Часть вторая. Часть первая.
Верхнедвинск находится на одной параллели с Копенгагеном…
Перемещение от Россонского к Верхнедвинскому району хотелось бы назвать плавным, но нет: дорога оказалась ухабистой и неровной. Зато недалеко от трассы мы увидели и пасущихся оленей, и журавлей, и убегающих в лес ланей…
Так получилось, что первое знакомство с Верхнедвинском произошло… в темноте. И это оказалось неожиданно романтичным и необычным. Мы прошлись по Юбилейной площади, где журчали и переливались под луной струи фонтана, тускло мерцали фонари, освещая здания и сооружения, расположенные рядом. Здесь установлен большой глобус, на котором указано, что город находится на одной параллели с Копенгагеном.
Нам рассказывают, что с давних времен город и река, на которой он стоит, носили одно имя, и лишь в 1962 году город Дрисса был переименован в Верхнедвинск.
С древности город известен как центр традиционного художественного ткачества. Город начал развиваться рядом с деревянным замком в устье реки Дрисса. Впервые город Дрисса упоминается в «Хронике Польской, Литовской, Жемойтской и всея Руси» Матвея Стрийковского в 1386 году. Благодаря выгодному расположению на одном из наиболее востребованных в те времена торговых путей, Дрисса вскоре стала крупным торговым центром. Правда, у такого расположения были и весьма серьезные минусы – город неоднократно разрушался в ходе постоянных войн между ВКЛ и Московским княжеством. Наиболее тяжкие последствия для города имела война 1588–1583 годов, когда от поселения осталось всего несколько домов.
После первого раздела Речи Посполитой, в 1772 году Дрисса входит в состав Российской империи и через четыре года становится центром Дриссенского уезда, а с 1802 года – Витебской губернии.
В годы Отечественной войны 1812 года при лагере, созданном у города Дриссы и занимавшем территорию около 14 км2, находился штаб первой русской армии Барклая-де-Толли. Эти исторические события описаны в романе Льва Толстого «Война и мир».
Это было одно из основных укреплений русской армии: лагерь должен был задержать наступление войск Наполеона, но после обсуждения командованием этот план был отвергнут.
Мы увидели, несмотря на сумрак, и основные местные памятники и сакральные сооружения, к примеру, Свято-Николаевскую церковь, построенную в 1819 году в стиле классицизма.
Основной объем церкви завершен массивным барабаном со сферическим куполом и главкой. У главного входа в храм – трехъярусная колокольня с шатровой крышей. В 2004 году в честь 185-летия церкви прихожане на свои деньги отлили колокол весом в 7 пудов. Главной реликвией храма считается виленский список Остробрамской иконы Богородицы.
Костел Рождества Пресвятой Девы Марии находится в самом центре города.
Храм был возведен в 1809 году, в 1867-м перестроен. Его очертания представляют собой шестигранник, к которому примыкает квадратная в плане ризница. Толщина стен составляет 111 сантиметров. Над главным входом в костел Рождества Девы Марии возвышается пятиярусная шатровая башня. Вокруг храма некогда находился целый комплекс сооружений – магазины, библиотека, воскресная школа, училище, бытовые постройки. В 1917 году костел был сильно разрушен. В 1990-х его восстановили и провели в нем реставрацию.
Несмотря на позднее время – почти 10 вечера, мы посещаем историко-краеведческий музей. В этом доме, построенном более 120 лет назад, жил и работал довольно известный в Европе еврей-обувщик Коновалов с семьей. Концепция музея довольно своеобразная – вся экспозиция «разбита» на причалы. Например, причал №1 – древние времена и пр.
Деловая часть семинара завершилась в этот день осмотром ФОК «Импульс».
На следующий день мы осваивали направление промышленного туризма. Оно было представлено Верхнедвинским маслосырзаводом, во время экскурсии по которому участники семинара узнали историю брендов и продукции и увидели все этапы производства сыра – от приемки молока до цехов упаковки. Мы прошлись по стеклянной галерее, которая проходит под потолком здания и тянется вдоль нового производственного цеха. Технолог предприятия Наталья рассказала, что сыры в Верхнедвинске выпускают уже почти век – с 1932 года. Сразу завод находился в самом городе, позже производство наладили в деревне Янино. Местные мужчины издавна прославились как искусные сыроделы и многие носили имя Ян.
