en | by | de | pl

Старейший действующий костел города Гродно

Автор: Евгений Асноревский
Фото: Сергея Плыткевича, из открытых источников

Костел Обретения Святого Креста и монастырь бернардинцев возвышаются на высоком холме в центре Гродно. Костел является старейшим действующим католическим храмом в Гродно и одним из старейших на западе Беларуси.

1 mfehpoppmbiikyk1mlxgrh0g8brecqby.jpg

История гродненской деятельности ордена бернардинцев немного напоминает историю гродненских иезуитов, хотя наднеманские представители этих двух могучих орденов не слишком хорошо ладили друг с другом и даже долгое время судились из-за кирпичной фабрики бернардинцев, которую, кстати, в итоге передали последователям Лойолы. Получив привилей от короля и великого князя Александра еще в 1494 году, монахи-бернардинцы, как считается, реально приступили к созданию гродненского филиала лишь в 1595, то есть более чем через сто лет после пожалования Александра Ягеллончика.

Сразу же принять пожалование правителя монахам якобы помешали наследники виленского воеводы Николая Радзивилла Старого, которые на тот момент были протестантами и не горели желанием поддерживать католический монашеский орден, при этом хозяйничая на землях, предназначенных для храма. В конце XVI века монахов приглашал настоятель гродненской фары Канапацкий, который не ограничился лишь приглашением, а добавил к нему еще и купленный для бернардинцев участок земли с домами. На этом участке и планировали строить монастырь. Бернардинцы отправляются в Гродно, чтобы «быть полезными этому знаменитому городу, зараженному болезнью разных схизм и ошибок». Нести католичество в массы и бороться с иноверцами предполагалась с высоты великолепной наднеманской горы, которую позднее называли Бернардинской.

Непосредственную передачу бернардинцам участка бывшего великокняжеского двора, где должен был стоять храм, совершила княгиня Анна Друцкая-Соколинская.

2 5961733ee9e5df2bdedbf9ba59664eb5.jpg

Кроме земель для строительства значительных построек нужны были деньги. Самыми щедрыми фундаторами бернардинского монастыря стали король Жигимонт, подаривший 3200 злотых, Иероним Волович, давший 2200 злотых, и Лев Сапега, пожертвовавший 1050.

4-Король-Жигимонт-Ваза.-Пожертвовал-деньги-на-строительство-храма.jpg Король Жигимонт Ваза

В числе фундаторов числятся и другие представители рода Воловичей: Павел (100 злотых) и Андрей (100 злотых), а также Александр и Юрий Мосальские, давшие 1000 и 100 злотых соответственно, Андрей Война, пожертвовавший 1000 злотых, и прочие знатные люди. Кроме того, шляхта, участвовавшая в войне со шведами и как раз находящаяся в Гродно, устроила сбор и дала 4000 злотых. Во всем ВКЛ еще нужно было поискать храм, который бы мог похвалиться таким количеством шляхетных фундаторов.

4-Монастырь-в-1600-году_984.jpg

К 1600 году костел уже был частично готов и его отобразил на своей гравюре Томаш Маковский. В 1617 году монастырь и церковь были достроены. Храм освятил еще один представитель рода Воловичей, так активно участвовавших в возведении костела – виленский епископ Евстафий Волович. Это произошло 13 мая 1618 года. Однако уже в 1656 году бернардинские строения получили сильные повреждении в результате действий солдат московской державы. Среди братии тогда имелось трое проповедников, один из которых проповедовал самим бернардинцам, другой монахиням-бернардинкам, чей монастырь был по соседству, а третий монахиням-бригиткам. Монахи ордена были хорошо образованными людьми и писали интересные исторические и философские труды.

Разумеется, после военных разрушений храм нуждался в восстановлении. Во второй половине XVII века его перестраивали, расширяя и придавая все большее великолепие. Тогда храм получил свой барочный фасад. Интересно, что в бернардинском костеле местная шляхта собиралась на свои сеймики.

4-1 Костёл бернардинцев на плане XVIII века и бернардинский сад на плане 1804 года..jpg Костел бернардинцев на плане ХVIII века и сад бернардинцев в 1804 году

После пожара 1753 года храм снова восстанавливали. К тому времени он имел звонницу, расположенную справа от главного фасада. Ее было решено надстроить.

5 7ea9f423f0f3b48a9fd651dc9811a9d9.jpg

В 1894 году в храме венчалась знаменитая писательница и нобелевская номинантка Элиза Ожешко.

6 2435f1979d28e5ed6eaa125f63bfa1f3.jpg

Теперь стоит поговорить подробнее об архитектуре святыни. Этот удивительный храм несет в себе черты готики, позднего ренессанса, раннего итальянского и виленского барокко. Изначально здание демонстрировало элементы поздней готики и ренессанса, как и виленский костел бернардинцев. Позднее главный фасад получил черты раннего итальянского барокко.

Длина костела вместе с церковным крыльцом, так называемой крухтой, от входа до конца контрфорса апсиды, составляет приблизительно 68 метров. Храм имеет наибольшую длину среди всех исторических церквей страны. Максимальная ширина храма – более 26 метров. Высота колокольни вместе с крестом приблизительно 60 метров.

Щипец храма декорирован коринфскими пилястрами и тремя нишами со скульптурами, в верхней части он завершается треугольным фронтоном. Массивные пилоны, ограничивающие щит, увенчаны простыми барочными вазами. Фасад храма не вполне симметричный, так как зодчий во время реконструкции стремился вписать его в предыдущую структуру.

