На выставке «Отдых» вновь обсуждали новый Закон «О туризме».
Эта тема продолжает оставаться актуальной, и, похоже, будет обсуждаться еще не один раз. Как отметил модератор дискуссии, заместитель директора Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Виталий Грицевич, правовой аспект работы туротрасли вызывает живейший интерес, поэтому необходимы не просто правки в существующий Закон «О туризме», а новый документ, который бы расставил все точки над «і».
На прошлом круглом столе, который состоялся в сентябре 2018 года, представители МСиТ и Департамента по туризму призвали участников туристического рынка обдумать и выслать в адрес министерства свои предложения и замечания по содержанию нового закона. И такие предложения поступили. В качестве доказательства Виталий Грицевич продемонстрировал собравшимся толстую папку с письмами.
Он сообщил, что все замечания были учтены, и в результате проект этого важнейшего законодательного документа уже готов. Одна из главных его задач – защита интересов потребителей. В памяти еще свежи печальные факты: из-за банкротства турфирмы «Натали» и аннуляции путевок клиенты из Беларуси потеряли около 700 тысяч евро.
Одним из главных пунктов в новом законе станет введение института материальной ответственности туроператоров. В проект внесены три варианта: страхования рисков, фиксированные фингарантии туроператоров или создание фонда персональной ответственности. Участники рынка должны выбрать для себя что-то одно.
После того, как закон будет принят, Совмин должен подготовить соответствующее постановление, в котором будут определена логистика создания фонда (или ассоциации туркомпаний). Замдиректора Департамента по туризму сообщил, что в конце апреля намечено проведение общественно-консультационного совета при МСиТ, где будут рассмотрены все пункты проекта и внесены окончательные коррективы. Только после этого документ отправится на согласование в госорганы.
Одно из основных новшеств, которые нашли отражение в проекте, — разграничение понятий «туроператор» и «турагент». Всем известно, что белорусский турбизнес представляет собой, в основном, турагентов, на которых в случае форсмажора ложится вся ответственность. А они не должны быть крайними. По мнению создателей проекта, нужно четко определить – за что несет ответственность турагент, а за что – только туроператор. Размер ответственности турагента – его комиссионное вознаграждение, а не полная стоимость тура, учитывая, что сегодня большинство туроператоров дает комиссию за реализацию тура очень небольшую – от 3 до 6%.
Другое дело, если турагент свои обязательства выполнил некачественно. Тогда и степень ответственности совершенно другая. Основа взаимодействия туроператора и турагента — правильное информирование: туроператор должен четко донести сведения о том турпродукте, который будет реализовывать турагент.
В ныне действующем законодательстве действительно есть пробелы, которые позволяют не защищать белорусских турагентов и туристов от деятельности зарубежных туроператоров. И эту систему нужно исправлять немедленно. Чтобы иностранные туроператоры несли ответственность наравне с отечественными, необходимо, чтобы они регистрировались как юридические лица. Кроме того, это позволит сделать вклад иностранных туроператоров в экономику страны более весомым.
Одним из механизмов регулирования качества услуг может стать реестр туристических компаний, который пока представляет собой простую таблицу. Сегодня в него включено 1123 туристические компании, хотя, по данным статистики, их почти полторы тысячи.
Значит, какая-то часть турфирм продолжает работать на рынке и оказывать туристические услуги, но официально заявить о себе не спешит. В проекте предусмотрен механизм обязательной фиксации в реестре, полные сведения о той или иной компании, а также возможность
исключать турфирмы из списка за провинности. Например, в случае несоблюдения сроков подачи сведений о своей фирме. Или в случае подачи неправильных сведений о компании, или при систематическом нарушении условий своей деятельности и несоблюдении обязательств перед клиентами.
И эти меры, возможно, уменьшат риски потребителей.
На круглом столе возникла оживленная дискуссия по поводу того, кого вообще можно считать туроператором. Участники вспомнили про отмененные лицензии, которые сослужили в свое время хорошую службу: по крайней мере, соблюдались требования и к руководству фирмы, и к ее составу, и к содержанию работы.
А теперь, по словам большинства собравшихся, туризмом может заниматься «любая торговка с Комаровки»!
У многих нынешних руководителей турфирм нет ни опыта работы, ни профильного образования (что тоже не есть гарант качества работы), а у фирмы часто нет даже офиса. И свои туры она продают буквально «с колена».
Участники мероприятия обсудили и существующую сертификацию. Они попросили отменить ежегодные поборы со стороны Национального агентства по туризму. Как сказала директор туркомпании «Солвекс» Оксана Бичун, нужно сертифицировать фирму раз в пять лет. Она предложила представителям департамента «попробовать самим ее пройти». Напомним, что сегодня сертификация является добровольной. Виталий Грицевич предложил сделать ее обязательной. Но тогда, возмутились присутствующие, нужно менять существующие ГОСТы и стандарты, которые давно устарели.
Кроме того, возможно, нужно как-то градировать сертификацию для турагентов и туроператоров. Планируется также четко разграничить понятия «туроператор» по выездному», «въездному» и «внутреннему туризму». Как это будет выглядеть на практике, когда в Беларуси практически все туркомпании занимаются всеми этими направлениями, пока до конца неясно.
В проекте Закона будут конкретизированы понятия и определения «экскурсовод» и «гид». Планируется исключить случаи, когда экскурсии проводят лица без образования и без аттестации. Возможно, условия аттестации будут пересмотрены, но не в законе, а в отдельном документе. Главный вопрос здесь, кто будет осуществлять контроль за теми, кто проводит экскурсии без права на это, и какое наказание последует. Виталий Грицевич еще раз подчеркнул, что эту функцию возьмут на себя департамент и сотрудники внутренних органов. А наказанием станет штраф. Как все эти намерения будут выглядеть на практике – будущее покажет.
В новом законе утвердят также понятие – что такое аудиогид. Возможно, экскурсиям, записанным в этом устройстве, также понадобится аттестация.
И еще одно новшество. В новом законе планируется закрепить возможность заключать договора по оказанию туристических услуг в электронном виде.
Команда американских дизайнеров, инженеров и ученых математически проанализировала глобальное культурное наследие для составления рейтинга известности....
В Беларуси не так много точек притяжения, которые могли бы заинтересовать самых разных туристов.
Рядом с въездным знаком Бобруйска появилась большая 3D-карта с указанием достопримечательностей. Размер полотнища — 18 на 6 метров. Ночью оно подсвечивается....