by | de | pl | en

Усыпальница магнатов с картинами знаменитых художников

Автор: Евгений Асноревский
Фото: Сергея Плыткевича, из открытых источников

Гродненский костел и монастырь бригиток могут считаться воплощением красивого чувства родительской любви. Дело в том, что комплекс построен по сути как величественный мавзолей, предназначенный для упокоения тела безвременно умершей дочери магнатов Веселовских.

1.jpg

Приемная дочь Кшиштофа Веселовского и Александры Марианы Веселовской (Собеской) Гризельда Сапега умерла совсем молодой. В своем завещании девушка высказала желание быть похороненной не в столице, а в ставшим для нее родным Белостоке. Однако Веселовские решили похоронить дочь в более значительном городе. Построив костел и женский монастырь, где монахини могли бы долгие годы молиться за основателей своего пристанища, магнаты тем самым создали семейную усыпальницу. Это была стандартная для той эпохи практика.

3.jpg

С 1633 по 1636 год, на большом участке в Гродно, сформированном благодаря скупке земель у различных собственников, Веселовские возвели деревянные костел и монастырь. Сам основатель монастыря – маршалок ВКЛ Кшиштоф Веселовский – был значительным и богатым государственным и военным деятелем, поэтому вполне мог позволить себе отстроить монастырь в камне, что и было сделано позднее.

В 1636 году первые монахини торжественно вошли в новую обитель. Это были представительницы чрезвычайно редкого на землях Речи Посполитой ордена Св. Бригитты. Интересно, что основатели запретили требовать от бригиток приданого, хотя такие требования были обычной практикой женских монастырей того времени.

2.jpg

Уже около 1650 года основные работы по строительству каменного храма были завершены. К этому времени Кшиштоф, Александра и Гризельда покоились в крипте этого нового архитектурного комплекса, ставшего настоящим украшением города над Неманом и величественным мавзолеем семьи Веселовских.

Примерно в это же время в местечке Олыка на Волыни строился костел-близнец гродненского храма. Олыкский храм сохранился и его даже называют красивейшим на Волыни. Автором проекта костела в Олыке являлся архитектор иезуит Бенедетто Молли (Benedetto Molli). Не слишком стремясь к разнообразию, этот мастер строил различные вариации главного римского храма иезуитов – Иль-Джезу. Подобием этой архитектурной жемчужины стал и костел бригиток. Освятил храм виленский бискуп Юрий Тышкевич. Церемония состоялась 19 октября 1651 года.

Монашки из многих аристократических семей страны населяли монастырь в последующие годы.

4.jpg

После упадка Речи Посполитой и вхождения Гродно в состав Российский Империи, новая администрация не очень благосклонно относилась к монастырю, и прием новых сестер был официально прекращен. Впрочем, уже принятым монашкам позволили дожить свои годы в монастырских стенах. В 1908 году комплекс перешел сестрам назаретянкам.

6-2012-06-03_q1_0206_984.jpg

В советское время в монастыре была размещена психиатрическая больница.

В 1990-х годах костел вернули католической церкви.

5.jpg

В архитектурном плане комплекс бригиток в Гродно представляет собой интересное смешение ренессанса и барокко. Это зальный храм, размеры которого приблизительно 35 на 15 метров. Великолепные каменные порталы костела не имеют аналогов в Беларуси. Главный из них украшает герб и монограмма Кшиштофа Веселовского KWWMWKL, которая расшифровывается так: Krzysztof Wiesiołowski Wielki Marszałek Wielkiego Księstwa Litewskiego.

Фасады украшены высокими пилястрами, представляющими упрощенную местную вариацию коринфского ордера.

Капители костела бригиток имеют своеобразные «кисточки». Подобные капители пилястр украшают и главные фасады других гродненских костелов – иезуитского и бернардинского. Переосмысление в местных храмах классических образцов ордера весьма интересно, и в отдельных случаях работа выполнена на высоком уровне, хотя зачастую не может полностью соответствовать канонам античных классиков.

7-2005-06-08_5682_984.jpg

Весьма интересен сграффитовый пояс с выразительным мотивом, «рыбкой и ангелочком». По-видимому, он представляет библейскую историю про Иону и кита.

8-2012-06-03_q1_0165_984.jpg

Над поясом помещен лучковый фронтон с лепным декором. Выше расположен щит с изящными завитками и треугольным фронтоном.

Богатые деревянные алтари храма, имевшие шикарные витые колонны, были вывезены из костела, поэтому интерьер святыни аскетичен. Сейчас убранство этого костела восстанавливают.

Интересно, что монастырь бригиток обладал собранием замечательных живописных работ. Когда-то комплекс украшали крупные портреты фундаторов Веселовских, которые позднее забрали в Минск, где они экспонируются в Национальной художественной галерее. Портреты Веселовских – один из самых ярких примеров сарматской живописи в Беларуси.

12_887.jpg

В Гродненском музее истории религии есть интересный образ «Святое семейство». Автор полотна даже оставил на нем свое имя: Hilarus Choiecki. Это достаточно самобытная картина в стиле ренессанса. Известно, что этот образ является копией чудотворной иконы Матери Божией Студзянской и ранее помещался в монастыре бригиток.

