Почему корабль «Гісторыя беларускай фатаграфіі» пошел ко дну?

Автор: Сергей Плыткевич, директор издательства “Рифтур”

25 января 2020 года состоялось знаковое событие – прошла презентация книги «Гісторыя беларускай фатаграфіі».

Вот так организаторы рекламировали свое мероприятие:

b8bd0ba981fa4707211c121c4e0034ab.jpg

Так будущее событие анонсировали в соцсетях некоторые герои книги:

54c1a4e48523ab41b016735e1be5a032.jpg

4cfb31ed2ccf797e72bb725e47a255d1.jpg

25 января презентация состоялась, 26 января продолжилась конференция. Вначале все шло, как обычно – авторам цветы и почести, зрителям — возможность задать вопросы и поучаствовать в дискуссии. Однако уже во время самого мероприятия выяснилось, что не все гости согласны с трактовкой авторами истории белорусской фотографии.

Но настоящий гром грянул вечером 26 января. Юрист Мария Колесова-Гудилина разместила в фейсбуке пост, в котором обвинила создателей книги в неуважении к авторскому праву при использовании фотографий и других нарушениях:

41e3bd40ddc3b7c357dfbb00a2672b22.jpg

27 января в фейсбуке начали появляться первые отклики фотографов:

62dc026a0dcdfb9500c9346f7cbf4f17.jpg

b8203ecdb2bedd1004da9faee19a429b.jpg

87e4929f0d65dbef380ffd25defe6945.jpg

И если Александр Рабцевич радуется, что сорокалетнее ожидание книги закончилось ее презентацией, то Вадим Качан и Владимир Павлов высказывают о ней корректные критические замечания. Суть – название не соответствует содержанию!

Вечером того же дня и утром следующего появляются более развернутые и жесткие оценки:

d1513d733d63d6408a5bf47b41fa1970.jpg

111.jpg

c8d127e740156648ff8dd616095d9693.jpg

11f89a9f6a2340f35c041e6fe23bf3a1.jpg

36d9d8f7b750a182167c0f099be5bcc0.jpg

Разумеется, эти точки зрения, как и пост Марии Колесовой-Гудилиной, вызвали бурные дискуссии. Кто-то согласился с критикой, кто-то выступил в защиту авторов:

daac83f6b7ccaa15034150466328320f.jpg

ef2ce9bf996f091b18b2fad465d7a100.jpg

13 Screenshot_9.jpg

14 Screenshot_14.jpg

15 Screenshot_16.jpg

16 Screenshot_13.jpg

Должен сказать, что я неоднократно переживал ситуацию, в которой оказались авторы книги, прекрасно знаю, как им в эти дни было тяжело, поэтому несмотря на свои критические замечания, разместил такой пост на страничке Анны Самарской:

d8db9b32266c88500a979b002841b5b8.jpg

Реакции не последовало, но в фейсбуке начали появляться публикации причастных к изданию книги. Вот что написал дизайнер Андрей Стебурако:

465ba9bf9e3aea85e7b5c89c5895884a.jpg

Вот реакция Антонины Стебур:

6a27619be6967bfeec8b3fd583ed2de7.jpg

А вот и текст Ольги Сосновской, на который ссылается Антонина Стебур (процитирую его без каких-либо правок):

