Мы уже писали о художественных фильмах, съемки которых проходили в Минске. Однако на столице потенциал съемочных площадок Беларуси не заканчивается. Предлагаем вам взглянуть на самые яркие города, где создавался кинематограф.
Пожалуй, стоит начать с самого любимого (после Минска) кинематографистами города, который по праву называют «белорусским Голливудом». В Гродно снималось множество фильмов, успевших стать классикой: в их число входят такие картины как «Белые Росы», «Меня зовут Арлекино», «Кортик», «Бронзовая птица», «Миколка-паровоз», «Христос приземлился в Городне»… этот список можно продолжать долго. В некоторых лентах город появляется лишь эпизодично, в других – фигурирует чуть ли не в каждом кадре. Иногда Гродно «играл роль» других городов, к примеру, в фильме «Бабий Яр» он стал Киевом, а в кинокартине «Без права на ошибку» – Краковом. Существует в «тутэйшем» Голливуде и своя «Аллея славы» – аллея кино, где можно увидеть каменные плиты, посвященные фильмам, снимавшимся в Гродно с 1956 года.
Съемки фильма Игоря Добролюбова «Белые Росы» проходили частично в пригородной деревне Девятовка, частично на центральных улицах Гродно – Советской, Тельмана и Карбышева. При создании кинокартины в массовке принимали участие не актеры, а сами жители деревни, тогда им платили по пять рублей в день. Кстати, после выхода культовой киноленты на экраны, одну из городских улиц так и назвали – Белые Росы.
«Белые Росы» в какой-то мере предсказали судьбу Девятовки: после того, как в 2008 году деревня вошла в состав Гродно, старые деревянные дома начали активно сносить, а их место постепенно занимали бетонные многоэтажки. Сегодня здесь находится одноименный микрорайон Девятовка, где бывшие сельские жители получили квартиры. В 2018 году тут была установлена деревянная скульптура героев киноленты – Федоса Ходаса и его соседа Тимофея, а также собаки по кличке Валет.
А вот в фильме Сергея Талыбова «Следы Апостолов» гродненские улицы ненадолго превратились в берлинские. Современные вывески на улице Ожешко заменили надписи на немецком языке, а окна и здания были состарены компьютерной программой. Сегодня здесь можно увидеть стенд-плакат с кадрами из кинокартины и краткой информацией о ней. Такой стенд не единственный в Гродно: есть посвященный фильму «Смерш», находится он на Советской площади, другой – на улице Урицкоко – повествует о военно-драматическом сериале «Без права на ошибку». Стенды планируют установить в каждой точке города, где проходили съемки известных фильмов.
Бесспорно, известнейшей кинолентой, снятой в городе и крепости-герое, является «Брестская крепость» режиссера Александра Котта. Работа над фильмом длилась около двух лет, и практически все сцены, за исключением нескольких эпизодов мирной жизни, были отсняты в самой крепости. Интересно, что «Брестская крепость» – первая кинокартина, создателям которой удалось получить разрешение на съемки в мемориале. Во время работы над лентой были сделаны декорации-копии построек довоенного времени, а также возведена точная копия Холмских ворот, ведущих в цитадель. Одной из задач, стоявших при создании фильма, было изображение событий с предельной точностью, поэтому киношники консультировались с одним из оставшихся в живых защитников Брестской крепости П. Бондаревым, а сам сценарий фильма согласовывали с сотрудниками мемориала и ветеранскими организациями.
Говорят, что в процессе съемок «Брестской крепости», а точнее, во время создания декораций к фильму, при раскопках было найдено кладбище с останками советских солдат (позднее их перезахоронили на мемориальном кладбище), а также обнаружены неразорвавшиеся гранаты и снаряды. Сегодня в музее комплекса действует экспозиция, посвященная съемкам фильма.
Снятый тридцатью годами ранее, чем «Брестская крепость», фильм «Дочь командира» (1981 г.) также повествует об обороне крепости и о детях в ней. А в 35 километрах от города над Бугом, на железнодорожной станции Дубица, снимался военный боевик «Снайпер».
Засветился Брест и в кинокартине режиссера Петра Буслова «Высоцкий. Спасибо, что живой». Правда, здесь белорусский город предстал в качестве узбекской столицы: в одном из эпизодов ленты Владимир Высоцкий прибывает в аэропорт Ташкента – но съемки проходили на территории Брестского аэропорта. Дело в том, что для фильма требовался аэровокзал советской постройки, а в Узбекистане таких не нашлось: одни находились в полуразрушенном состоянии, других же успел коснуться евроремонт. Еще одна причина, по которой был выбран именно Брестский аэропорт, – это его немногочисленные рейсы.
Правда, единственной, и, пожалуй, главной сложностью, был подбор массовки из нескольких сотен людей с восточной внешностью. Но здесь проблему недобора смогли решить с помощью грима и костюмов. Сам аэропорт украсили флагами Советского Узбекистана, а внутри создали антураж конца 70-х годов.
Историко-революционный фильм «Отель Савой» – одна из первых кинокартин, снятых в городе над Сожем. Фильм повествует о событиях Стрекопытовского мятежа 1919 года – одного из крупнейших восстаний против военного коммунизма в Беларуси. В это время группа партийных и советских работников заняли оборону в гостинице «Савой», находившейся на месте нынешнего «Старого универмага».
Семейную сказку «Рыжик в зазеркалье» снимали в нескольких городах: Несвиже, Минске и Гомеле. Изначально сцены с магическими пещерами и подземельями планировали отснять в Ялте, однако позднее решили перенести в павильоны. Неоднократно в фильме появляются гомельские улицы, а также знаменитый дворец Румянцевых-Паскевичей.
