллекцию пополнить.

— Как проходит обряд, какие в нем есть основные «фишки»?

— Все секреты выдавать не буду, но могу перечислить основные этапы. Сначала все участники игры становятся в круг и ходят, припевая все вместе: «Цярэшка, каху, каху, што ў цябе ў мяху, у мяху? Нітачкі, іголачкі, дзяўчатам пярсцёначкі!» Затем поют девушки: «Пайду я по агародзе, у дзявочым карагодзе, шышачкі лускаючы, дзядульку чакаючы!» И «хлопцы» продолжают: «Лезце цётачкі з пячы, паліце фанары, свечы, каб было відно хадзіць, каб хутчэй бабуль лавіць!»

tereshka3.jpg

В какой-то момент объявляется: «А не поженить ли нам Терешку?» Все разбиваются на пары и по очереди подходят к «родителям», которые, припевая, разрешают «жениться». Затем нужно потанцевать друг с другом и с «родителями» «лявониху», пригубить «чарочку» под «родительские» приговоры: «салодкая парачка, цябе водкі чарачка».

Когда все парочки связали себя узами брака, начинаются игры и испытания, которые носят ярко выраженный эротический характер.

Потом можно танцевать до упаду падеспань, краковяк, польку и другие танцы. И в завершение, разумеется, свадебный пир, на котором можно попробовать блюда, характерные для этой местности – грибная поливка, клецки «с душами».

Трапеза сопровождается прибаутками, шутками и припевками, и затягивается, как правило, надолго.

— Точная дата «Женитьбы Терешки -2019» уже определена?

— Да, приглашаем всех желающих 12 января, в 20.00 в деревню Люкжино.

У САЙТА «ПЛАНЕТА БЕЛАРУСЬ» ПОЯВИЛСЯ КАНАЛ НА ЯНДЕКС ДЗЕН. ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!


Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.

Смотрите также

Статьи
Пять отличных вариантов для путешествий в январе

Январь так стремительно наступает сразу после встречи Нового

Статьи
Наших предков штрафовали, если они не женились до 25 лет

«Комсомолка» узнала у этнолога, как в XIX веке белоруски пытались

Статьи
Гэты беларускі абрад можна пабачыць раз на год і толькі ў адной вёсцы

У апошні дзень масьленічнага тыдня, на восьмы тыдзень пасьля

Статьи
Январь: любуемся фейерверками, женим Терешку и окунаемся в прорубь

Январь так стремительно наступает сразу после встречи Нового

Еще
Самые популярные Самые обсуждаемые