by | pl | de | en

О Щучинщине без хайпа. Плюс кадры "лихих 90-х"...

Автор: Анатолий Варавва, Сергей Плыткевич
Фото: Сергея Плыткевича

У художественных произведений разная судьба. Какие-то из них, попав в нужную струю, вспыхивают мгновенно и так же быстро гаснут, какие-то не находят пути к сердцам поклонников и навсегда остаются непонятыми и забытыми, а каким-то выпадает счастье стать символом эпохи.


Я не буду оценивать нашумевший в последние дни клип, посвященный одному из районов Гродненской области, так как не являюсь специалистом в данной области. Но сам факт привлечения внимания общественности к конкретному региону нашей страны меня, конечно, радует. И дает повод покопаться в своих архивах, чтобы поделиться с читателями не только фотографиями из Щучинского района, но и важной, на мой взгляд, информацией.

Для начала покажу, как в Щучине проходил праздник урожая в далеком 1990-м году.

1-FT_VI_21_01_984.jpg

Стенды совхоза «Знамя советов» и колхоза «Советская Белоруссия». Уже тогда кто-то проявлял больше творчества в работе, кто-то меньше.

2-FT_VI_21_27_984.jpg

В начале девяностых годов прошлого века у нас был острейший дефицит продовольственных товаров. И это хорошо видно по моим снимкам, сделанным на осенней ярмарке в Щучине.

Вот стоит огромная очередь за какими-то продуктами.

4-FT_VI_21_03_984.jpg

Вот желающие купить живых поросят.

5-FT_VI_21_13_984.jpg

А это мужики захватили машину с зерном или крупой какой-то.

6-FT_VI_21_14_984.jpg

Трудно в это поверить, но в далеком ноябре 1990 года купленное добро уносили вот в таких мешках.

7-FT_VI_21_21_984.jpg

Были и более интеллигентные покупки.

8-FT_VI_21_24_984.jpg

Вот счастливые обладательницы куриц.

9-FT_VI_21_33_984.jpg

А этой бабушке достался еще и десяток яиц.

10-FT_VI_21_34_984.jpg

Утки в ожидании своего звездного мгновения.

11-FT_VI_21_15_984.jpg

И все это под бравурные звуки оркестра.

13-FT_VI_21_36_984.jpg

Народные танцы на сцене и возле очередей.

12-FT_VI_21_20_984.jpg

Обычная жизнь! В конце прошлого века она у нас была такой не только в Щучине, но и по всей Беларуси. И в какой-то мере последний клип ее отражает.

Но мы прекрасно знаем, что в реальности все гораздо глубже и богаче. Щучинский район обладает огромнейшим потенциалом – как историческим, так и человеческим. Покажу только некоторые точки на карте района, куда заинтересованный путешественник должен съездить обязательно!

Деревня Мурованка

14-2020-07-04-24--DJI_0452pb_1330.jpg

Здесь находится одна из главных архитектурных жемчужин Беларуси – церковь Рождества пресвятой Богородицы. Сооруженная в 1524 году, церковь органично сочетает в себе готику и ренессанс. Почти квадратная в плане, покрытая высокой черепичной крышей, церковь завершена полукруглым алтарем. По углам ее поднимаются четыре цилиндрические оборонительные башни, внутри которых прежде располагались винтовые лестницы. Они выводили к помещению под крышей, где находилась боевая галерея. По всему периметру храма и в башнях были устроены бойницы, а в подземелье церкви — склад для оружия, боеприпасов и культовых ценностей. Этот оборонительный антураж убедительно довершала подъемная заслона — герса, устроенная над входом (она исчезла лишь к началу ХІХ века). 

15-2020-07-04-24--DJI_0448pb_1330.jpg

Утонченное, ритмически выверенное пластическое решение фасадов этого храма несет на себе печать ярко выраженного ренессансного влияния. Интерьер завораживает изысканной красотой своих сводов. Нарочито-нервный рисунок ребер-нервюр, которые по воле зодчего то превращаются в сложнейшие пространственные фигуры, то собираются в пучки к четырем внутренним столбам, — лучшее доказательство свободного владения местными мастерами строительными приемами из арсенала готического искусства.

