pl | de | by | en

В Минске открылась уникальная выставка «Вайна вачыма дзіцяці»

Автор: Надежда Суслова

Эта необычная экспозиция разместилась в зале Исторической мастерской имени Леонида Левина. Выставка подготовлена совместными усилиями польских и белорусских специалистов, историков, экспертов при поддержке Посольства Польши в Беларуси.

На торжественной церемонии открытия директор мастерской Ирина Кашталян отметила, что эта экспозиция, состоящая из рисунков детей, прекрасно показывает, как они осмысливали происходящие трагические события. И это касается детей всех стран, переживших войны.

4.JPG

Директор Минского международного образовательного центра имени Й. Рау Виктор Балакирев напомнил, что в нынешнем году, 1 сентября исполняется 80 лет с начала Второй мировой войны и посетовал, что пока и ученые, и СМИ не обсуждают это трагическое событие.

— Возможно, выставка  «Вайна вачыма дзіцяці» — именно то самое событие, с которого и должен стартовать памятный 2019 год, — сказал он.

В основе выставки – рисунки детей, которые прошли через ужасы концлагерей и гетто, собственными глазами видели кошмары войны. Первый советник Посольства Польши Мартин Войтеховский рассказал о предыстории возникновения идеи создания этой экспозиции. Весной 1946 года Польское министерство образования провело конкурс под названием «Война и оккупация глазами ребенка». В нем могли участвовать ученики начальных классов. В итоге было прислано более пяти тысяч рисунков и писем, в которых дети описывали свои эмоции. Из этих пяти тысяч работ и были отобраны те, что представлены на выставке в Минске. Уникальность экспозиции заключается в том, что ранее никогда эти рисунки нигде не демонстрировались. Они лежали в архивах.

3.JPG

— Говорят, что есть войны справедливые и несправедливые, — отметил г-н Войцеховский, — но так или иначе, война – это трагедия. И прежде всего в ней страдает самая уязвимая и незащищенная часть населения – дети. И сегодня мы должны заботиться о том, чтобы никогда не повторились события Второй  мировой войны. Мы обязаны вглядеться в эти рисунки, почувствовать эти эмоции, и эту боль, и сделать выводы.

Чтобы подчеркнуть важность всего сказанного, дипломат зачитал отрывок из письма мальчика, пережившего военные события: «Детство, которое должно быть радостным миром без вреда, жизнью с чувством безопасности, перестало существовать. Я видел, что мир, в котором я живу, — это не мир порядка и последовательности. Все развалилось. Я видел, что мои родители жили в постоянном напряжении. Я наблюдал глазами ребенка, что война со всей беспощадностью раскрывает свое зло. Это страшное зло останется в моих глазах до конца моей жизни».

2.JPG

1.JPG

Советник по культуре Польского посольства Эльжбета Иневска в своем выступлении привела цифры, свидетельствующие, какие огромные потери понесла страна в результате уничтожения гитлеровцами детей и молодежи. Более 2 200 000 детей погибло, 200 000 вывезено в Германию с целью германизации, 710 тысяч несовершеннолетних отправлено на принудительные работы.

Есть и еще одна страшная цифра: в Европе после окончания войны насчитывалось 13 млн  сирот и детей, оставшихся без одного из родителей!

На церемонии открытия выставки шел разговор и о судьбах белорусских детей в годы войны. Исследованиями в этой области поделился референт исторической мастерской Кузьма Козак. В Беларуси создано множество памятников, посвященных военной эпохе. Но мемориал, который находится в деревне Красный Берег, что под Жлобином, выбивается из общего ряда военных памятников, потому что посвящен  детям, погибшим на этой земле в годы войны.

00fc7e0d01ac514155a7e93d6fb703e9.jpg

Он органично «растворился» в огромном яблоневом саду. Высокое небо, словно естественным куполом накрывает это пространство, в тишине слышно пение птиц и шелест высокой травы.

Предыстория такова: 5 июля 1941 года в небольшую деревню Красный Берег пришли оккупанты. В 1943 году по приказу Гитлера здесь был создан один из пяти детских донорских концлагерей, причем оговаривалось, что два из них – в Пуховичском районе Минской области и в Красном Береге – рассчитаны на полное уничтожение детей. Доноров набирали из числа пересыльных.  Схема была проста: сначала брали кровь на анализ, если группа крови была первой и резус-фактор положительный, ребенок становился полным донором. Затем детишек клали на наклонную доску, привязывали ремнями и выкачивали кровь до последней капли, а их тела сжигали на костре. Позже опробовали новый изуверский способ: подвешивали под мышки, туго стягивали грудную клетку, полностью срезали подошвы и собирали кровь в специальные емкости. Всего через этот ад прошли 1990 детей в возрасте от 8 до 14 лет.

За период оккупации в этих местах были расстреляны 170 тысяч человек, из которых 105 тысяч – дети. Мемориал, который был возведен по инициативе и по проекту Леонида Левина,  открыт с 28 июня 2007 года.

На заднем плане мемориала расположилось 24 мольберта — яркие цветные витражи,  в основе которых — рисунки, сделанные детьми после войны. Дети не рисовали войну, разруху, весь ужас, связанный с этими тяжелыми временами. Они рисовали сказочных персонажей, солнце, деревья, цветы, цирк. Среди витражей есть и детский рисунок самого Леонида Левина – красивый современный город.

1881908d300b4b750a6f66dc6c197cf8.jpg

…Мне посчастливилось побывать на этом необычном комплексе вместе с его автором и создателем. После осмотра мемориала состоялся подробный разговор с Леонидом Левиным, который рассказал о творческой концепции памятника, подчеркнув, что он старался сделать его простым и доступным, а главное, избежать элементов, призывающих к насилию: «Представьте себе, что вы приходите на военный памятник с ребенком и тот видит, как один человек убивает, колет, режет другого. У него в сознании откладывается, что можно убивать. Наш мемориал в Красном Береге весь белый, здесь много радости и много света. Я люблю в своих памятниках говорить «нет» войне.  Хатынь – это «нет» войне, и этот мемориал выражает такую же философию. Кроме того, я всегда был против гигантомании и соцреализма. Невозможно создавать одинаковые военные памятники, иначе получается общепит. В чем состоит проблема – памятников сотни и тысячи, но можно перечислить по пальцам те, которые производят впечатление. Подвиг народа не измеряется величиной и масштабами мемориалов, стел, курганов».

В том разговоре Леонид Левин отметил, что памятник был задуман давно. Место тоже выбрано неслучайно: «Вы можете сказать, что это далеко от Минска. Но именно здесь детей лишали детства, среди этой замечательной белорусской природы, и именно здесь должен стоять мемориал».

В завершение небольшой пресс-конференции Леонид Левин признался, что испытывает гордость за созданный им комплекс, который выглядит «вполне по-европейски» и производит большое эмоциональное впечатление на посетителей.

Выставка в Исторической мастерской будет открыта для посещений до 28 февраля 2019 года. Вход свободный.

У САЙТА «ПЛАНЕТА БЕЛАРУСЬ» ПОЯВИЛСЯ КАНАЛ НА ЯНДЕКС ДЗЕН. ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!


Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.

Смотрите также

Статьи
Минские «муравьи». Беларусь глазами немецкого журналиста

Навид Кермани (Navid Kermani) – востоковед и немецкий писатель

Самые популярные Самые обсуждаемые