Владельцы агроусадеб получили разъяснения положений Указа №365

Автор: Надежда Суслова

Министерство спорта и туризма организовало семинар, посвященный нововведениям в законодательной базе сферы агротуризма. На это мероприятие были приглашены представители местных властей, «Белагропромбанка», владельцы агроусадеб. Напомним, что Указ был подписан главой государства 9 октября прошлого года и вступил в силу 12 января 2018 года.

Не количество, а качество

Семинар открыл заместитель директора Департамента по туризму Виталий Грицевич, который сообщил, что на 1 января 2018 года в Беларуси насчитывается 2719 агроусадеб. За прошлый год появилось 30 новых усадеб. Такая же тенденция наблюдалась и в 2016 году, а это значит, что период «взрывного» роста количества усадеб закончился. Рынок агротуризма стабилизировался, и теперь можно вести речь о глубоких качественных изменениях и повышении уровня сервиса.

Можно практически все

Главный юрисконсульт отдела маркетинга и качества туристских услуг Департамента по туризму Александр Кречетов напомнил участникам семинара все нововведения, предусмотренные Указом. В частности, в этом документе содержится исчерпывающий перечень услуг, которые предоставляются агроусадьбами, уточнен порядок деятельности, начиная с подачи заявления по форме, утвержденной МСиТ, в местные органы власти, конкретизированы нормы хранения договоров (их нужно хранить в течение 3-х лет), сняты территориальные ограничения, и теперь агроусадьбы могут находиться и в курортных зонах, можно возводить гостевые домики. Вместе с тем, норма о количестве комнат сохраняется: и гостям можно будет предлагать размещение в 10 комнатах, не больше. Новым в Указе является и то, что субъекты агроэкотуризма для осуществления своей деятельности вправе будут привлекать физических лиц по трудовым или гражданско-правовым договорам. Если раньше привлекать близких родственников было нельзя, то теперь эта возможность существует.

2017-07-15-24--1614.jpg

Без проблем не обходится

Бурные обсуждения вызвало положение Указа о порядке регистрации усадьбы. Если раньше можно было подать заявление в сельсовет, то теперь «планку повысили», и желающие открыть усадьбу должны обращаться в райисполком. Кто в этом органе власти должен заниматься заявлением? Александр Кречетов предложил обращаться в «одно окно». А Виталий Грицевич пообещал, что МСиТ напишет письмо в исполкомы, чтобы там определили, кто конкретно будет рассматривать эти заявления. Остался невыясненным вопрос о том, куда обращаться, чтобы построить гостевые домики. Острую проблему озвучил хозяин усадьбы «Вилла Льва», расположенной в Столинском районе. Дело в том, что три усадьбы этого района попали в приграничную зону, и теперь иностранные гости не могут туда попасть. «Когда усадьбы строились, местные органы власти обещали нам счастливое будущее, но теперь проблему решить не могут. Случается, что одни пограничник пустил наших туристов, а на выезде стоят другие стражи границы, и они задерживают наших гостей на трое суток. Мы находимся рядом с республиканскими ландшафтными заказниками «Средняя Припять» и «Ольманские болота», и лишены возможности показать гостям наши природные жемчужины! Скоро мы вообще останемся без туристов!», – рассказал он. Кстати, подобная проблема существует и в Каменецком районе. Владельцы агроусадеб и местные краеведы жаловались, что многие объекты находятся в приграничной зоне, а получить специальное разрешение россиянам или полякам довольно хлопотно. Получается, что район лишается определенного количества туристов. Возможно, эти вопросы нужно решать глобально, и во всех регионах, где они существуют, одновременно, и на более высоком уровне.

Банк поможет

О том, что нового в порядке предоставления кредитов на развитие агротуризма, рассказала начальник управления малого и среднего бизнеса ОАО «Белагропромбанк» Виктория Байран. Она констатировала, что на сегодняшний день поддержкой банка воспользовались 579 усадеб.

Сегодня требования к субъектам агротуризма, запрашивающим кредиты, значительно облегчены. Чтобы получить кредит в размере 2000 базовых величин, нужно определить три основных цели: реконструкция жилого дома, строительство гостевого домика или приобретение инвентаря, причем, теперь не требуется приобретать необходимые в хозяйстве вещи только белорусского производства, как это было раньше. Не выходя за рамки лимита, можно осуществлять не один, как ранее, а несколько проектов. Контроль за воплощением проекта или проектов в жизнь осуществляться не будет. Решение о выдаче кредита будет приниматься в течение 5 суток, а не 10, как ранее. Для положительного решения о выделении кредита понадобится выписка из поселковой книги о наличии приусадебного участка или личного подсобного хозяйства. Если усадьба прекращает деятельность, то все задолженности перед банком нужно погасить за 45 дней.

