by | pl | de | en

Производственный туризм в ассортименте: «вкусная» фабрика, призрак оперы и музей часов

Автор: Надежда Суслова
Фото: автора

В преддверии весеннего праздника 8 Марта Национальное агентство по туризму организовало семинар по Минску для представителей туристических компаний, экскурсоводов, гидов-переводчиков, преподавателей туристических дисциплин и СМИ с целью знакомства с туристическим потенциалом промышленных и культурных объектов столицы.

Тем, кто любит сладкое, посвящается

А те, кто равнодушны или на диете, лучше не читайте. Потому что наше утро началось совсем уж по-богемному – с конфет, шоколада и кофе. Гостеприимные хозяева на «сладкой» фабрике «Коммунарка» сделали все возможное, чтобы нам было комфортно, тепло и приятно. Встреча началась с полезной информации, чтобы ввести нас в курс повседневной жизни предприятия. Итак, мы узнали, что история фабрики «Коммунарка» началась 15 февраля 1905 года, когда в Минском казначействе впервые получила промысловое свидетельство «Кофейня с кондитерскими продуктами, пекарня кондитерских продуктов Георгия Викентьевича Рачковского». К 1926 году это уже была «Фабрика кондитерских изделий Жорж» Георгия Викентьевича Рачковского. Затем появилась «Первая белорусская кондитерская фабрика», переименованная в Минскую кондитерскую фабрику «Прогресс». А в 1929 году в честь 12-ой годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции фабрика была переименована в Минскую кондитерскую фабрику «Коммунарка».

156589618_3707864282614690_952424586540415295_1330.jpg

Сегодня это мощное предприятие, выпускающее более 300 наименований самой разнообразной продукции. В трех цехах фабрики работает около полутора тысяч сотрудников. Ассортимент постоянно пополняется и расширяется, дизайнеры трудятся над современным оформлением, идут в ногу со временем. К примеру, уже сейчас идет работа над сладостями к Новому году, а в конце августа – начале сентября начинается компания по формированию новогодних подарков. Увеличиваются объемы продукции. К примеру, если в 2015 году выпускалось 4 тысячи тонны шоколада, то в нынешнем будет произведено 13 тысяч тонн. Продукция поставляется как на внутренний рынок, так и в 24 зарубежных страны: Китай, Японию, США и т.д. Производство постоянно модернизируется, вводятся новые современные автоматизированные линии.

155142036_3705042936230158_2391661609139643010_1330.jpg

В фирменных магазинах (а их 19 по всей стране) можно приобрести как наборы конфет – «Бельгийский трюфель», «Мінск», «Беларусь синеокая», так и разнообразный шоколад, в том числе и с наполнителями из ягод и орехов. На мой взгляд, прекрасный подарок как для иностранцев, так и для сограждан, – набор шоколадок «Слуцкія паясы».

Промышленный туризм (или индустриальный туризм, Industrial tourism, или производственный туризм) – направление в туристическом бизнесе, включающее в себя промышленные объекты, часто характерные для конкретного места. Данная туристическая концепция не нова, так как еще в ХХ веке включала в себя винные туры во Францию, посещение сыроварен в Нидерландах или производство виски Jack Daniel's в американском штате Теннесси. 

В последнее время спрос на такие туры, включающие как объекты промышленного наследия, так и современной промышленности, заметно вырос.

На фабрике после довольно долгого перерыва возобновляют проведение экскурсий. Основной контингент – школьники, начиная с 4 класса.

Стоимость – 15 рублей с человека. В нее входит: посещение производственных цехов, санитарная одежда, дегустация конфет и подарок каждому ребенку.

Время проведения экскурсии: 10.00 и 12.00 каждый будний день (суббота, воскресенье – выходные).

Продолжительность экскурсии для группы школьников в количестве 25 человек составляет 1 час.

156623516_3707832969284488_6483811355449103682_1330.jpg

Для того, чтобы подтвердить и закрепить все услышанное, нас переодевают – с этим здесь строго! – и ведут в цеха. Давным-давно, еще в советские времена, мне довелось на фабрике побывать. В памяти остался сладкий и даже приторный запах, который не только обволакивал, но и въедался в одежду и волосы. Из всего, что я видела раньше, остался только запах. Все остальное разительно поменялось: появилось современное оборудование, заменившее работников, всяческие новейшие технологии и прочее.

Поэтому экскурсия, на которой можно узнать все тайны изготовления вкусностей, оказалась весьма впечатляющей. И, разумеется, всем захотелось закрепить эти впечатления в уютной кофейне и в фирменном магазине.

«Мы оперу, мы оперу, мы очень любим оперу»…

Не знаю, как вы, дорогие читатели, но оперу я люблю гораздо больше конфет. С балетом отношения не такие теплые, но это – мои личные пристрастия. Так или иначе, давно мечтала забраться за кулисы и посмотреть, как творится волшебство на сцене.

157141529_3708419369225848_165226494204141713_1330.jpg

В фойе (так странно, что кроме нас здесь никого нет!) мы делимся на три группы, и под руководством милых девушек-экскурсоводов отправляемся в святая святых. Честно признаюсь: если бы меня выпустили гулять по закулисью в одиночестве, то я бы заблудилась, и никто бы меня не нашел.

Наша экскурсовод Ольга напоминает исторические факты. 10 марта 1939 года на Троицкой горе премьерой оперы белорусского композитора Евгения Тикоцкого «Міхась Падгорны» открыли новое здание Оперного театра.