16-2020-07-04-24--DJI_0509pb_1330.jpg

Церковь-крепость пострадала во время войн середины ХVІІ — начала ХVІІІ столетия. Долгое время пустовала. Пережила несколько ремонтов, но и сегодня, став действующим православным храмом, доносит до нас суровое дыхание своей эпохи, производит неизгладимое впечатление, когда встречаешься с ней воочию. Этим каменным стенам совсем скоро исполнится полтысячелетия, а они и сегодня кажутся несокрушимыми…

Город Щучин

17-2015-06-02-21-1042pb_1330.jpg

Известен город с 1537 года как частновладельческое местечко, принадлежавшее в ту пору князьям Радзивиллам. В 1718 году здесь был основан монастырь пиаров, при котором восемь лет спустя открыли школу, или коллегию. Со временем она, словно «по щучьему веленью», стала одной из крупнейших среди ей подобных в Центральной и Восточной Европе!

Пиары (не путать с сегодняшними PR-специалистами!) с ХVI столетия стали реформаторами системы образования в Речи Посполитой. Обучение в коллегии длилось шесть лет. За это время учащиеся должны были не только усвоить историю религии, богословие, латинский и восточные языки, но и овладеть искусством красноречия. Кроме того, в программу обучения были включены математика, физика, история, право… При коллегии был физический кабинет, ботанический сад; ее библиотека насчитывала более двух тысяч томов.

19 3bca0bf82eecc9e473666aae621cd9ea.jpg

Со здешней коллегией пиаров связана педагогическая и научная деятельность крупных ученых ХVІІІ — первой половины ХІХ века. Вот лишь несколько имен. Матей Догель — автор «Дипломатического кодекса Королевства Польского и Великого Княжества Литовского», в котором были собраны документы по истории дипломатии Речи Посполитой. Казимир Нарбут – создатель учебника по логике и автор большого курса по философии. Станислав Бонифаций Юндзилл — известный ботаник и зоолог; став профессором, он возглавил кафедру естественной истории Виленской академии. Аниол Довгирд преподавал в коллегиуме физику, математику, географию, риторику, поэтику и французский язык; углубленно занимался вопросами философии, логики и психологии.

20 4b6b37b86cfefb2caa7fccae410dd4d7.jpg

Наконец, именно здесь, в Щучине, набирался знаний Игнат Домейко — всемирно известный ученый и путешественник, «апостол науки в Чили», как именовали его в Латинской Америке. Летом 2002 года 200-летие со дня рождения Игната Домейко отмечал весь мир. Эта дата была включена в Календарь знаменательных дат и выдающихся событий ЮНЕСКО.

21 7cdb8853b6f55159d1256e5a7f492ef7.jpg

Потомки Игнатия Домейко у памятника прославленному предку в деревне Большая Медвядка. 3 августа 2017 года.

Сегодня о пребывании пиаров в Щучине напоминает сооруженный в стиле классицизма костел Св. Терезы.

24 1df3f3a715b99ab120f6450cb19bd699.jpg

После восстания 1830—1831 годов монастырский костел стал приходским. Он действовал до 1962 года, затем был закрыт советскими властями, а в 1989 году возродился. Ныне вместе с православной церковью Св. Михаила костел образует выразительную силуэтную группу исторического центра города.


В последнее время в Щучине, и опять-таки словно «по щучьему веленью», чудесным образом преобразился бывший Дом офицеров, которому вернули его прежний элегантный облик дворца князей Друцких-Любецких, прежних владельцев города.

22-2019-01-23-4--DJI_0114pb_1330.jpg

Здание в стиле неоклассицизма возвел виленский архитектор Тадеуш Ростворовский, представив в своем исполнении своеобразную реминисценцию дворца Малый Трианон, созданного в 1768 году архитектором Анж-Жаком Габриэлем в Версале — резиденции французских королей. Такая нарочитая аналогия была отнюдь не случайна: заказчик дворца князь Владислав Друцкий-Любецкий был внуком Франтишека Друцкого-Любецкого, влиятельного министра финансов Царства Польского. Последний, живя в Париже в 1830-х годах, был воодушевлен Версалем. Видимо, эта страсть передалась и внуку, который позволил себе сию экстравагантность — сделал «маленький Версаль» прямо в Щучине!

