Наверное, еще не было туристической выставки, которую ждали бы с такими двойственными чувствами.
С одной стороны, очень хотелось наступления настоящей весны и возрождения туристической сферы. С другой, существовали определенные сомнения и страхи, связанные с пандемией и общей социально-политической обстановкой в стране.
Впрочем, пришедшего и приехавшего на «Отдых» народу оказалось неожиданно много. А открытие получилось шумным, как в старые добрые времена. Да и встречи с друзьями и знакомыми после долгого перерыва оказались приятными.
Посетители обнаружили, что экспозиция представила собой весьма причудливое зрелище, в которой, словно в стиле фьюжн, соседствовали три туристические компании, агроусадьбы, ремесленники, спортивное снаряжение, музеи, санатории и пр.
Те гости выставки, которые по привычке пришли за путевками, были сильно разочарованы, так как турфирм, занимающихся выездом и раздающих красивые каталоги, они не нашли. Зато можно было полакомиться разнообразными «прысмаками», привезенными фермерами и агроусадьбами. В общем, внутренний туризм в его лучшем виде.
Организаторы постарались заполнить программу деловыми мероприятиями.
Эту актуальную тему обсуждали на круглом столе, организованном Департаментом по туризму МСиТ. Одной из палочек-выручалочек для отечественного внутреннего туризма стал агроэкотуризм. По мнению руководителя БОО «Отдых в деревне» Валерии Клицуновой, отдыхом в сельской местности воспользовались даже те люди, которые ранее об этом и не помышляли. За «ковидный» год возросло и количество усадеб – теперь их 2936. Да, в непростой для туризма период некоторые усадьбы туристов не принимали. Но многие использовали прошлый год, предлагая туристам свои услуги как вариант для самоизоляции и как возможность провести время вдали от цивилизации на свежем воздухе. Произошла переориентация на новые сегменты населения: к отдыху в деревне стали приобщать любителей ЗОЖ, пожилых людей, детей. Стало больше проводиться различных пленэров, организовываться больше детских лагерей с различной направленностью.
О том, с какими трудностями столкнулись компании, занимающиеся въездным туризмом, рассказала Галина Потаева, руководитель компании «Виаполь», которая в следующем году отпразднует свое 30-летие. Она назвала такие цифры: если в 2019 году компания обслужила 20 тысяч туристов, то в прошлом их было всего 3 тысячи. В настоящее время наметилось определенное оживление, и на лето нынешнего года уже запланировано порядка 30 экскурсий в неделю. Сотрудники «Виаполя» постоянно работают над совершенствованием турпродукта, ищут новые пути, объекты и приемы для того, чтобы заинтересовать жителей Беларуси и подвигнуть их на путешествия внутри собственной страны. Сегодня туристы вместе с квалифицированными экскурсоводами компании могут посетить 295 населенных пунктов, увидеть незнакомые места, побывать на агроусадьбах, попробовать национальную кухню.
Проблемами выездного туризма в период пандемии поделилась Елена Кудлакова, председатель Республиканской ассоциации туристических агентств. Одной из основных проблем стал возврат денежных средств потребителям. В какой-то степени, по словам спикера, отрасль спасло достаточно лояльное отношение белорусских туристов к турагентам. А вот туроператоры по-прежнему не чувствуют своей причастности к туристу. Она отметила также отсутствие реальной помощи со стороны Минспорта.
Есть и насущные проблемы, которые касаются дня сегодняшнего: «Мы обращались в МСиТ и Минздрав с просьбой выработать совместные меры, связанные со сдачей ПРЦ-тестов и самоизоляции по возвращении из многих стран. То есть, вместо десятидневной изоляции турист может просто по приезде сдать тест. Но ответа так и не получили».
По мнению Филиппа Гулого, председателя правления РСТИ, пандемия поменяла критерии потребления клиентов туристической сферы в сторону оздоровления. Поэтому в тренде будут санатории, агроусадьбы и spa-комплексы. По его прогнозам, к 2024 году основная часть услуг перейдет в онлайн-пространство, многие турфирмы и агенства прекратят свое существование. Такая тенденция уже наметилась, учитывая, что, в отличие от многих зарубежных государств, которые поддержали сферу туризма субсидиями, у нас такую поддержку государство не оказало. Страдают и объекты инфраструктуры, гостиницы, которые не заполняются и для которых внутреннего рынка для нормальной работы недостаточно.
Этот вопрос, скорее всего, сегодня задает себе каждый, кто работает в туризме. С одной стороны, пандемия не закончилась, и закончится ли – никто не знает, и прогнозировать не может. С другой, какие-то положительные сдвиги происходят, поэтому можно строить хотя и робкие, но планы на будущее.
Этим планам и был посвящен круглый стол «Современные тенденции развития внутреннего туризма в Беларуси», состоявшийся в рамках выставки 24 апреля.
Мнения были озвучены самые разнообразные. К примеру, Елена Паршуто, замдиректора туристско-экскурсионных программ «Беларустуриста», считает, что неплохо бы сделать упор на гастрономический туризм. Но, констатировала она, белорусов кулинарные туры по родной стране не интересуют. В какой-то степени еще востребованы гастрономические мастер-классы – выпечка хлеба, приготовление сыров и пр., дегустации, но только в процессе какого-то общего маршрута. Причины таковы: отсутствие гастрономического патриотизма, отсутствие ассоциаций и объединений, отсутствие партнерства между субъектами, недостаточность рынков собственной продукции, отсутствие национального фастфуда, недостаточность воспитания подрастающего поколения, и отсутствие гастрономических туров у турфирм.