«Очень здорово, что вышла книга об истории беларуской фотографии. больше спасибо всем ее авторкам и авторам!
Реакция в соцсетях на нее заставила снова задуматься о том, что в беларуси отсуствует культура критики и публичной дискуссии.
Как уже замечали, не было комментариев по содержанию статей, а лишь о (не)достоверности, объеме знаков, отведенных той или иной личности или явлению, включенности или невключенности некоторых имен (при этом игнорируя заявленную в начале книги рамку исследования), опечатках, авторском праве.
Это отсутствие наверняка связано с плачевным состоянием гуманитарных наук и академии, а также публичного поля в принципе. любое исследование имеет рамку, это не просто нормально - это вообще одно из основных требований. исследование должно иметь фокус и проговаривать, что оно исключает. если некто заинтересовался данной книгой, то они явно прочтут не только название и очень скоро узнают, что авторки и авторы включили и почему. почему-то в нашем поле все ждут мега-нарративов и энциклопедичности, какой-то инвентаризации всего. хотя наверное понятно почему - потому что так редко выходят стоящие исследования и публикации. но вместо радости - сплошные упреки и порка.
Даже, возможно, справедливые критические замечания подаются в тоне скандалы-интриги-расследования. если речь идет о профессиональном поле, почему не соблюдается профессиональное поведение? тон задает, конечно, и специфика фейсбука, где любой может казаться экспертом, где можно в любом тоне сказать что угодно "и вам ничего не будет", где на одной площадке оказываются и юристы, и исследовательницы, и просто уязвленные эго, набрасывающие на вентилятор, где все аргументы валятся в кучу (опечатки, авторское право, обиды на невключенность, обесценивания), превращаясь в бурлящую жижу, где уже не отличить профессиональное от личного, справедливую критику от срача. при этом агрессия часто преподносится как попытка помочь и лучше побуждения.
И вишенка на торте - уязвленные эго мужчин средних лет и старше, обиженных "девушками". сколько бы ты не сделала работы, так же часто бесплатной и неоцененной, ты всегда остаешься "девушкой", неправильно написавшей историю, не учевшей многих ее важных деятелей (конечно же мужчин), посмевшей включить ранее неизвестные ученым мужам имена. у тебя нет права на собственную исследовательскую рамку и позицию (обязательные для любого исследования), ты обязана перечислить все заслуги деятелей (мужской род), непременно угодив всем им.
Короче, давайте скорее валить из Вампирского замка!»

Но самой главной новостью на эту тему был текст, размещенный 30 января на официальной странице «Месяца фатаграфіі ў Мінску»:

1bd853a8a468ce0582c0397155a64d72.jpg

7728afba8682ee5e4ca22ab5718fdced.jpg

Он мгновенно был растиражирован всеми причастными к этой конфликтной ситуации и вызвал еще большую дискуссию. Теперь многие жалели авторов и с презрением высказывались в адрес критиковавших книгу, с одной и другой стороны приводились какие-то аргументы, но превалировали эмоции.

Мы не будем больше публиковать выдержки из соцсетей, сосредоточимся на проблемных местах книги и на возможных вариантах решения этой проблемы.