9 qxoi951h4s7ys90nky3n7xo7xnpd75l9.jpg

В храме находится образ «Святой Клименс», авторство этого полотна приписывают известной художнице Марии Гажич, чьи полотна экспонируются в Польском музее Америки в Чикаго и Национальном музее в Варшаве. В гродненском костеле посетители могут увидеть, пожалуй, лучшее полотно религиозной тематики, среди созданных Гажич, это образ св. Иосифа Плотника за работой.

Кроме того, в монастыре хранится уникальное полотно «Танец смерти». Картина вмещает серию сатирических сцен с рифмованными польскими подписями. Зритель может увидеть тут важных религиозных и светских правителей, участвующих в танце со смертью. Среди участников танца присутствуют папа римский, император, король, епископ, князь. А кроме важных особ в танце участвуют крестьянин и ребенок с шутом. Автор таким образом пропагандирует идею бренности сущего и равенства перед смертью всех сословий общества. Подобный концепт был популярен в средневековой Европе, но использовался и в эпоху барокко. В Речи Посполитой, и особенно в ВКЛ, известно относительно мало произведений этой тематики.

13 1024px-Horadnia,_Brygickaja._Горадня,_Брыгіцкая_(Z._Charleŭski,_1930).jpg Костел благовещения Пресвятой Девы Марии в 1930 году

Автором гродненского полотна «Танец смерти» предположительно является Франтишек Лекшицкий. Этому художнику приписывают и аналогичную картину в Кракове, но вариант из польского королевского города является близкой копией одной из немецких гравюр, тогда как гродненский вариант имеет значительные отличия.

Интересна и личность художника Лекшицкого. Этот загадочный мастер был бернардинским монахом. Полотна «Танец смерти» в Кракове и Гродно не отличаются художественной сложностью, но другие приписываемые монаху картины позволяют считать его одним из лучших живописцев Речи Посполитой эпохи барокко. Мастер обладал великолепной техникой, хотя, предполагается, что он был самоучкой. Известно, что Лекшицкий не только жил в Гродно, но и скончался в городе над Неманом, соответственно, гипотеза о его авторстве, в случае гродненского полотна, имеет основания. Следует, однако, отметить многочисленные орфографические ошибки в подписях на гродненском полотне, что заставляет усомниться в авторстве бернардинца. Можно предположить, что автором был кто-то из местных цеховых мастеров. Местный художник не очень хорошо владел польским языком – это объясняет ошибки.

Занимательна одна из картинок цикла «Танца Смерти». Сцена представляет Смерть и Даму. Именно это изображение отсутствует на аналогичном краковском полотне.

Рифмованный перевод подписи гласит:

И дамами ты не станешь гнушаться,
Когда с ними в танце начнешь развлекаться.
Танцуете там, где сирены звучные,
Сквозь стоны поют вам песни разлучные.

Есть в монастыре и другие интересные картины. Например, стоит выделить образ св. Бригитты, автором которого называют известного виленского живописца Иоганна Шретера. Это полотно не такое сложное в техническом плане, как знаменитая работа этого мастера «Портрет Катажины и Марии Радзивилл», но имеет интересную композицию. Из груди св. Бригитты как бы вырастают «гирлянды», связывающие ее фигуру с миниатюрными изображениями других персонажей. Подобный образ находился и в храме бригиток в Люблине.

Особой популярностью у посетителей храма, судя по количеству фотографий в интернете, пользуется огромное полотно «Оплакивание Христа». Это один из самых больших образцов сакральной живописи в Гродно. Польская исследовательница Мария Каламойская-Саид, предполагала, что эта картина могла попасть в Гродно из знаменитой родовой усыпальницы Сапег – храма картезианцев в Березе. Образ выполнен на таком высоком для искусства Речи Посполитой уровне, что выглядит скорее творчеством XIX–XX веков, по мотивам маньеризма XVII века, чем произведением эпохи барокко. Однако другие польские исследователи датируют полотно XVII веком и относят к нидерландской школе живописи.

Таким образом, интерьер храма, пожалуй, несколько напоминает выставочный зал художественной галереи. С правой стороны от костела находится монастырский корпус с уютным внутренним двориком, а на противоположной стороне улицы Бригитской (Карла Маркса) ранее была большая звонница, чем-то похожая на замковую башню.

11_984.jpg

Частично сохранилась ограда монастыря с несколькими барочными брамами и суровыми башенками. Подобные «вежки» стояли и с другой стороны участка бригиток, но были утрачены. Кроме того, не сохранились и барочные ворота со стороны Дома связи.

14-2012-06-03_q1_0168pb_1330.jpg

Ну и, конечно, яркой достопримечательностью бригитского комплекса является деревянный дом, так называемый лямус, датируемый XVII–XVIII веками. Это последний осколок старого деревянного Гродно, эпохи Речи Посполитой, чудом уцелевший под прикрытием довольно внушительных стен монастыря.

15 92710c1889bdb427f68c62b13e3dccf9.jpg

Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.
Самые популярные Самые обсуждаемые