2016-04-03-1--0U8A8985.jpg

Booking или отечественные туроператоры?

Председатель правления Республиканского союза туристической индустрии Филипп Гулый в своем выступлении привел аргументы в пользу сотрудничества туроператоров и владельцев агроусадеб. По его мнению, без посредников, хотя бы на этапе накопления постоянных клиентов, агроусадьбам не обойтись.

Налоги, трудовые договоры и страховые взносы

В вопросах налогообложения никаких изменений нет и пока не предвидится. По-прежнему владельцы агроусадеб будут платить одну базовую величину не позднее 28 декабря текущего года. Если есть какие-то проблемы, то можно обратиться за консультацией на телефон справочной службы – 189.

В каждом конкретном случае налоговые службы будут осуществлять индивидуальный подход. Об этом сообщила главный государственный налоговый инспектор отдела налогообложения индивидуальных предпринимателей главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Екатерина Чабровская. Одним из спорных вопросов ранее был вопрос заключения трудовых договоров владельцев агроусадеб с гражданами. В ходе семинара разъяснения дала заместитель начальника главного юридического управления Минтруда и социальной защиты Нина Селивон. В честности, она сказала: «Ранее действительно имелись некоторые проблемы в этом вопросе: нанимаемые работники не могли быть сестрами, братьями, детьми, супругами и пр. В новом Указе закреплена норма, разрешающая хозяевам усадеб заключать трудовые договора с работниками, не указывая, что они являются домашними. Кроме того, субъект агротуризма сам должен отвечать за деятельность, которую осуществляет, поэтому не может передать свои полномочия ни близким родственникам, ни каким-либо другим лицам. Приостановить деятельность агроусадьбы можно только в том случае, если владелец выразил желание осуществлять уход за ребенком в возрасте до трех лет». На вопрос, нужно ли ставить печать в трудовую книжку нанятого работника, эксперт ответила, что если ранее, когда договор с нанятым работником регистрировался в местных органах власти, печать была нужна, то теперь необходимость в этом отпала. Вместе с тем, коль владелец агроусадьбы нанимает работника, то трудовую книжку ему он обязан завести. Для выполнения разовых услуг необходимо заключить с работником гражданско-правовой договор, и это будет правильно.

Для владельцев агроусадеб вопрос о пенсионном обеспечении всегда был чрезвычайно актуален.

2016-05-09-8-2129.jpg

О том, какие перспективы есть у этой категории граждан, рассказала Людмила Мельникова, консультант управления методологии сбора платежей и профессионального пенсионного страхования Фонда социальной защиты населения Минтруда и социальной защиты. Она напомнила, что с июля 2015 года субъекты агротуризма могут самостоятельно участвовать в системе государственного страхования путем уплаты страховых взносов. Что нужно для этого? Необходимо обратиться в органы Фонда по месту проживания и подать соответствующее заявление. С момента подачи он становится участником общей системы соцстрахования. Соответственно, на него будут распространяться те же правила, обязанности и ответственность, что и на участников обязательной системы. Уплачивать страховые взносы нужно будет не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Но можно их выплачивать ежемесячно. Размер взносов установлен 29% – это на пенсионное страхование, 6% – на социальное. Субъекты агротуризма вправе выбрать тот или иной вариант. Размер исчисляется из минимальной заработной платы, проиндексированной законодательством. Например, за 2017 год физические лица должны были уплатить 1 113 рублей. Если на усадьбе есть работники, то владелец усадьбы будет являться обязательным плательщиком страховых взносов как работодатель в размере 35% от заработной платы. При этом он должен составлять отчет в Фонд соцзащиты, где указывать начисленные и уплаченные взносы, а также сведения персонифицированного учета. За тех работников, с которыми заключаются гражданско-правовые договора, владелец усадьбы отчитываться не должен.

Семинар завершился выступлением учредителя ООО «Топ-Тур» Ивана Чуры, который рассказал о возможностях своего портала онлайн-бронирования гостиниц и иных средств размещения.



Самые популярные Самые обсуждаемые