Ru
En Bl

«Позор, что его нет». Зачем Гродно художественный музей и когда он может появиться

Автор: Елена Ковальчук
Ссылка: HROFNA LIFE
06.12.2018

Когда говорят о музее Парижа – сразу вспоминается Лувр, Санкт-Петербурга – Эрмитаж, Лондона – Национальная галерея. Отсюда вывод: главный музей города, который формирует его бренд – это именно художественный музей. Так считает гродненский художник Сергей Гриневич. Он рассказал Hrodna.life, почему в Гродно также следует создать художественный музей. Тем более, что во всех других областных центрах Беларуси такие музеи есть.

Есть в Бобруйске и Светлогорске, но нет в Гродно

«Художественный музей – это визитная карточка любой страны и любого города», – говорит Сергей Гриневич. В Беларуси художественные музеи есть во всех областных городах, но не в Гродно. В Могилеве и Гомеле функции таких музеев выполняют галереи Ващенко и Масленникова. Более того, художественные музеи есть в Бобруйске, Полоцке, Светлогорске. Это райцентры, а Гродно – не райцентр.

В них есть постоянные коллекции современных художников и тех художников, которых уже нет в живых. Есть соответствующие отделы, которые устраивают выставки.

В некоторых музеях рядом с живописью размещается «народное художественное творчество»: ткачество, соломо- и лозоплетение, роспись по дереву и стеклу. Но наполнение музея – другой вопрос. Он должен существовать как научно-административная единица.

Художественный музей Бреста

Художественный музей Бреста

Почему существующих мест недостаточно?

В нашем городе есть Гродненский выставочный зал, галереи «У Майстра», «Тизенгауз», культурный центр «Фестивальный». Год назад закрылась арт-галерея «Крыга». Выставки иногда проходят в других пространствах, например, «Центре городской жизни», антикафе «Портал». Но этого недостаточно, говорит Гриневич.

Во-первых, невозможно принять большую выставку из-за рубежа из-за нехватки площадей. Например, когда в Гродно приезжала World Press Photo, ее разместили в ТЦ OldCity. Сам же Сергей Гриневич не может в Гродно сделать полноценную выставку из своих монументальных картин – они слишком большие. Однажды он даже открывал выставку сразу в двух галереях!

Открытие выставки World Press Photo 2018 в Гродно

Открытие выставки World Press Photo 2018 в Гродно

Во-вторых, в галереях нет оборудования для современных мультимедийных проектов. В-третьих, художественный музей нужен для имиджа города. И наконец, надо увековечить память о тех художниках, которые родом из Гродно и не только.

Сергей Гриневич говорит, что у Гродненского историко-археологического музея есть хорошая коллекция: картина Малевича, коллекция икон – в том числе белорусских униатских традиций. Музей регулярно приобретает картины и хранит их в запасниках, иногда выставляя. А в художественном музее это могла бы быть постоянная экспозиция, доступная всем. В Гродно есть искусствоведы, которые могли бы это профессионально оформить.

Чем наполнить музей?

Сергей Гриневич считает, что музей может вместить экспозицию изобразительного искусства от доисторического периода до современности. Во-первых, историческая часть: сакральное искусство, иконы, начало светской живописи – все, что находится в запасниках историко-археологического музея и очень дозировано экспонируется.

Во-вторых, несколько залов, посвященных художникам, связанным с Гродно, которые родились здесь и стали всемирно известными. В первую очередь, это Бакст. Отдельный зал для наших современников, которые уже ушли в мир иной. В-третьих, несколько залов, где бы проходили музейные выставки современных художников.

Лев Самойлович Бакст «Ужин»

Лев Самойлович Бакст родился в Гродно в ортодоксальной еврейской семье в 1866 году. Это одна из его самых известных работ – «Ужин»

Где мог бы быть художественный музей в Гродно? «Стоит невостребованный Дом культуры текстильщиков, который выглядит с фасада как классический музей. Колоннада, ступени. Справа и слева – большие плоские простенки для билбордов. Выставка Рембрандта, Энди Уорхола, – мечтает художник. – В сквере позади можно пристройку сделать, если потребуются еще площади. Если там будет художественный музей, это будет украшать центральную площадь города». Еще одно хорошее место – бывшая Медицинская академия Жилибера.

«Это позор для города, что его нет»

– Мы пропихиваем эту идею на всех заседаниях много лет подряд. Никто не против. Это позор для нашего города, что музея нет, и все соглашаются с этим. Кто-то должен выступить перед нашим руководством с инициативой, чтобы дали финансирование, – говорит Сергей.

Сергей Гриневич – один из самых известных и востребованных художников в Беларуси

Сергей Гриневич – один из самых известных и востребованных художников в Беларуси

Музеи – это учреждения, которые в принципе не очень окупаются. Но выполняют важные функции. Чтобы делать частный музей, нужно искать спонсора. Сергей считает, что местные власти не отказались бы, если бы он нашелся.

Официальный комментарий по этому вопросу в управлении культуры Гродненского облисполкома получить не удалось. В частной беседе специалист сказала, что летом 2018 года вопросы художественного музея обсуждалась активно. А на 2019 год планируется много мероприятий, связанных с искусством и непосредственно живописью.

Есть ресторан «Бакст», но нет музея Бакста

– В русле того, что Гродно открывается всему миру, художественный музей еще более нужен. Если учесть безвиз, то при всех хромых усилиях туристов стало ездить больше. И конечно, кто-то захочет посмотреть «картинки», какие художники здесь жили. А вот ресторан «Бакст». А где музей Бакста? – спрашивает Сергей.

Искусство занимает одно из ключевых мест в изучении города и страны, поскольку именно через искусство создается дух города, считает Светлана Екимова из турфирмы «Дон Кихот».

Светлана Екимова, директор турфирмы “Дон Кихот”

Светлана Екимова, директор турфирмы «Дон Кихот»

– Безусловно, у разных туристов разные интересы: кому-то интересны музеи, кому-то бары, кто-то в театр приезжает. Но у меня неоднократно были случаи, когда туристы просили завести их в художественную галерею, их интересовала, в том числе, и покупка картин. Я думаю, это было бы достаточно интересно. Особенно, если бы музей был расположен в рамках туристического центра Гродно, – говорит Светлана. – Туристы хотят того, что им предлагают. Очень важно иметь готовое предложение. Потому что часто турист не знает, чего он хочет, пока не увидит этого. Но практически все туристы задают вопрос, в какой музей стоит сходить.

Для туристов или для самих себя?

Светлана Екимова считает, что музей был бы востребован не только у туристов, но и жителей Гродно. «Мы все время говорим о туристах и ​​забываем, что город для тех, кто в нем живет. Мне кажется, это было бы важно в первую очередь для гродненцев: знать своих героев – художников, которые являются гордостью города».

– Музей сейчас не такое закостеневшее учреждение, как когда-то. Там проводят мастер-классы, специальные программы для детей. И если принимают популярные выставки, то есть и билеты с хорошей ценой, и очереди стоят. Если есть что посмотреть, то можно и заработать, – рассуждает Сергей Гриневич.

Он считает, что помимо просветительской функции, художественный музей должен выполнять и пропагандистскую функцию. И с детства приучать к искусству.

– На западе в музеях есть специальные программы для детей. Ходишь по музею и видишь: всегда есть кучки детей, сидящих на полу, что-то рисуют, им интересно. Там зритель приучается с детства, со школьной скамьи. И эти люди будут ходить в музеи.

А когда появится художественный музей, можно будет подумать и об отдельном музее современного искусства, считает художник.


Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.
Самые популярные Самые обсуждаемые