7 be135f09f9820159eac8ab5a4283d574.jpg

Колокольня находится справа от костела. Ярусы башни храма постепенно сужаются кверху. Звонницу украшают изломанные барочные карнизы, колоны, пилоны и вазы. Пластика колокольни продуманная и утонченная, создает узнаваемый образ городской высотной доминанты. Основываясь на стилистическом анализе, верхние ярусы колокольни приписывают крупному мастеру виленского барокко, итальянскому архитектору Антонию Паракка.

8 78715f07abb85d4e41085ab714443b23.jpg

Интерьер датирован XVII–XVIII веками. В его оформлении выделяется обилие скульптуры и живописи. Стиль алтарей представляет собой переход от барокко к классицизму. Эффектно смотрятся рельефные стукковые панно, которые выступают доминантами верхних ярусов всех алтарей, кроме главного.

Главный, полукруглый алтарь центрального нефа, декорирован коринфскими колонами и пилястрами, рядом с которыми размещены круглые скульптуры и четыре медальона с головами львов. Венчают аттик алтаря 5 скульптур, полных барочной экспрессии. Центральная скульптура аттика, наиболее крупная в верхнем ярусе алтаря, представляет Бога Отца с атрибутами власти.

Создателем алтарей, исповедален и амвона предположительно являлся зодчий Джузеппе де Сакко.

Примечательна и роспись храма, в частности, стоит отметить ряд шляхетских гербов вверху центрального нефа. Всего гербов 16, по 8 с каждой стороны. Ближе всего к алтарю, с обеих сторон, гербы ВКЛ и Польши. Над гербами в нишах аркатурного пояса размещена галерея из портретов религиозных и политических деятелей. В публикациях укоренилось ошибочное утверждение о количестве этих изображений: якобы их по 12 с каждой стороны. На самом деле, с каждой стороны размещено 19 портретов, то есть всего их 38. Эта галерея, таким образом, сродни шляхетским собраниям живописи, которые находились в родовых гнездах привилегированного класса ВКЛ.

13-1934-год.-Художник-Люция-Балзукевич.jpg 1934 год. Художник Люция Балзункевич

Большой тимпан центрального нефа, размещенный над проемом апсиды, ранее был занят росписью «Вознесение Девы Марии». Еще в начале XX века тимпан имел именно эту роспись, но позднее ее заменили на другой вариант вознесения Девы Марии. Авторство первого варианта приписывают Антонию Грушецкому, а второго – Петру Сергиевичу, одному из самых значительных белорусских живописцев XX века.

В интерьере храма следует выделить скульптурное убранство Лоретанской каплицы (иначе каплица Св. Варвары), помещенной слева от входа в храм. Ее интерьер обычно датируют второй половиной XVII века, и одним из предполагаемых авторов является Пьетро Перти – пожалуй, величайший скульптор среди тех, что работали в ВКЛ. Этот автор смешивал в своем творчестве барочную экспрессию и ренессансный (а то и готический) гротеск. Стиль оформления Лоретанской каплицы полностью соответствует работам Перти. Можно предполагать участие тут артели этого мастера и его проектные решения. Вместе с тем, можно допустить и позднейшую, конца XVIII века, имитацию стиля Перти.

9-Андрей-Сапега.-Похоронен-в-костёле-барнардинцев..jpg Андрей Сапега. Похоронен в костеле бернардинцев

Храм был одним из важнейших гродненских мавзолеев шляхты. Среди погребенных там людей можно выделить Андрея Станислава Сапегу, обладавшего сложным характером и значительными боевыми заслугами. Этот магнат успел поучаствовать в Битве под Хотином 1621 года, Смоленской войне, войне со шведами 1626–1629, в которой он предводительствовал собственным гусарским отрядом в 150 всадников. Сапега часто судился со своими родственниками, и в этом деле, в отличие от военных столкновений, был не слишком успешен. Кроме того, в костеле похоронен Ян Владислав Александрович, который участвовал под предводительством будущего лучшего полководца ВКЛ Яна Кароля Ходкевича в успешных столкновениях с валашскими войсками. В храме упокоились многочисленные члены знатных семей: Мосальских, Эйсмонтов и Сципио дель Кампо; среди них можно выделить Матея Тадэуша Эйсмонта, талантливого финансиста времен Антония Тизенгауза. В костеле похоронены и некоторые члены польских аристократических родов, к примеру, Ян Липский из достаточно значительного польского рода Липских, имевшего в своих рядах даже великого коронного канцлера.

С правой стороны от храма находится монастырский корпус с внутренним двором, где монахи могли спокойно прохаживаться вдали от мирской суеты.


Река Неман и бернардинский костел в начале, середине и конце ХХ века

Там, где проложены дорожки и стоят лавочки, как раз перед главным фасадом святыни, было старинное бернардинское кладбище, по территории которого прихожане мирно ходят в храм. Одна из брам в ограде, окружавшей некрополь, выходила прямо на склон холма, и через нее открывался вид на монастырь бернардинок, на месте которого стоит драмтеатр.
Кроме костела и монастыря у монахов имелось еще множество различных строений. Бернардинцы имели собственную кузницу и мельницу, выращивали овощи на огородах и даже могли побаловать себя пивом из собственной пивоварни, а весь монастырь окружала ограда, которая делала комплекс похожим на расположенную над городом цитадель.

14 da8c7da93628272a779a76395054b8e5.jpg

С 1990 года в здании монастыря размещается Высшая духовная семинария. Костел – действующий.


Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.
Самые популярные Самые обсуждаемые