Тернистый путь праздника

Автор: Анатолий Варавва, Виаполь
Фото: Виаполь
Ссылка: Виаполь

Жизнь, известное дело, не (каждый день) праздник. Ведь даже в раю скучно стало Адаму – «и Бог создал женщину», как заметил француз Роже Вадим своим фильмом «Et Dieu... créa la femme», в котором 63 года тому назад даже показал миру ту женщину – свою жену Брижит Бардо, или «ББ». Кстати, совсем недавно ББ направила в Беларусь письмо на животрепещущую тему, но это так, к слову. А вот с Акта божественного творения началась ни много ни мало – История Человечества… Неважно, что сладкую парочку вскоре выселили из райских кущ, – все равно «процесс пошел»! Через тысячелетия, весь в терниях, добрался он до века ХХ-го – и был удостоен праздника-памятника, утопающего ежегодно в цветах. Мимозы, тюльпаны... Но почему, собственно, ему выбрали эту дату – 8 марта?

1 .jpg

«Шершавым языком плаката» (по В. Маяковскому)

111 лет тому назад в Нью-Йорке состоялась многотысячная демонстрация женщин за свои права на свободу. И надо же — именно там до сих пор нисколько не утихают, а, напротив, все более яростно разгораются женские страсти по свободе. Ныне уже – по свободе от харассмента. Лозунги звучат негодующие и бескомпромиссные. Перекинувшись через Атлантику, эти лозунги и в Старом Свете привели к сильному брожению умов лучшей половины человечества, а теперь вальяжно разгуливают по всему миру…

Но – снизим сразу же накал политических, интеллектуальных, сексуальных, бытовых и иных претензий одних к другим и поговорим лучше о том, как «женская тема», мощно артикулированная в начале ХХ века за океаном, а с 1975 года воплотившаяся благодаря ООН в Международный женский день, отмечаемый ежегодно 8 марта, была трепетно и зримо отражена в советском монументальном искусстве, обретя в нем не какое-нибудь, но одно из ведущих, идеологически значимых мест! А главное – как эта тема и сегодня раскрывает себя в наших больших и малых городах и весях через памятники, которые вольно или невольно для себя попадают в поле зрения экскурсантов…

2 .jpg

Минск. Дворец культуры профсоюзов (1956)

Минск. Широким проспектом шагаю, и радостно мне от всего, что вижу вокруг. А вижу — большую толпу железобетонных женщин и мужчин у входа во Дворец культуры профсоюзов на Октябрьской площади. Изображая «Мир» и «Труд» через «мужское» и «женское», эти статуи вот уже более шестидесяти лет свысока смотрят на прохожих и проезжих со здания, внешне похожего на древнегреческий Парфенон. Пафосные фигуры, напоминающие своими сочными телами почти что языческих богов, пламенно ваяли три советских скульптора.

Из чего это сделано? Откровенно говоря, для монументальной советской пропаганды годилось все, что под руку попадалось: от рассыпающегося при непогодах, крашеного гипса и сурового жизнестойкого гранита – до благородного мрамора и надменной бронзы. Однако чаще всего мастера по производству массовой скульптуры использовали в качестве «материи искусства» железобетон! Как-никак это – сама нерушимость, фундаментальность, если угодно – символ вечности сотворенного и прославляемого ваятелем. Но вот прошло время – и казавшийся незыблемым железобетон пошел трещинами. И даже не столько в прямом, сколько в фигуральном смысле этого слова.

«Мадонна» из Воронова в одной руке держит серп, а в другой – ребенка без ножки. Выглядит зловеще… В деревне Красная Звезда Клецкого района, былом знаменитом имении Радзивиллимонты (кстати, включенном в экскурсионный маршрут «Радзивиллиада»), приезжих приветствует добрая женщина: она птичку на волю выпускает, потому что «птичку жалко», а у ребенка ручка тем временем куда-то потерялась...

34.jpg

С любопытством, но большей частью — с сарказмом разглядывая эти и подобные им памятники, зададимся отнюдь не праздным вопросом: поскольку с такими изваяниями люди живут бок о бок долгие десятилетия, взяли ли они хоть что-либо от них для своего культурного развития? Дать ответ крайне затруднительно. Равно как и невозможно понять, сколько еще простоят на земле сии угрюмые статуи: «Девушка с веслом», «Женщина-Земля со спутником», скорбящая или ликующая «Родина-мать» с мечом или фанфарами, брутального вида спортсменки, женщины-труженицы, похожие на мутантов… У дорог, на улицах, проспектах, площадях, в парках и скверах, во дворцах и в других общественно значимых местах видим мы и сегодня эти мозолящие глаза «шедевры».

А не настало ли в конце концов время убрать это тиражированное в несчетных экземплярах «искусство», давно пережившее и себя, и свою эпоху? Куда его деть? Да вовсе не проблема найти для него отдельное, по-своему «сакральное» место. Наши соседи-литовцы назвали такое место под городом Друскининкай «Грутас-парк». Появись такой парк у нас, какие воистину сказочные экскурсии можно было бы там проводить, в том числе и на 8 Марта, – Шахерезада обзавидуется…

Возвратимся, однако, к официальному празднику – хочется ведь закончить разговор на медовой ноте! Политические даты, старея, линяя, тускнея, наполняются со временем новым смыслом. Так случилось и с 8 Марта! Вряд ли сейчас кто-нибудь у нас ежегодно, в начале марта, вспоминает американских женщин, или немецких революционерок Клару Цеткин и Розу Люксембург, или многих иных, кто способствовал становлению ритуала «Международного женского дня». Так или иначе, состоялась «перемена пейзажа», как нынче принято выражаться.

5 .jpg

С праздником!

Сегодня этот мартовский день ассоциируется прежде всего с приходом Весны – началом новой жизни, воплощенной самой Природой в женском естестве. Утратив свою политическую злободневность и феминистскую окраску, 8 Марта стало, по сути, Днем мужских признаний – для каждого они свои – женщинам в любви и верности. У Владимира Высоцкого это признание, обращенное к Марине Влади, с которой он, в свои тридцать, в разгар любви, бродил по берегу озера Литовка под Новогрудком, облеклось в такие строки:

Мне меньше полувека – сорок с лишним.
Я жив, двенадцать лет тобой храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед Ним.

Et Dieu... créa la femme.

Все статьи проекта «Экскурсии с Виаполем» можно посмотреть в разделе «Куда поехать»

ЭКСКУРСИИ ПО БЕЛАРУСИ ОТ ТУРОПЕРАТОРА ВИАПОЛЬ



Смотрите также

Статьи
Гнёзда кальвинизма

Кальвинистских храмов (так называемых сборов, или,

Статьи
Очарование Райцы

На старинной дороге, связавшей Кореличи и Валевку, находится

Статьи
Зодчество Налибокского края, или история одной экскурсии

Архитектурно-историческая экскурсия «Зодчество Налибокского

Статьи
Геранёнский аппендикс

Там, где сходятся границы Ошмянского, Ивьевского и Вороновского

Еще
Самые популярные Самые обсуждаемые