Театр кукол в Гродно – храм муз при дворе королевского племянника

Автор: Евгений Асноревский
Фото: Сергея Плыткевича, из открытых источников

О театре Тызенгауза знают многие жители и гости Гродно. Его зданием считают достаточно крупный объект в самом центре города. Известно, что предприимчивый магнат был неравнодушен к искусству и содержал большое количество артистов балета, певцов, музыкантов и прочих творческих личностей. Их творчество встречало немалую благосклонность аристократов в ту изящную эпоху.

1-2014-04-17-24-0264pb_1330.jpg

Многие из талантливых работников графа были родом из солнечной Италии. Тут уместно вспомнить, к примеру, знаменитую в те годы певицу Анну Давию, которая после работы в Гродно в будущем станет настоящей оперной звездой Петербурга и покорительницей сердец тамошних государственных мужей. Впрочем, карьера итальянки при русском дворе закончилось не очень хорошо, и она была выслана из России по повелению Екатерины II. Падение пришлось испытать и Антонию Тызенгаузу, который также пострадал от действий венценосной особы. Магнат был предан своим давним другом, королем Понятовским, и потерял свою почти неограниченную власть.

7-2014-04-17-24-0263pb_1330.jpg

После краха карьеры финансист покинул Гродно. На память о предприимчивом гродненском старосте горожанам остались многочисленные постройки Городницы. Как уже было сказано выше, одним из самых масштабных объектов, связанных с именем Антония Тызенгауза, является гродненский театр кукол, о котором можно рассказать подробнее. Гродненцы убеждены, что это и есть тот самый театр Тызенгауза. Но так ли это на самом деле?

Здание окружают различные мифы…

Миф 1. Театр построен в 1772 году

Театр Тызенгауза действительно действовал еще в 70-е годы XVIII века. Однако представления давали не в том здании, которое занимает театр кукол. Иоганн Бернулли, происходивший из того самого семейства знаменитых математиков, как-то гостил в Гродно. Благодаря воспоминаниям Иоганна известно, что театральные представления давались в большом красивом зале дворца Тызенгауза. Польский историк Афтонази предполагал, что этим залом было большое помещение с колонами, которое можно видеть на плане дворца Городницы. Здание, которое известно как театр Тызенгауза, было построено позднее, в 80-е годы XVIII века.

Миф 2. Архитектором театра был Иоганн Мезер

Считается, что этот архитектор не смог выдержать буйного нрава Тызенгауза и невыплаты жалования, и покинул Гродно еще в 70-е годы XVIII века, после чего основным зодчим Тызенгауза стал Джузеппе де Сакко. Таким образом, участие Мезера в строительстве театра стоит под вопросом, а вот авторство Сакко, который жил в Гродно до самой смерти в 1798 году, выглядит весьма вероятным.

Миф 3. Театр кукол – это театр Тызенгауза

Здание кукольного театра было построено между 1783 и 1793 годом. К этому времени Антоний Тызенгауз уже был в опале, а его артисты разлетелись кто куда. Но кто же построил здание гродненского театра? После падения всемогущего Тызенгауза управление королевскими экономиями ВКЛ было поручено тезке и племяннику короля, князю Станиславу Понятовскому. Административным центром, откуда велось управление этой своеобразной финансовой империей, продолжал оставаться город над Неманом, а местом жительства Станислава Понятовского был так называемый дворец Тызенгауза на Городнице. Магнат предпринял дальнейшие шаги по расширению и без того не самой маленькой резиденции. В конечном итоге, Понятовский создал весьма крупный дворцовый комплекс. К комплексу дворца в период 80-х и 90-х годов XVIII века магнат пристроил еще и каменный театр. Это и было то самое здание, которое в будущем станет театром кукол. Таким образом, правильнее, пожалуй, называть театр не театром Тызенгауза, а театром Понятовского.

2_750.jpg Станислав Понятовский – строитель гродненского театра

Изначально здание было меньше и не имело какого-либо декора. Но с течением времени его расширяли и украшали различными декоративными элементами. Связанные с театром переходами дворец, манеж и оранжерея не пережили I Мировую войну, но театру повезло больше, и он сохранился.

3-2021-11-18-1-DJI_0661pb_1330.jpg

Существующий объем театра декорирован пилястрами и треугольными фронтонами, над окнами размещены сандрики. На уровне третьего этажа круглые оконные проемы. Перед главным входом – козырек, опирающийся на прямоугольные колоны, которые возведены в XX веке. Колоны и низ пилястр имеют руст, перекликаясь таким образом с рустованными лопатками уничтоженного дворца Тызенгауза, с которым театр был связан единым архитектурным комплексом.

5 Театр в 30-е годы XX века..jpg Театр в 30-е годы XX века

6_984.jpg Интерьер театра в межвоенный период

В зрительном зале посетителей ожидают три яруса лож. Сохранились богатые кованые решетки балконов. Эти элементы на двух первых ярусах включают «театральные мотивы», то есть своеобразные стилизованные лиры. Балконы поддерживают тонкие колонны, капители которых наиболее просты на нижнем ярусе и наиболее сложны на верхнем.

4-2021-12-01-Гродно-DJI_0929pb_1330.jpg

И напоследок стоит сказать об одном факте, который действительно соответствует истине и не является мифом. Театр кукол, он же театр Понятовского, это действительно старейшая специальная театральная площадка Беларуси, которую продолжают использовать по прямому назначению.




Смотрите также

Статьи
ТОП-5 старинных улиц Гродно

Гродно может предложить для осмотра десятки старинных улиц и

Самые популярные Самые обсуждаемые