Конечно же, «Шагал-Малевич» – первая кинолента, которая ассоциируется с Витебском. Фильм Александра Митты задействовал в массовке сотни витебчан, а подготовка декораций кинокартины впечатляет своим размахом: для воссоздания антуража 1920-х годов были изготовлены вывески магазинов того времени, на домах разместили революционные транспаранты и растяжки, современную брусчатку на улице Суворова засыпали слоем песка, а за торговым центром «Беларусь» построили еврейский квартал, здания синагоги и банка. Центральные улицы Витебска полностью состарили. В последние дни съемок бутафорский город запланировали сжечь – как известно, в день рождения Марка Шагала в Витебске случился пожар. Однако жгли осторожно, чтобы что-то сохранилось в память о работе над лентой. После съемок «Шагала-Малевича» многочисленные декорации хотели оставить городу в качестве арт-объектов, но, к сожалению, часть просто-напросто разрушили, а часть бесследно пропала.
В перестроечном фильме «Наш человек в Сан-Ремо» Витебску также была отведена немалая часть: в эпизодах тут можно увидеть Полоцкий рынок, Ратушную площадь, центральные улицы.
Съемки культовой киноленты Виктора Турова «Я родом из детства» длились в Бобруйске две недели. Снимали в основном около реки Березины, а также в районе железнодорожной станции и грузового порта, который находился тогда возле улицы Береговой.
В 2012 году был показан многосерийный художественный фильм «Охота на Гауляйтера» совместного производства УП «Национальная киностудия «Беларусьфильм» и ООО «Стар Медиа Дистрибьюшн». Несмотря на то, что фильм снимался в нескольких городах – Витебске, Бресте и Минске, значительная часть сцен создавалась в городе над Березиной. Помимо Бобруйской крепости, в сериале фигурируют улицы Слуцкого форштадта, а также здание бывшей гостиницы «Березина и Европейская». Кстати, некоторые декорации военного Минска строили специально для съемок около крепости.
В телесериале «Государственная граница» в некоторых эпизодах засветились улица Крылова, гостиница «Турист», ледовый дворец. В одной из серий Бобруйск сыграл роль белорусско-литовского приграничного города. В фильме «Следы апостолов» Бобруйск предстал как Несвиж, когда в подвалах Бобруйской крепости снимали подземелья замка Радзивиллов.
В кинокартине Николая Лебедева «Легенда №17» белорусский город примерил роль японского: съемки матчей хоккейного турнира Олимпийских игр 1972 года в Саппоро проходили на «Бобруйск-Арене», так как из всех «претенденток» она была наиболее идентичной. А вот начальные сцены фильма с тренировками в Москве снимались во Дворце спорта и культуры в Новополоцке.
В 1928 году любимый ныне кинематографистами Мирский замок впервые появился на экранах в немом фильме Ричарда Ордынского «Пан Тадеуш». На момент съемок замок находился в запустении, несмотря на то, что с 1922 года здесь началась реставрация. К сожалению, до наших дней полная трехчасовая версия фильма не сохранилась: во время Второй мировой войны копии киноленты были вывезены, а значительная часть материала просто погибла. Однако спустя много лет, уже в 2000-х годах, специалистам удалось восстановить некоторые фрагменты кинокартины.
В фильме Виктора Турова «Через кладбище», вошедшем в список ста лучших кинопроизведений о войне по версии ЮНЕСКО, есть эпизод, где на заднем плане видна усыпальница Святополк-Мирских, однако еще в полуразрушенном состоянии.
А сам Мирский замок в картине присутствует только в отражении воды.
Кстати, в этом фильме Виктора Турова «засветился» и Минск. Улица Немига и Петро-Павловская церковь.
До того как в 2006 году Мирский замок начали активно реставрировать, бывшая магнатская резиденция не раз снималась в военных драмах: полуразбитые стены создавали подходящий антураж – к примеру, в фильме Валентина Виноградова «Восточный коридор». После реставрации замок появился в киноленте «Снайпер. Оружие возмездия».
В Несвижском замке и его окрестностях также снимали ряд исторических и военных фильмов: некоторые сцены кинолент «Годунов», «1812: Уланская баллада», «Следы апостолов» – последний, к слову, и повествует о событиях, происходивших в Несвиже.
Перечисленные города – далеко не все, где проходили киносъемки. Например, Пинск – столица Полесья, стал местом, где создавали культовые ленты по мотивам белорусских классиков: кинокартина Виктора Турова «Люди на болоте» по одноименному произведению Ивана Мележа и фильм Владимира Корш-Саблина «Первые испытания» по трилогии Якуба Коласа «На ростанях». Могилев на время стал съемочной площадкой для военно-драматического фильма «Днепровский рубеж». А Слоним запечатлен в эпизодах кинолент «В августе 44-го» и «Сыновья уходят в бой» (этот фильм снимали также под Новогрудком – теперь в местной гостинице даже есть номер имени Владимира Высоцкого, написавшего музыку к кинокартине).
Много эпизодов уже упомянутого сериала «Охота на Гауляйтера» было связано с усадьбой Чапских в Прилуках. Кастинг для участия в массовке был достаточно строг: мужчин искали исключительно арийской наружности, а от девушек требовали максимальной натуральности внешности.
Мы задумали мысленно пройтись по киноместам Минска – совершить
Мы предлагаем вам посмотреть, как представляют себе Беларусь
В Музее истории белорусского кино, где знают все о белорусском
Национальная киностудия Белгоскино — будущий
Команда американских дизайнеров, инженеров и ученых математически проанализировала глобальное культурное наследие для составления рейтинга известности....
В Беларуси не так много точек притяжения, которые могли бы заинтересовать самых разных туристов.
Рядом с въездным знаком Бобруйска появилась большая 3D-карта с указанием достопримечательностей. Размер полотнища — 18 на 6 метров. Ночью оно подсвечивается....