23-2017-08-25-11--1920pb_1330.jpg

До окончательной отделки дворца Владислав, однако, не дожил — жизнь его закончилась в 1913 году скандальным убийством, о котором потом долго судачили в Европе и даже в Америке. Похоже, тень трагической судьбы французской королевы Марии Антуанетты, сделавшей Малый Трианон своей дорогой игрушкой, неким мистическим образом легла на детективную историю кончины владельца щучинского дворца…

Это монументальное здание, в коем, казалось, витал призрак князя Владислава, принадлежало роду Друцких-Любецких до 1939 года; в советское время его обжило для своих нужд военное ведомство (благо в Щучине базировались тогда два грозных авиаполка, расформированные в 1992 году). А теперь дворец, конечно же «по щучьему веленью», стал Центром творчества детей и молодежи…    

И сам город, и его окрестности изобилуют именами замечательных людей — уроженцев этой земли. Ограничимся лишь тремя примерами, зато какими!

26 7570088dc8e4fb24e48be2cbc59cacad (1).jpg Памятник Алоизе Пашкевич в Щучине

В усадьбе Пещин родилась знаменитая белорусская поэтесса Тетка, чье подлинное имя — Алоиза Пашкевич. Публицистическая заостренность, революционный пафос, яркая метафоричность — таковы особенности поэзии Тетки. Кроме стихов, писала повести, очерки, статьи… Наконец, она была страстной путешественницей. Побывала во многих странах, которые описала в своих путевых очерках, но, живописуя чужеземные красоты, Алоиза скажет напоследок: «Нiдзе так не пекна, як у нас».

27 59b025a0b96b0f91f90cf2b8f93b95f1.jpg Могила Алоизы Пашкевич в деревне Старый двор

В местечке Демброво под Щучином родился именитый живописец и график Казимир Альхимович. Происходил он из небогатой шляхетской семьи. За участие в восстании 1863 года был сослан в Сибирь и лишь спустя шесть лет вернулся домой по амнистии. Поселился в Варшаве, откуда и началось его восхождение к вершинам изобразительного искусства. Его творческим кредо стала историческая живопись. Свои сюжеты он черпал из истории Великого Княжества Литовского. Плодотворно работал и в бытовом жанре, и как график. Наиболее удачными оказались те его иллюстрации, в которых он передал красоту наднеманского края, белорусских лесов, болот и пущ. Привязанность к родной земле, к ее языку, культуре Альхимович сохранял до конца своих дней.

Еще одно славное имя уроженца щучинской земли мы вспомним в Старых Василишках.

28-2017-08-16-12--1077pb_1330.jpg

Попав сюда, с огромным изумлением открываешь для себя здешнюю святыню, ее гордость — костел Свв. Петра и Павла. Этот великолепный архитектурный монумент — настоящая готическая скульптура.  Соорудил ее в 1903 году известный польский архитектор Константин Войцеховский.

29-2017-08-25-19--2144pb_1330.jpg

Храм-корабль горделиво идет под распущенными парусами двух трехъярусных башен. Струящиеся с верха башен ступенчатые контрфорсы вибрируют, как полотнища парусов при попутном ветре. Эта игра линий, этот трепет камня переходит на боковые фасады — и захватывает зрителя своей брутальной динамикой.

Арка портала выложена плитами с надписями, на которых написаны имена тех, кто делал пожертвования на строительство храма, однако надписи очень неразборчивы: они были замазаны по распоряжению советских властей.

30 439a6ed854e04d355f1829ba9194476d (1).jpg

Пылающий красный кирпич сменяется в интерьере светлой штукатуркой, покрытой орнаментальными росписями. Широкий шаг восьми мощных столбов, делящих базилику вдоль и поперек, увлекает вошедшего, направляя его к главному алтарю, двум боковым и двум кулисным. В их оформлении, как, впрочем, и в оформлении всего интерьера, блестяще реализован замысел-желание — превратить внутреннее пространство храма в единый целостный ансамбль. Кажется, все виды пластических искусств: архитектура, скульптура, живопись, резьба по дереву, чеканка, витраж — сошлись здесь в своем усердии материализовать христианскую идею средствами готической эстетики…   

Для вящей убедительности тут прибегли даже к чисто театральному приему — соорудили… пещеры как метафору Вифлеемского вертепа, в котором родился Спаситель, и Гроба Господня, где он опочил. Альфа и омега…

32-2017-08-25-19--2130pb_1330.jpg

При входе в костел установлена мемориальная плита с надписью: «Чеслав Немен (Выджицки). Род. 16.02.1939 г. в Ст. Василишках, умер 17.01.2004 г. в Варшаве. Великий артист, знаменитый певец, вокалист поколений, инструменталист, композитор, которому Бог дал необыкновенный музыкальный талант. 17 января 2005 года. Земляки».