Ольга Пархимович, заведующая отделом культурно-образовательной работы музея Янки Купалы, считает, что туристов нужно чаще вывозить в филиалы: в Вязынку, Окопы, Левки, где можно организовывать интересные и познавательные программы на свежем воздухе.
Дмитрий Морозов, замдиректора ООО «БелАгроТрэвел», рассказал о перспективах развития военно-патриотического туризма на примере бывшего «Шталага-352» в Масюковщине.
Приятно отметить, что на фоне общей стагнации, в Минске появляются новые туристические объекты. К примеру, недавно в Каретном дворике открылся интерактивный музей мира классической музыки. Там можно не только посмотреть на старинные музыкальные инструменты, сделать фото, но и пройти сеанс музыкотерапии.
А 20 июня этот музей организует в Несвижском замке фестиваль классической музыки.
Презентация новых туристических и экскурсионных маршрутов, ставшая за 15 лет неотъемлемой частью программы осенней и весенней выставок, традиционно привлекла повышенный интерес публики. Сразу отмечу, что сложный период на творческую активность создателей новинок не повлиял, и в общей сложности заинтересованной публике представили 17 увлекательных экскурсий и путешествий.
Приятно, что в этот процесс внедряются не только мастера своего дела, такие, например, как директор компании «Трэвел» Лариса Хмельницкая, разработавшая маршрут «Игуменский тракт: прошлое и настоящее», но и неофиты. Речь идет о туристско-экскурсионном маршруте «Хруцкий в Полоцке: лента времени», представленном Иваном Гудошкиным, студентом 1 курса ПГУ.
Все большую популярность приобретают маршруты с активными способами передвижения. В качестве подтверждения этой тенденции, на презентации представили сразу два веломаршрута. Один из них – «Янаўскі ровар» – будет проведен 25-26 сентября, накануне Всемирного дня туризма в Ивановском районе. Второй называется «Горжусь тобой, мой край родной» и пройдет по памятным местам Вороновского района.
На байдарках можно будет сплавиться по Днепро-Бугскому каналу и реке Мухавец в рамках трансграничного маршрута «Буг объединяет нас».
Когда присутствуешь на подобных мероприятиях, невольно и сам подыскиваешь что-то интересное для себя, какое-то место, где еще не был. В этот раз захотелось отправиться в Ляховичи (там я еще ни разу не была), и проехаться по маршруту «Ляховичи в зеркале столетий», посетить усадьбу Бохвицев в Флерьяново, комплекс бывшей усадьбы Черноцких в Наче, бывшей усадьбы Рейтанов в Грушевке, Ляховичский льнозавод…И отведать Ляховичских пряников – говорят, это – настоящий кулинарный бренд города!
Что еще зацепило: возможность полетать на самолете над Могилевом в рамках маршрута Fly Club Mogilev, провести выходные в Осиповичах и окрестностях, по-новому взглянуть на межвоенный Новогрудок, пройтись по «Еврейской тропе» в Сморгони.
Без средств размещения, конечно, никакой туризм развиваться не может. Поэтому участникам выставки сообщили о новинках в этой сфере. В частности, туристов в Несвиже теперь смогут разместить в новой комфортабельной гостинице «Белосток», которая находится в центре города. В Могилеве гостей ждут в отеле «Атриум», рассчитанном на 135 номеров, с рестораном и СПА-центром. Небольшой отель «Пусловских» на 17 мест появился в Коссовском замке. Гости смогут вкусно поесть в ресторане «Граф Пусловский». А туристов, которые приехали в Гродно, ждут в хостеле «Гостим», расположенном прямо в центре города.
Генеральный директор компании «Минсктурист» Вадим Кармазин анонсировал реновированный и полностью преображенный дом отдыха «Логойский» на 970 мест.
Кроме основного корпуса, здесь предоставляются коттеджи и домики, есть ресторан, оборудованный пляж, баня.
И – новинка – в Минске, во Дворце профсоюзов, открылся бар-паб. Здесь можно продегустировать блюда белорусской кухни и выпить хорошего пива.
Минск прирастает и другой инфраструктурой. Бизнес-клуб «Олимпия» сообщил об открытии нового F-1 картинга, двух крытых катков и теплохода, который будет курсировать по Комсомольскому озеру.
6 мая состоится торжественное открытие музеефицированной Северной башни в Гольшанском замке. Туристы смогут пройтись по трем надземным и одному подземному этажам.
А традиционный фестиваль «Гольшанский замок» состоится 22 мая.
Четыре туристических объекта связал проект «Поддержка предпринимательства в сфере туризма на местном уровне в РБ», реализуемый программой развития ПРООН в партнерстве с МСИТ и финансируемый программой «Польская помощь» МИД Польши.
Это кемпинг «Мерея» (Миорский район), РФСК «Дривятич» (Браслав), деревня Комарово и Августовский канал. Участники мероприятия смогли оценить испеченный в Комарово хлеб, а также сыр с разнообразными вкусами.
Завершим мы наш репортаж символическими кадрами Сергея Плыткевича: праздничная мишура во время открытия и грозовое небо над выставочным комплексом. Очень хотелось бы, чтобы те люди, от которых зависит развитие белорусского туризма понимали его суть. И чтобы небо над нами расчистилось…
Команда американских дизайнеров, инженеров и ученых математически проанализировала глобальное культурное наследие для составления рейтинга известности....
В Беларуси не так много точек притяжения, которые могли бы заинтересовать самых разных туристов.
Рядом с въездным знаком Бобруйска появилась большая 3D-карта с указанием достопримечательностей. Размер полотнища — 18 на 6 метров. Ночью оно подсвечивается....