Пришло время праздников, когда или вы сами пойдете в гости, или гости придут к вам. Напомним некоторые традиции белорусов, которые издревле считались народом хлебосольным и гостеприимным.
Так говорили в старину и четко следовали этому правилу. Самых дорогих гостей встречали хлебом-солью на пороге дома или прямо у ворот. В ответ гостю полагалось прикоснуться к караваю губами, выражая тем самым свое уважение к хозяевам. Иногда отщипывали кусочек хлеба и, обмакнув его в соль, отправляли в рот. Согласитесь, что и теперь эта традиция сохранилась повсеместно, а караваи пекут просто на загляденье!
За столом гостю отводилось лучшее место – на «покуце», под иконами. Угощение зависело от достатка хозяев. Чаще всего предлагали картошку, рыбу, самодельные колбасы, сало, яичницу, грибы, капусту (причем капустой называли любые блюда из этого овоща – от тушенки до щей).
Если гость пришел перед Рождеством, когда пост еще не закончился, то на столе было семь блюд, среди них: «куцця» (каша из цельных очищенных зерен ячменя), борщ, оладьи с маком, коржики, орехи и яйца.
На само Рождество на стол выставлялось 12 блюд. Этот древний обычай берет свои истоки в язычестве. Тогда блюда готовили в честь двенадцати месяцев, каждому из которых покровительствовало языческое божество. Со временем этот обряд был переосмыслен и 12 блюд стали готовить в честь 12 апостолов.
По обычаю рождественский стол должен быть устлан белой скатертью, под которую наши предки клали сено или солому.
Если застолье происходило в новогодний вечер (для православных имеется в виду старый Новый год — 13 января) на столе блюд должно было быть 13, в том числе и изделия из мяса: колбасы, «верашчака», кровянки, сальтисоны.
Запивали, как правило, узваром (компотом из яблок и груш) или «сытой» — (растворенным в холодной воде медом). Готовили кисели и сбитень. Если хотелось чего-то покрепче, пили медовуху. Кстати, алкоголем наши предки не злоупотребляли – до XIX века народ вообще не пил крепких алкогольных напитков.
Более того, чрезмерное увлечение крепкими напитками считалось «заганай», грехом и горячо осуждалось. Об этом свидетельствуют многочисленные поговорки и пословицы: «Ад гарэлкі розум мелкі», «П'янства розум з'ела», «Гарэлкай розуму не прамыеш», «Пі - дурнейшы станеш».
Праздничная трапеза предполагала, в отличие от повседневной, долгие разговоры, поэтому сохранились такие выражения: «Не дорага ежка, дорага пацешка», «Даражэйша не сняданне, а прывітанне», «Не частуй (мяне) ні піўцом, ні вінцом, а прывітай шчыранькім слаўцом». А еще говорили: «Ці з перцам, ці не з перцам, абы са шчырым сэрцам», подчеркивая тем самым ценность общения.
Отличительной особенностью белорусского застолья, как отмечают многие этнографы, являлось принуждение к еде – «прымус». То есть гостеприимные хозяева буквально заставляли гостя попробовать все, что было на столе. Существовало такое выражение: «Прынука і прымус – гасцінны беларус».
Впрочем, знаменитое белорусское гостеприимство распространялось только на званых и ожидаемых гостей. Про незваных и нежелательных говорили: «Прыйшоў нязваны і йдзі нягнаны», «Няпрошанаму госцю лыжкі няма», «Няпрошанага госця за парог выводзяць», «З няпрошаным госцем не рукаюцца» и «Няпрошанаму госцю месца пад сталом».
Когда трапеза завершается, гости собираются восвояси. И тогда наступает время для обряда проводов.
Если соблюдать все правила проводов гостей, то они могут затянуться на продолжительное время. Итак, ритуал начинался с первой прощальной рюмки, которую называли «Застольная». Этой рюмкой уходящий гость свидетельствовал свое почтение тем, кто еще остался за столом.
Затем следовала «Подъемная». Гость вставал из-за стола и выпивал ее стоя.
Третья прощальная рюмка называлась «На ход ноги», то есть гость все-таки начинал движение от стола.
Четвертая рюмка носила название «Запорожная» — значит, гость покинул жилище и стоит за порогом.Затем следовала «Придворная», выпиваемая во дворе.
Самая знаменитая рюмка пилась, да и сейчас пьется – «На посошок». Популярность этого тоста имеет древние корни. Дело в том, что во все времена путешественники и странники пользовались особым уважением. Они шли от деревни к деревне, опираясь на свои посохи. Посох служил им опорой в дальних странствиях, защитой от бандитов и диких животных. Посох был им другом и спутником на всякий случай. Странники и путешественники перед длинной дорогой забрасывали за спину мешок, брали в руки посох и несколько минут стояли у калитки приютившего их дома. Хозяева выносили им чарку на посошок с пожеланиями удачи, ее ставили на посох и смотрели – опрокинется она или нет. Если не опрокидывалась – это к удаче, и странник мог путешествовать спокойно. Странник обязательно должен был выпить чарку до дна, оставив несколько капель, которые выплескивались через плечо «на дорожку». Отсюда и началась традиция пить «на посошок». В настоящее время чаще всего все предыдущие рюмки пропускаются, но на посошок пьют обязательно.
В древности существовала еще прощальная «Стременная». Эта рюмка тоже берет свое начало с давних времен. Когда воины уезжали на охоту, в путешествия, странствие или войну на лошадях, стремя ему поддерживал стременной. В последнюю минуту прощания супруга подносила стременную чашу со спиртным напитком. Как правило, это было вино. Когда напиток выпивали, чашу отдавали стременному.
Если гость был в состоянии забраться на коня, ему подносили «Седельную». Восьмая рюмка называлась «Приворотная», и ее подносили, когда гость выезжал из ворот, а девятая — «Заворотная» - уже за воротами. Тогда с гостем прощались окончательно.
Правда, частенько после такого продолжительного прощания, гость лыка уже не вязал.
В этих случаях пьют «Шапочную». Сидя на коне (или стоя), выпивают стопку и со словами: «Остаюсь, никуда не еду!» снимают шапку с головы и швыряют ее на землю. Разумеется, у хозяев этот «тост» энтузиазма не вызывал.
Впрочем, даже оставшиеся гости, выспавшись, начинают праздновать снова: «Похмельной» стопочки, затем следует «Подножная»...
В общем, с наступающими праздниками!
Когда холодно, да и заняться особенно нечем, тянет согреться не
Поедут ли туристы в Беларусь, чтобы вкусно поесть —
Когда Беларусь полюбят туристы, которые путешествуют, чтобы
11 августа в Лошицком парке пройдет праздник хмеля, солода и еды
Команда американских дизайнеров, инженеров и ученых математически проанализировала глобальное культурное наследие для составления рейтинга известности....
В Беларуси не так много точек притяжения, которые могли бы заинтересовать самых разных туристов.
Рядом с въездным знаком Бобруйска появилась большая 3D-карта с указанием достопримечательностей. Размер полотнища — 18 на 6 метров. Ночью оно подсвечивается....