33-2017-08-25-19--2160_984.jpg

Восхождение к вершинам славы началось для Немена в 1960-х годах. Как писал журнал «Jazz Forum», «удивительный мир его звучаний и философии жизни возник в результате столкновения двух разных культур, даже в чем-то двух отличных цивилизаций: Востока и Запада, на стыке традиции и современности, музыки старой и новой, народной и городской, светской и религиозной, популярной и классической, джазовой и экспериментальной, акустической и электронной… Он был артистом Ренессанса, который пробивал границы стилей, высказывался в разных областях искусства. Инфантильную рок-музыку он перенес в иное измерение, привнеся в нее тексты из самых святых канонов великой поэзии».

Последний его альбом датирован 2001-м годом… Музыкант не дожил месяца до своего 65-летия.  В Старых Василишках в 2011 году создан клуб-музей Чеслава Немена в стенах дома, в котором он родился.


Оказавшись в Василишках, мы не можем проехать мимо одного скорбного места. Это православное кладбище возле деревни Сандыковщизна.

38-2017-08-25-18--2078_984.jpg

Каждому путешественнику здесь можно подумать о жестокости судьбы, своем счастливом настоящем и надеждами на будущее. Потому что у тех людей, которые лежат внутри кладбищенской ограды, никаких надежд на хорошее будущее не было.

39-2017-08-25-18--2093_984.jpg

Здесь похоронены дети-инвалиды, от которых отказались родители и которые смогли прожить от двух до семнадцати лет в Василишковском доме-интернате.

40 9546414d30a3f6b794b1e411daff1559.jpg

Вот так это заведение смотрится с высоты. Все красиво, но внутри боль и трагедия.

41 1518340f0234ab99facddefd3bab4d59.jpg

Частью дома-интерната является усадьба Ивановских, но побывать внутри нее вам не удастся – территория является закрытой…

От Мурованки чуть более десятка километров до городского поселка Желудок — родины Валерия Антония Врублевского, видного  революционного деятеля,  соратника Викентия Константина (Кастуся) Калиновского. В 2011 году, к 175-летию со дня рождения В. Врублевского, в Желудке установлен памятный знак в сквере на улице, носящей его имя.

Со второй половины ХV столетия это было великокняжеское владение, затем двор, местечко, поветовый центр Виленского воеводства (до 1567 года) и даже некоторое время (1940—1962) советский районный центр. Теперь — городской поселок.

42-2020-07-04-29--DJI_0644pb_1330.jpg

В феврале 1706 года, когда шла Северная война, здесь устроил свою штаб-квартиру шведский король Карл ХII.  Долгое время Желудок принадлежал графам Тызенгаузам. В подземелье здешнего костела, предшественника нынешней католической святыни, был похоронен самый известный представитель этой фамилии — Антони Тызенгауз. Здесь же родился его внучатый племянник Константин Тызенгауз, видный ученый орнитолог, меценат и коллекционер произведений искусства, с коим связана целая эпоха в истории Постав.  

43-2020-07-04-29--DJI_0633pb_1330.jpg

Костел Вознесения Девы Марии (1854) в Желудке создан Каролем Подчашинским, знаменитым виленским архитектором и теоретиком позднего классицизма. На главном фасаде храма обращают на себя внимание сразу два расположенных друг над другом треугольных фронтона: один венчает костел, другой — дорический портик, устроенный перед порталом. В тимпанах обоих фронтонов — горельефное изображение Христа с детьми и «Всевидящее Око». Контраст между бутовой кладкой стен, с одной стороны, и побеленными фронтонами, колоннами, архитектурным декором — с другой, строго-уравновешенное композиционное решение, удачно расставленные скульптурные акценты сообщают костелу — при его небольших размерах — монументальное величие.  

44-2020-07-04-29--DJI_0593pb_1330.jpg

В начале ХХ столетия на окраине Желудка молодой князь Людвик Святополк-Четвертинский заложил усадьбу. Над ее проектом потрудился блестящий варшавский архитектор Владислав Маркони, придав усадебному дому вид элегантного дворца, в котором слились воедино отзвуки французского классицизма и эмоциональные мелодии  барокко второй половины ХVIII столетия.