  • Если мы хотим сохранить издание, то необходимо исправить все ошибки, в первую очередь те, которые связаны с нарушением закона «О печати». В любом издании такого уровня должно быть указано издательство и его лицензия (при этом не все издательства могут издавать такие книги), типография и номер заказа, а также тираж. Кроме того, у каждой серьезной книги должен быть оригинальный ISBN. Издательство «Рифтур» может помочь авторскому коллективу – предоставить ISBN, договориться с типографией-партнером о доработке книги. В этом случае должны быть решены все спорные вопросы с авторами фотографий, необходимо будет допечатать четыре или восемь страниц с новыми выходными данными и с указанием ошибок, которые есть в предыдущем тираже. Мы подобную работу проводили, опыт имеем. Типография осуществит обязательную рассылку тринадцати контрольных экземпляров по главным библиотекам страны.
  • Мы не можем указывать авторскому коллективу, но хотели бы рекомендовать изменить название – все равно будет оформляться новое издание книги. Надеюсь, авторы прочитали критические замечания, отметили для себя наиболее серьезные аргументы и сами уже поняли, что это могло бы снять многие проблемы. Думаю, ради сохранения издания и снятия негативного к нему отношения можно пойти на компромиссы.
  • Для общего блага и ради истории белорусской фотографии необходимо провести круглый стол, в котором приняли бы участие авторский коллектив и представители тех направлений фотографии, которые по каким-то причинам оказались вне интересов авторов книги (не личности, а направления!). Издательство «Рифтур» готово выступить инициатором этого круглого стола и решить все организационные вопросы. Детали можно обсуждать, но разговор должен быть равноправным – если от авторского коллектива будет пять человек, то и оппонентов должно быть не более пяти. Дискуссию можно запротоколировать и поделиться ею со всей заинтересованной общественностью. Можно и прямую трансляцию провести, но это уже детали.
  • Если авторы на такой диалог не пойдут, то хотелось бы сказать здесь, чего не хватает в изданной книге «Гісторыя беларускай фатаграфіі».
  • Как ни удивительно, но в ней не хватает именно истории! Авторы сконцентрировали свое внимание на узкой фотографической нише, которая в советские времена называлась «любительская фотография», львиную долю книжной площади уделив концу восьмидесятых – девяностых годов прошлого века, при этом почти все герои минчане. Но даже и здесь они не смогли глянуть глубже и дальше некоторых творческих групп и отдельных личностей. А ведь во второй половине восьмидесятых годов прошлого века в Минске была предпринята первая попытка создания Союза фотохудожников тогда еще Белоруссии. Учредительный съезд проходил в Доме кино, сейчас это Красный костел, на пост председателя Союза претендовали Юрий Васильев и Валерий Лобко. С перевесом в один голос победил Валерий Лобко. Что дальше произошло с Союзом, почему он развалился? Разве это не тема для книги «Гісторыя беларускай фатаграфіі»?!
  • В 2003 году была предпринята вторая попытка объединить фотографов Беларуси. В галерее «Нова» состоялся учредительный съезд и было создано Белорусское общественное объединение «Фотоискусство». Первым председателем БОО был избран Вадим Качан, потом обязанности председателя исполнял Иван Петрович, на втором съезде избрали меня, Сергея Плыткевича, на третьем — мы сражались за этот пост с Сергеем Михаленко, и он проиграл. Теперь БОО «Фотоискусство» заменил Белорусский союз фотографов, который возглавляет Сергей Михаленко. Почему в изданной книге нет ни слова о национальных фотосоюзах?
  • 28 января 2013 года было подписано соглашение о сотрудничестве между фотосоюзами Беларуси, Грузии, Армении, Молдовы и Украины, потом к нему присоединился Азербайджан. БОО «Фотоискусство» смогло найти партеров и финансирование для большого международного проекта в рамках программы Восточного партнерства, которая финансировалась Европейским союзом. В рамках этой программы была создана онлайн-фотошкола, проведены национальные фотоконкурсы, победители которых получили возможность посетить одну из стран-участниц проекта. В результате проекта союз получил материальное оборудование, был создан сайт и издан фотоальбом тиражом десять тысяч экземпляров! Почему в изданной истории много говорится об участии отдельных авторов или групп в выставках начала девяностых годов прошлого века и ничего про международные связи национального фотосоюза в начале XXI века?
  • В 2008 году был создан Белорусский клуб фотографов дикой природы, который жив и сейчас. И именно в том Красном костеле, где проходил объединительный съезд первого фотосоюза, сейчас демонстрируется выставка Клуба фотографов дикой природы. Это направление фотографии авторам книги не интересно?
  • Основная цель фотографии – это отражение реальной жизни. Документальное, художественное, концептуальное, аллегорическое. Нам посчастливилось жить в интересное время, мы увидели не только закат великих империй, но и обретение нашей страной независимости. Где в опубликованной книге отражение этой жизни? Где Чернобыльская авария, которая потрясла не только Украину с Беларусью, но и весь мир, где борьба различных сил за будущее Беларуси, конфликты за пределами нашей страны? А ведь все это фиксировалось нашими фотографами! И не просто фиксировалось, а издавалось отдельными книгами. Как можно забыть альбом Дениса Романюка, Игоря Бышнева и Агнатолия Кляшчука «Чарнобыль», который завоевал гран-при на конкурсах «Искусство книги» в Беларуси и СНГ?

    22 vokladka_charnobyl_2016__max-qzgjc.jpg

  • За последние пятьдесят лет о Беларуси были изданы десятки краеведческих фотоальбомов, при этом во многих из них публиковались новаторские фотографии. Чтобы это подтвердить, достаточно вспомнить альбом Зенона Позьняка о Браславском районе, книгу Софьи Хомятовской о Полесье, книги Анатолия Кляшчука, Дениса Романюка и других авторов. Не очень корректно в этом материале писать про себя, но обойти фотоальбомы «Нечаканая Беларусь», «Планета Беларусь» тоже никак нельзя – впервые на постсоветском пространстве были изданы книги, в которых вся страна была показана с высоты птичьего полета! Разве это не новаторство, не открытие новых направлений фотографии?
  • Отдельная тема – отсутствие в книге журналистской фотографии. Как исследователи могли пройти мимо основного фотографического пласта? Они называют «матерью белорусской фотографии» девушку, работы которой в 1994 году забыли забрать в Германии ее коллеги, и после этого она перестала фотографировать – и забывают про Сергея Брушко, Владимира Межевича, Сергея Грица, Василия Федосенко, Виктора Драчева и многих других более молодых фотожурналистов.

