Валерия Клицунова: Будем удивлять хлебом, питным медом, сырами и кулинарными шоу

Автор: Надежда Суслова

Поедут ли туристы в Беларусь, чтобы вкусно поесть — руководитель БОО «Отдых в деревне» Валерия Клицунова о перспективах развития гастрономического туризма в стране.

В скором времени в Беларуси стартует трансграничный проект под названием «Сохранение и содействие продвижению кулинарного наследия и традиционных ремесел» в рамках Программы трансграничного сотрудничества Латвия-Литва-Беларусь при финансовой поддержке Европейского союза.

В нашей стране «базой» для осуществления этого проекта в большей степени станут агроусадьбы.

Валерия Анатольевна, у каждого движения есть своя предыстория. Когда в Беларуси впервые заговорили о необходимости продвижения такого направления, как гастрономический туризм?

— Эта тема, на мой взгляд, возникла и сформировалась именно с началом развития агротуризма, то есть 16 лет назад. Процесс развития шел постепенно, но неуклонно. Собственно говоря, главной изюминкой сельских усадеб, фишкой была и остается вкусная, домашняя еда. Посудите сами, в каждой области существуют усадьбы, где можно прожить неделю, и все это время вас будут угощать разнообразными блюдами белорусской кухни, ни разу не повторившись. Причем это не просто драники или жареная картошка, а настоящие кулинарные изыски, свойственные той или иной местности. Главное правило усадеб, где гостей кормят, – учитывать пожелания клиентов. К примеру, если туристы любят утром плотно позавтракать, то им приготовят яичницу из домашних яиц со шкварками. Если предпочитают мучные блюда, то нажарят толстых или тонких блинов с разными начинками. Учитываются также пожелания тех, кто сидит на диете, мясоедов или, наоборот, вегетарианцев. Чаще всего утренний (или вечерний) чай настаивается на травах. Главный элемент питания на усадьбах – обед. Как правило, он состоит из разнообразных закусок, в том числе домашних солений или маринадов, свежих овощей, салатов, первого блюда – это могут быть разнообразные супы, уха, борщи или холодники. Вторые блюда также учитывают запросы гостей. На усадьбах, как правило, готовят и напитки – как с градусами, так и без.

ogurec1.JPG

И еще один немаловажный аспект: в питании используются экологически чистые продукты. Овощи и фрукты собираются преимущественно с собственных подворий. Если своей живности нет, то яйца, молоко, масло, творог, мясо покупаются у местных жителей.

Если проанализировать отзывы о питании на агроусадьбах, то большинство сводится к такому резюме: «Очень вкусно! Очень сытно! Слишком много!»

Сегодня у нас появились усадьбы, где не только используют традиции народной кухни, но и проводят локальные мастер-классы, мини-фестивали, целые представления. Это и усадьба «Ганка», и «Заречаны», и «У Рыся», и «Верес», и «На Заречной улице», и «Полесские традиции» — всех и не перечислить!

Могу назвать и еще один положительный пример – дестинация «Муховецька кумора», где разработано 11 вариантов кулинарных туров!

Наше объединение не стояло в стороне – мы потихоньку собирали рецепты, которые сегодня размещаются на созданном гастрономическом портале gastinia.by.

Некоторые из хозяев усадеб вошли в состав белорусской делегации, принимающей участие в международной выставке в Турине (Италия) Terra Madre. Она связана с популярным движением Slow Food. А в прошлом году мы с успехом показали гастрономическое «лицо» нашей страны на фестивале в Бергамо.

klicunova.JPG

— В последнее время за рубежом кулинарные путешествия приобретаю все большую популярность. Как вы считаете, почему в Беларуси этот процесс идет так медленно?

— Да, Беларусь в гастрономическом отношении для зарубежных туристов до сих пор является «темной лошадкой».