Ступенчатая планировка, мансардные крыши со слуховыми окнами, балюстрадная терраса, балкон на четырех парных колоннах, скульптурно-геральдическая композиция над входом, рустовка и многое другое создало живописный, покоряющий своей изысканной пластикой образ княжеской резиденции. Флигель-«замок» с шатровой башней и готическим порталом, а также хозяйственные постройки в качестве «этнографических» компонентов служили дополнением к дворцу. Остается только добавить, что свое творение В. Маркони поместил в регулярный парк. Хотя мода на «французские» парки к началу ХХ века уже давно прошла, но тут она оказалась вдруг востребованной. Судьба князя Л. Святополк-Четвертинского сложилась трагично:  в 64 года он погиб в Освенциме. Ныне пустующая усадьба доживает свой век в окружении могучих деревьев одичавшего парка…

Деревня Рожанка

Здесь нас ожидает встреча с костелом Свв. Петра и Павла. Храм построили на средства сенатора Царства (Королевства) Польского Людвика Михала Паца, а век спустя — переделали.  Храм возведен из кирпича и бутового камня. В нем уже легко различимы проявления неоготического стиля, который станет доминирующим в католическом зодчестве второй половины ХIX и, особенно, начала ХХ столетия. 

45 f87f55c82275385defe1becd96f629f0 (1).jpg

В композицию прямоугольного храма с пятигранной апсидой введен трансепт, чьи крылья, как и главный фасад, увенчаны ступенчатыми щитами. Тонкая четырехгранная башня-звонница (восьмерик на четверике) поставлена асимметрично, у правого угла фасада, и накрыта высоким шпилем. Готический антураж (стрельчатые окна, контрфорсы, башенки-фиалы и пр.) еще не очень выразителен, но уже набирает силу.

Но особенно броско, с известной долей шика, демонстрирует себя фасадная стена, где на камень нанесены лепной герб, широкий орнаментальный пояс и утонченный рисунок из вертикально-горизонтальных белых линий.

Деревня Ищелно

46 292a77a5c4c4983e7ab9190f04161719.jpg

Костел Троицкий в Ищельно считается ярким представителем позднего барокко. Строительство этого храма завершилось в 1758 году. Помимо фигурного фронтона главным украшением фасада являются две квадратные в сечении башни, которые выступают за него, придавая композиции рельефность. В XIX веке рядом была построена колокольня в том же стиле.

Внутри храма выделяется барочный алтарь, украшенный лепниной и коринфскими колоннами. Также сохранился старинный орган и многие предметы, используемые для богослужений. Во многом это объясняется тем, что костел Троицкий в Ищельно оставался действующим даже в советские времена.

47 3281511f7a64302904262fd8b324737a.jpg

Особый интерес представляют собой солнечные часы, которые находятся на каменном постаменте в южной части костельного двора. Они были сделаны в XVIII веке виленским мастером Малецким и очень точно показывали время благодаря тому, что при создании часов учитывалась широта, на которой они будут использоваться.

48-2017-08-25-9--1701pb_1330.jpg

О Щучинском районе можно было бы еще долго рассказывать, но в завершение этого материала мы поделимся картинками в стиле созданного недавно клипа. Вот местная бабушка с гусями и козой, которой нравится ольховая ветка.

49-2017-08-25-9--1746pb_1330.jpg

Одна из щучинских дорог во время заката.

50-2017-08-25-28--2317pb_1330.jpg

И кресты разных конфессий в деревне Бакшты, как символ надежды.

51-2008-01-02_0224pb_1330.jpg

Каким будет будущее этого края – теперь зависит только от нас…

P.S. Ссылка на материалы для тех, кто хотел бы еще больше получить информации о Щучинском районе: готовый маршрут Анатолия Вараввы из Минска в Щучин и обратно под названием «По щучьему веленью», материал Надежды Сусловой «Почему вам нужно в Щучин?», интервью с создателем музея Чеслава Немена в Старых Василишках, материал про президента Франции Шарля де Голля, который во время Первой мировой войны был в Щучине в качестве военнопленного, а также страничка «Планеты Беларусь», где представлены все размещенные на данный момент достопримечательности Щучинского района.


Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.
Самые популярные Самые обсуждаемые