В марте 2017 года в рамках Минского фестиваля фотографии в галерее М.Савицкого состоялась выставка фоторепортеров «Документ и образ». Она тогда тоже вызвала бурную реакцию в соцсетях, были различные публикации в СМИ, при желании исследователей их легко найти. Мы тогда думали о создании единого фотографического поля в Беларуси, увы, не получилось…

Но есть возможность показать некоторые работы с той выставки.

23 С.Гриц АфганистанAP03080301988.jpg Сергей Гриц «Американские десантники высаживаются в Афганистане»

24 Федосенко RTR2YBEC (4).jpg Василий Федосенко «Парад»

25 Н. Абложей (3).JPG Наталья Абложей «Перед Крещением»

25 Федосенко RTR2YBEC (5).jpg Василий Федосенко «Причастие в Будславе»

Еще одна тема, которая совершенно не отражена в изданной книге, это влияние на творчество белорусских авторов стремительно изменяющихся технологий. Именно в наше время появилась цифровая фотография, в качестве рабочего инструмента фотографы получили цифровые камеры, квадрокоптеры и другие гаджеты, значительно расширяющие их творческие возможности. В книге не рассматривается такое широкое направление в нашей фотографии, как арт-фото. А ведь это прямое продолжение «Фотографики», которое так успешно популяризировал Юрий Васильев. Разве нельзя вспомнить творчество фотохудожника Виктора Гончаренко и показать, как сейчас работает Валерий Ведренко?

27-1 1_goncharenko_1.jpg   27-2 4_goncharenko_2.jpg

Работы Виктора Гончаренко

27-3 _goncharenko_3.jpg   27-4 7_goncharenko_1.jpg

Валерий Ведренко Из альбома "Меланхолия Жемыславля"

83994548_1384243555112587_442436937781870592_n.jpg Из альбома"Лошыцкі дыярыуш"

84300770_203872310796230_4958832806030475264_n.jpg

Из альбома "Мистэрыі Гервятаў" 2008–2019

78987146_521608751769771_2242652349388554240_n.jpg

Вот поразительные ночные работы Виктора Малышчица, которые прошли мимо исследователей истории белорусской фотографии.

30.jpg

И его панорамные снимки, кстати, тоже стоят упоминания.

31.jpg

Ну, и последнее – про тот капкан, который авторы поставили и сами в него угодили. Когда я увидел список исторических персон, представленных в книге, и не нашел среди них основателя польской и литовской фотографии, уроженца новогрудчины Яна Булгака, то все остальное мне стало не интересно. Какой смысл требовать от авторов упоминания Брушко или Грица, если в книге нет Булгака и Наппельбаума, нет анализа разных периодов фотожизни в нашей стране?

Но еще большую грусть вызвал текст в главе «Аналитика».

b21f2aed2c7569e41c46abb82c3a7ade.jpg

Вам все понятно, что написано в этом абзаце? Мне не совсем. Более того, я думаю, что эту главу вообще вряд ли кто прочитает. Но это уже детали. Главное: мы должны ценить проделанную работу и поддерживать любую инициативу. Мы можем вытащить это издание из болотной пучины и сохранить его для потомков. У всех нас бывают ошибки. У всех нас есть право на правильные выводы. Осталась мелочь – забыть об обидах, сделать еще один шаг вперед и думать, как лучше выполнить свою работу.

Белорусская фотография нуждается в истории!

P.S. Вот уже около двадцати лет я берегу доменное имя photo.by для будущего интернет-ресурса о белорусской фотографии, вполне возможно, время для его создания настало.

На нашем краеведческом портале planetabelarus.by есть раздел «Личности», но там пока нет ни одного фотографа. Что нам мешает объединить усилия и сделать наконец достойный ресурс об истории белорусской фотографии, фотографах и самых разных направлениях фотографии? Функционал «Планеты Беларусь» позволяет привязать все личности к конкретным регионам, систематизировать всю информацию по темам, представить все природные и архитектурные достопримечательности, создавать интересные маршруты, в ближайшем будущем будет возможность бронировать и оплачивать не только проживание, экскурсии, но и сувениры, в том числе и фотографии.

Есть заинтересованные в реализации такого проекта?




Самые популярные Самые обсуждаемые