Шесть этажей под землей, скульптурный парк и главная сцена на 300 электродвигателях.

Здание Большого театра возвел Иосиф Лангбард – белорусский и советский архитектор. Сам он свое творение не любил настолько, что, по его словам, отворачивался, когда проходил мимо. Дело в том, что первоначальный проект автора при строительстве был упрощен. Не был построен еще один ярус, сократили количество посадочных мест с задуманных 2000 до 1 500. Если бы знаменитый архитектор дожил до наших дней то, безусловно, был бы доволен: благодаря последней масштабной реконструкции (2006–2009 гг.) Большой театр обрел свой первоначальный строгий вид в стиле конструктивизма, «разбавленный» бронзовыми изваяниями на фасаде – бога Аполлона в окружении нимф и муз.

157232429_3708419125892539_4173540547152640744_747.jpg

Мы стоим в фойе, а под нами, оказывается, еще семь этажей. Но начинается наша экскурсия не со спуска, а с подъема. На 10-м этаже находится живописный цех, где изготавливаются мягкие декорации. Сейчас работа идет над громадным полотном для балета «Лебединое озеро». Спасибо большое начальнику цеха Демьяну Толстику, который предоставил возможность взглянуть на эту грандиозную по масштабам работу с высоты. Мы впечатлились.

Тем временем шла репетиция оперы «Богема», и мы немного послушали и приобщились, удивляясь, как забавно выглядит действо, когда певцы без костюмов. Заглянув в оркестровую яму (падать глубоко – целых 2,4 метра!), спускаемся вниз. По словам Ольги, во время последней реконструкции под сценой вырыли огромный котлован, максимальная глубина которого 18 метров. Здесь расположены блоки управления гидравликой. В каждой площадке есть люк провала. Через эти люки на сцену выезжают кабинки, в которых могут находиться как артисты, так и реквизит. Раньше сцена была сплошная и площадки не опускались. Сцена разделена на 21 участок, каждый может подниматься и опускаться, менять угол наклона до 4 градусов.

Обслуживают комплекс более 300 электродвигателей. В этом процессе участвуют 11 специалистов и 7 компьютеров. Мы попали за кулисы, когда там вовсю шла подготовка к балету «Спартак». Весьма интересное зрелище, хотя на саму сцену во время монтажа декораций выходить запрещено.

Всего в театре работают более 1000 человек. В нем четыре труппы: симфонического оркестра (150 человек), хора (75), балета (120) и оперы (65). Здесь вообще можно жить: есть медпункт, столовая, гримерки, классы для занятий и пр. Что любопытно: микрофонов в оперном театре не существует, так что голоса и инструменты звучат естественно.

Завершением нашего посещения стал небольшой, но просто дивный концерт в камерном зале.

Да, совсем забыла про призрак оперы. Когда копали под театром котлован, нашли скелет немецкого солдата…

Старинные часы еще идут!

Совсем не хотелось покидать гостеприимный оперный театр, но нас уже ждут на часовом заводе «Луч». Наверное, не ошибусь, если предположу, что каждый из сограждан когда-нибудь носил (или даже носит!) часы этого завода. Да и само предприятие в советский период было знаковым: посещение «Луча» входило во все туристические программы для иностранцев. Да и жителей Беларуси – как взрослых, так и школьников – завод принимал сотнями.

157273722_3708513982549720_845704790451593135_747.jpg

Со временем эта традиция себя изжила, и только теперь понемногу вновь начала возрождаться. Самой главной фишкой экскурсии на «Луч» – посмотреть на ювелирную работу женщин, которые собирали часы. Но в цех, где это происходит, мы опоздали, смена закончилась. А все остальное на заводе, как и везде, механизировано и автоматизировано. Мы увидели все это современное оборудование и полюбовались последними новинками: часами с одной стрелкой и мужскими брутальными часами «Сириус» стоимостью 1 600 рублей.

157166380_3708513325883119_803372739742344748_1330.jpg

Теперь главная фишка – посещение недавно открытого здесь музея. Экскурсия длится 1 час 20 минут. Нам рассказали об истории предприятия, которое с 1955 года выпускало часы, в том числе такие известные советские марки как «Луч», «Заря» и «Вымпел». В экспозиции собрано более 200 моделей часов: уникальные медицинские, часы для шахтеров, знаменитые «веревочки» и «крабики», модные в свое время часики со стразами. В витринах находятся популярные часы с автоподзаводом и календарем «Луч-1816» и первые водонепроницаемые часы «Луч Фаворит Амфибия». В экспозиции представлены модели часов из лимитированных коллекций и специальных заказов. В музее есть и интерактивные экспонаты: стол часовщика, за которым были собраны первые модели часов, токарный станок швейцарской фирмы Tornos и проектор для отбраковки деталей.

После экскурсии гости могут сфотографироваться возле больших настенных часов, и мы, разумеется, этой возможностью воспользовались!

В завершение семинара состоялся круглый стол, на котором бурно обсуждались вопросы развития производственного туризма. В процессе дискуссии выяснилось, что многие предприятия полностью закрыли себя от туризма и туристов, и договориться о посещениях этих фабрик и заводов очень проблематично. В частности, представитель турфирмы «ВизитТур» из Бобруйска рассказала о безуспешных попытках договориться со знаменитым «Красным Пищевиком». И подобных примеров множество.


Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.
Самые популярные Самые обсуждаемые