Существует и такая легенда: в давние времена в Дриссенском замке останавливался князь Ольгерд. И ему подавали в числе прочих блюд и сыр, который ему очень понравился. Сегодня Верхнедвинский маслосырзавод выпускает более 30 видов сыра: традиционные – под маркой «Ян Сыродел», элитные – под брендом «Альгерд», масло «Ульянка», сыворотку и пр.
После этой познавательной экскурсии была организована дегустация продукции, во время которой все определились со своими вкусовыми предпочтениями.
Поэтому в фирменном магазине долго не задержались, приобретая пармезан, сыр с грецкими орехами, с тмином, со льном, моцареллу, маасдам, плавленые сыры и масло. В Минске у завода тоже есть торговая точка – на Комаровке.
Хочется отметить, что на этом предприятии (в отличии от многих других!) приветствуются группы туристов. Определен минимальный состав группы – 10 человек, и минимальный возраст – 8 лет. Время экскурсии – один час. Стоимость – 23 рубля 76 копеек. В стоимость входит подарок и дегустация.
Обед в кафе от предприятия «Со вкусом» тоже не разочарует туристов как ценой, так и качеством.
Хотите увидеть «пламенеющую готику» в чистом виде – добро пожаловать в Сарью, одно из родовых гнезд знаменитого шляхетского рода Лопатинских!
Познакомиться с этими местами нам помогает Елена Минченко – директор Сарьянского сельского дома культуры, человек, влюбленный в свой край, и знающий его досконально. Да и рассказчик умелый: благодаря ее повествованию перед нами ярко возникают картинки прошлого. Из ее уст история звучит, как сказка.
…Жили-были добрые и справедливые помещики Лопатинские. В 1822 году в семье Юзефа и Дороты Лопатинских родился сын Игнатий. К сожалению, мальчик страдал умственной неполноценностью. Но мать так его любила, что смогла со временем сделать жизнь сына нормальной. Игнатий очень любил математику, естественные дисциплины, музыку, искусство и литературу. Он постоянно занимался самообразованием, около года путешествовал по Европе. Игнатий был богат. В жизни ему не хватало только одного: чистой и искренней любви. Молодой человек долго искал себе избранницу, пока в 1846 году не женился на Марии Шумской – девушке из небогатой семьи. Игнатий был католиком, а Мария – православной, но это не помешало их счастью. Семья решила поселиться в Сарье. В 1848 году на свет появилась дочь София, а в 1851 году – сын Станислав. Увы, здоровье Марии было подорвано родами, и вскоре она умерла, несмотря на усилия Игнатия ее спасти. Вдовец был безутешен, и только заботы о детях в какой-то степени вернули его к жизни.
И тогда же у него появилась мысль увековечить память о Марии, построив храм.
Так появилась церковь Успения Пресвятой Богородицы – удивительный храм, настоящая жемчужина зодчества.
Он строился как костел в 1852–1857 гг. по проекту прусского архитектора Густава Шахта. В 1865 году костел был конфискован казной с очень необычной формулировкой: «по причине красоты», – и передан православным.
В 1935 году храм был закрыт, после Второй мировой войны здание использовалось как склад. В конце 1980-х годов храм начали реконструировать и испортили интерьер неуместным поперечным перекрытием. Наверху собирались открыть танцевальный зал, внизу – бар. В 1989 году храм возвратили католикам, но в 1990-м вновь передали православным. Спустя год в церкви возобновились богослужения. Сейчас святыня принадлежит православному приходу Успения Пресвятой Богородицы.
К 2013 году были завершены реставрационные работы, интерьер храма восстановлен. Возле церкви установили памятник святым Петру и Февронии Муромским, которых православные христиане почитают как покровителей семьи и брака.
С 2011 года здесь 8 июля традиционно празднуется День семьи, любви и верности. Недалеко от храма сохранился фрагмент пейзажного парка Лопатинских, в котором насчитывается около 30 пород деревьев, в том числе и экзоты.
Над речкой Сарьянкой переброшен романтический навесной мостик.
