В 60 километрах от Минска есть небольшое местечко Блонь. Туда непременно стоит отправиться любителям деревянной архитектуры. И не только.
Зачем? Например, чтобы посмотреть на Троицкую церковь XIX века, выкрашенную в необычный фисташковый цвет, и усадьбу Бонч-Осмоловских.
Небольшой деревянный усадебный дом, расположенный в живописном парке, был пристанищем для двух революционеров, и помимо архитектурной привлекательности, сохранил множество любопытных историй о его владельцах.
Местечко Блонь впервые упоминается в 1513 году. Но история усадьбы начинается с 1740-х годов, когда польский священник-иезуит, миссионер Юзеф Бака построил в этих местах деревянный костел и монастырь для иезуитской миссии. Скорее всего, именно здание монастыря послужило основой для будущей усадьбы, которой предстояло увидеть на своем веку множество разных владельцев и исторических перемен.
В начале 1800-х миссионерская деятельность была прекращена, поместье сначала досталось роду Панинских, а потом в Блони поселились Оссовские. Видимо, они и начали перестраивать монастырские здания в усадебный комплекс. Так и появилась одноэтажная деревянная усадьба, расположенная на берегу реки.
Но в середине XIX века многие шляхтичи на наших землях объединились под руководством Кастуся Калиновского, чтобы вернуть уже не существовавшую Речь Посполитую. Восстание 1863 года не принесло желанных результатов, и большинству его участников пришлось поплатиться за свою дерзость. Так и помещик Оссовский из-за участия в революции лишился своей усадьбы в Блони.
Новым же владельцем поместья, в котором на тот момент, помимо усадебного дома, были уже водяная мельница, крахмальный завод, мастерские и сыроварня, стал Иосиф Бонч-Осмоловский. Статский советник, известный чиновник, он, по мнению властей, был достоин того, чтобы приобрести усадьбу, к тому же по совсем небольшой цене.
На тот момент у помещика подрастал единственный сын Анатолий. Он окончил московский лицей и в 17 лет поступил в университет Петербурга. Анатолию не было и 20, когда, несмотря на неодобрение отца, он начал революционную деятельность, присоединился к народникам, революционной интеллигенции, позиционирующей себя на «сближении» с народом в поисках своих корней, своего места в мире.
Он стал вести пропаганду среди студентов, рабочих и выступал, собственно, против представителей своего класса – таких, какими были его отец и он сам. Анатолий мог окончить университет и получить любую работу, но решил не отступать от своих убеждений, за что его и отчислили в 1879 году. У парня не оставалось выбора, кроме как вернуться в Блонь.
Его переезд совпал со смертью отца. Тот умер, когда ему было всего 48 лет, и идеологию сына он не поддерживал, что ясно выразилось в его завещании. Усадьба перешла к Анатолию, но тот не имел права ее продавать. Видимо, отец боялся, что в силу своих убеждений преемник может безрассудно распорядиться родовым поместьем.
Но запрет отца, как и многочисленные аресты, ничуть не изменили вектор деятельности Анатолия, в поместье у него появилась новая аудитория, чтобы доносить свои взгляды: на этот раз он начал активно агитировать своих же крестьян. Более того, Анатолий женился на девушке, разделявшей его воззрения.
Народница Варвава Ваховская за свою деятельность попала в тюрьму в возрасте 23 лет и просидела в одиночной камере три года. Изначально Анатолий и Варвара поженились фиктивно для разрешения некоторых проблем. Но брак лишь на бумаге перерос в любовь, и у пары родилось четверо детей.
В 1899 году Бонч-Осмоловские основали в своей деревне Блонскую крестьянскую организацию. Они собирали дома революционную литературу, давали ее читать крестьянам, да и постоянно вели среди них пропаганду. Дети пары учились вместе с крестьянами, иногда даже работали с ними.
В поместье Блони собирались многие народники, местные крестьяне сами стали агитаторами и ходили по соседним деревням. В Блони даже проходили небольшие манифестации. Блонская организация существовала до 1908 года. Потом в усадьбе нашли запрещенную литературу, и Анатолия, его жену и их старшего сына привлекли к суду.
В 1917 году Анатолий сам покинул усадьбу, но выбора у него уже не оставалось. Вместе с семьей он переехал в Москву. А усадьба какое-то время оставалась жилым домом, потом в ней работал госплемзавод, а позже был открыт музей.
Сегодня в Пуховичском районном краеведческом музее, который расположен в бывшей усадьбе, несколько экспозиций. Есть среди них и восстановленный кабинет Бонч-Осмоловских. Там сохранились предметы мебели хозяев: комод, зеркало, металлический ящик, где Анатолий хранил запрещенную литературу, и другое.
Некоторые экспонаты музею подарили потомки Бонч-Осмоловских, которые приезжали в усадьбу несколько лет назад. У Анатолия всего было семеро детей, еще троих ему родила вторая жена. Многочисленные правнуки, правнучки последнего владельца и их дети живут в России, Германии, Швейцарии. Его правнучка Марина Бонч-Осмоловская стала писательницей и составила генеалогическое древо рода. Именно она собрала около 30 своих родственников, чтобы отправиться на землю предков и посмотреть на усадьбу в Блони.
Молодые Бонч-Осмоловские привезли в музей некоторые вещи, сохранившиеся со времен Анатолия. А знакомство с ними сделало историю рода да и экспозицию музея более завершенными.
Деревянные постройки в сравнении с каменными быстрее
Калісьці ва ўсіх гэтых будынках засядаў магістрат, захоўваліся
Илья Репин из тех художников, чье имя известно каждому. Сюжеты
Минчанка Анна хочет возродить маленький кусочек великого
Команда американских дизайнеров, инженеров и ученых математически проанализировала глобальное культурное наследие для составления рейтинга известности....
В Беларуси не так много точек притяжения, которые могли бы заинтересовать самых разных туристов.
Рядом с въездным знаком Бобруйска появилась большая 3D-карта с указанием достопримечательностей. Размер полотнища — 18 на 6 метров. Ночью оно подсвечивается....