Первых посетителей принял уникальный музей истории Витебского народного художественного училища (ВНХУ), расположенный в здании по улице Марка Шагала, 5а. Здесь работали и жили художники, которые заложили современную основу мирового дизайна. Главным экспонатом стал сам дом.
Дом был построен в 1913 году и принадлежал известному витебскому банкиру, купцу Израилю Вольфовичу Вишняку. Осенью 1918 года здание национализировали и передали для нужд Витебского народного художественного училища, которое стало первым государственным учебным заведением художественного профиля на территории современной Беларуси.
Учебное заведение действовало по принципу свободных мастерских. Ими руководили видные художники-педагоги, а учащиеся записывались без ограничений возрастного и образовательного ценза.
Не так давно дому придали статус национального памятника истории и культуры начала XX века 2-й категории, хотя в советское время здание пережило существенную перепланировку: тут долгие годы размещалась администрация строительного треста № 9.
Реставрацию выполнили по чертежам 1923 года. Интерьеры, лестницы, лепнина, паркет, обои восстанавливали по фотоснимкам, сохранившимся деталям и описаниям.
В кабинете, который занимал когда-то Марк Шагал, нашли фрагмент оригинального паркета. И его восстанавливали именно по этому образцу. Под обоями, которые переклеивались несколько раз, отыскались те самые, начала прошлого столетия. Рисунок на них также удалось восстановить.
Во время реставрации обнаружились и другие интересные находки. Например, автограф Заира Азгура, ученика Шагала.
В экспозиции музея представлены основные этапы истории училища и витебские эпизоды жизни главных действующих лиц – Марка Шагала, Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Веры Ермолаевой, Нины Коган, Давида Якерсона и других преподавателей ВНХУ.
Именно в Витебске Малевич стал организатором художественного объединения УНОВИС (Утвердители НОВого ИСкусства), объединившего приверженцев супрематизма.
В интерьерах музея немало современных дизайнерских решений. На полу в холле можно увидеть знаменитый супрематический плакат Эль Лисицкого «Клином красным бей белых», созданный в 1919-1920-х годах, когда художник-супрематист преподавал в витебском училище.
Новый музей — интерактивный. Посетители сами могут «полистать» страницы истории образовательного учреждения на специальных электронных стендах.
А попадая в зал Казимира Малевича, зрители оказываются в пространстве, где на стенах возникают тексты и рисунки, оставленные гениальным мастером. Они нанесены «секретной» краской.
Идею воспроизведения на стенах музея воплотил витебский художник и дизайнер Александр Вышка.
В кабинете Марка Шагала, кроме восстановленных по старым образцам паркета и обоев, есть и старинная мебель — шкаф, диван, маленький столик. Но главное чудо — это зеркало-экран, в котором «отражаются» разные рисунки: вот невидимая рука создает набросок портрета и тотчас же из зеркала смотрит на посетителей сам Марк Шагал, появляются его известные картины, пейзажи Витебска и Парижа, где художник завершил свой земной путь.
Местные власти рассчитывают, что открытие музея увеличит туристический поток в год столетия Витебского народного художественного училища, а также в 2020 году, который станет юбилейным для объединения УНОВИС.
По Италии путешествует выставка Марка Шагала. 150 работ из
В витебском театре «Лялька», где готовят спектакль о Марке
Как в Витебске появился музей, и почему юбилей отмечают именно
Их развешивали в магазинах, на зданиях, на заборах. Плакаты
Команда американских дизайнеров, инженеров и ученых математически проанализировала глобальное культурное наследие для составления рейтинга известности....
В Беларуси не так много точек притяжения, которые могли бы заинтересовать самых разных туристов.
Рядом с въездным знаком Бобруйска появилась большая 3D-карта с указанием достопримечательностей. Размер полотнища — 18 на 6 метров. Ночью оно подсвечивается....