Наш дальнейший путь лежит в Росицу, но по дороге приостанавливаемся в Бигосово, потому что нельзя не обратить внимание на необычный железнодорожный вокзал – памятник архитектуры XIX века в стиле модерн.
Не каждая маленькая станция может похвастать таким вокзалом! Отсюда рукой подать до границы с Латвией и совсем недалеко до Росицы, которая связана с Бигосово интересной легендой.
По легенде, красный кирпич, который прибывал по железной дороге в Бигосово для строительства костела в Росице, передавался к месту возведения храма по живой цепочке: жители нескольких окрестных деревень выстраивались в цепь от железнодорожной станции и передавали кирпичи из рук в руки.
Елена Ивановна – наш экскурсовод, сама живет в Росице, поэтому ее рассказ проникнут живыми и непосредственными чувствами. И это понятно: ведь Росица – одно из древнейших поселений Верхнедвинского района. Размещение на важном в былые времена Друйском тракте делало Росицу значимым торговым пунктом, который не обходили своим вниманием ни российские, ни лифляндские купцы. На протяжении столетий здесь мирно жили русские, белорусы, латыши и евреи. Так было до Второй мировой войны.
Наше внимание привлекают живописные руины, расположенные прямо у дороги. Оказывается, здесь находилась Свято-Евфросиниевская церковь, построенная в конце XVIII века на средства Николая Лопатинского. Скорее всего. церковь была разрушена еще до Второй мировой войны во время антирелигиозных гонений. Большой пятикупольный храм буквально разобрали по кирпичику. Сегодня на окраине Росицы можно увидеть лишь руины колокольни бывшей церкви.
Главная достопримечательность поселения – костел Святой Троицы, идеально вписавшийся в местный ландшафт: кажется, он вырастает прямо из земли на холме, чтобы взглянуть в озерное зеркальце у подножья.
Костел – немой свидетель Росицкой трагедии. В феврале 1943 года фашисты провели здесь карательную акцию «Зимнее волшебство», а костел использовали как «сортировочный пункт» своих жертв. Его стены слышали горячие молитвы и стоны прихожан, которым суждено было погибнуть или оказаться в фашистской неволе. Около 1600 мирных жителей были сожжены оккупантами в Росице, вместе со своими прихожанами погибли в пламени отцы-мариане Антоний Лещевич и Юрий Кашира.
После войны Росицкий костел был превращен в склад, напольная мозаика погибла под гусеницами колхозных тракторов. Использовался также как сельский клуб, конюшня, магазин и даже как мельница. Восстановление храма началось в середине 1980-х годов. Только в 1988 году храм передали верующим, а к 2000 году полностью восстановили.
В 1999 году росицкие мученики были канонизированы Папой Римским Иоанном Павлом II.
В Росицком костеле дважды в год – в середине февраля и в середине августа – проводятся дни памяти Святых Юрия и Антония, сюда прибывают паломники, чтобы помолиться за невинных жертв.
За время нашего путешествия по району карательная операция 1943 года под поэтичным названием «Зимнее волшебство» упоминалась часто.
Цифры ужасают: в ходе боевых действий за период войны во всем нынешнем Верхнедвинском районе было сожжено 426 деревень, более 300 населенных пунктов нынешней Верхнедвинщины были сожжены вместе с их жителями – полностью или частично, 186 из них так никогда и не возродились.
Сегодня в Росице проживает около ста человек, и многие дома стоят заколоченными и постепенно приходят в упадок. Особенно пронзительно выглядят палисадники – там еще буйствует зелень и цветут цветы, напоминая о прежних хозяевах и временах. Зрелище весьма печальное. Однако Елена Минченко не теряет оптимизма: и в Сарью, и в Росицу приезжает большое количество делегаций, туристов и паломников, а это значит, что эти местечки будут жить.
Команда американских дизайнеров, инженеров и ученых математически проанализировала глобальное культурное наследие для составления рейтинга известности....
В Беларуси не так много точек притяжения, которые могли бы заинтересовать самых разных туристов.
Рядом с въездным знаком Бобруйска появилась большая 3D-карта с указанием достопримечательностей. Размер полотнища — 18 на 6 метров. Ночью оно подсвечивается....