И одной из причин такого отношения является отсутствие у местных жителей гастрономического патриотизма. Если следовать советам Всемирной туристской организации по организации кулинарных путешествий в ту или иную страну, то воспитание гастрономического патриотизма – одно из главных условий и залог успеха. Когда студенты факультета международных отношений проводили опрос на знание блюд белорусской кухни, то ответы зачастую просто шокировали – пожалуй, кроме драников, люди, которые участвовали в опросе, других изысков отечественной кухни просто не знали! А как следствие: отсутствие местного фастфуда и местного пищевого рынка.

Конечно, нельзя сказать, что вообще не делается ничего. В Минске, например, появляются интересные концептуальные рестораны, в том числе и с национальной кухней.

Есть и талантливая молодежь, готовая воплощать интересные идеи, связанные с кухней. Но пока еще очень трудно бороться с той стандартной кухней, которая была навязана в советские времена. Кроме того, устарели многие ГОСТы и правила общепита, которые предусматривают жесткий контроль и определенные правила, не позволяющие, к примеру, более широко использовать продукты фермерских хозяйств.

— В нынешнем году состоялась попытка организовать «День картошки в Беларуси» на территории международной выставки «Белагро-2018». Обсуждался вопрос «Станет ли картофель гастрономическим брендом Беларуси?» Как на ваш взгляд, Беларусь действительно может привлечь туристов своим картофелем?

draniki.jpg

— Беларусь, жителей которой неслучайно называют «бульбашами», вполне заслужила организацию у себя в стране собственного праздника, собственного музея и вполне может гордиться своей «картофельной» кухней. Если говорить об Италии, то туристы едут в эту страну попробовать пиццу или пасту, Греция – страна оливок и оливкового масла. А Беларусь – страна какого продукта? И таким продуктом вполне может стать картофель. Другое дело, что этот бренд нужно раскручивать. Это могут быть и различные сувениры из картофеля, вплоть до масок для лица. Могут быть экскурсии на сельхозпредприятия, занимающиеся выращиванием картофеля. Туристам для разнообразия можно даже предложить поучаствовать в уборке картошки. Знаю, что некоторые эксперты и кулинары со мной не согласятся, но факт, что в Беларуси картофель появился на столетие раньше, чем в России, и что в середине XIX века в Беларуси производилось 25% всего валового продукта картофеля в Российской империи, игнорировать нельзя.

— Расскажите подробнее о новом трансграничном проекте…

— Это проект задумывался еще года полтора назад, и мы рады, что он, наконец, стартует. Это произойдет в феврале-марте нынешнего года. На протяжении двух лет мы будем проводить кулинарные экспедиции, обмениваться опытом, организовывать конференции и семинары. По итогам предполагается написать и выпустить книгу кулинарных рецептов, перечень трансграничных гастрономических маршрутов, провести несколько ярмарок и фестивалей. Первых гостей из соседних стран ждем в Беларуси в апреле.

— Какие регионы Беларуси будут участвовать в проекте?

— Минская область (в том числе Воложинский район), Полоцк и Зельвенский район.

— Гастрономия Литвы и Латвии во многом похожа на нашу, белорусскую. Чем хозяева агроусадеб будут удивлять гостей?

— Считаю, что у нас есть то, чего в этих странах нет. Думаю, что гостям понравится мастер-класс по изготовлению хлеба по уникальным рецептам на усадьбе «Ганка». На наших усадьбах делают великолепные сыры, варят настоящий питной мед, проводят даже такие кулинарные спектакли, как «Свежина у Михася»…Есть и другие интересные кулинарные изыски, которые не оставят равнодушными даже подлинных гурманов.

Кстати, прирост сегмента гастрономических туристов составляет 7–12% в год. В Европе 600 тысяч путешествий в год являются исключительно гастрономическими. 20 млн поездок содержат гастрономический мотив. 5 млн туристов, посещающих Испанию, назвали еду и вино главной причиной своего выбора. На еду приходится 30% всех средств, затраченных во время путешествия.

У САЙТА «ПЛАНЕТА БЕЛАРУСЬ» ПОЯВИЛСЯ КАНАЛ НА ЯНДЕКС ДЗЕН. ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!



Смотрите также

Еще
Самые популярные Самые обсуждаемые