en | by | de | pl

Во что обошлись князю Огинскому апельсиновые деревья для Слонима?

Автор: Милена Бо
Фото: из открытых источников

В 1791 году гетман великий литовский Михал Казимир Огинский из Голландии, где он находился по делам, послал королю Станиславу Августу одну картину. В сопроводительном письме князь написал: «Сэр, посылаю Вашей Королевской Милости казака, которого Рембрандт посадил на коня. Съел этот конь за время, пока был у меня, 420 немецких гульденов. Справедливая ласка Вашей Королевской милости дает мне надежду, что апельсиновые деревья зацветут в той же пропорции». Из письма следует, что гетман желал получить за картину апельсиновые саженцы для Слонима из королевской оранжереи. А полотном, которое он отправил в Варшаву, была картина Рембрандта «Польский всадник».

1-Рембрандт-Харменс-ван-Рейн.-Польский-всадник.-Ок.-1655-г..jpg Рембрандт Харменс ван Рейн. Польский всадник. Ок. 1655 г. Галерея Фрика, Нью-Йорк

Путешествия «Польского всадника»

В каталог королевской галереи дворца в Лазенках картина была внесена под названием «Cosaque à cheval» («Казак на лошади»). Правда, в коллекции Станислава Августа она надолго не задержалась – в 1798 году последний король польский и великий князь литовский скончался. Картина по наследству перешла к князю Юзефу Понятовскому, потом стала собственностью его сестры Терезы Тышкевич. В 1814 году «Всадника» купил князь Франтишек-Ксаверий Друцкий-Любецкий, который уже через год с очевидной выгодой продал картину виленскому епископу Герониму Стройновскому за 500 дукатов (находясь в королевской коллекции, она оценивалась в 180 дукатов). В том же 1815 году епископ умер, а полотно вместе с другими картинами и роскошной библиотекой перешло к его брату Валериану Стройновскому. После Варшавы и Вильно всадник переехал во дворец Стройновских в Горохове на Волыни.

2-3.jpg Валериан Стройновский и виленский епископ Героним Стройновский

Когда же и Валериан скончался в 1834 году, картина Рембрандта, за неимением потомков по мужской линии, перешла к его дочери Валерии и была включена в ее приданое. Валерия вышла замуж за графа Яна-Феликса Тарновского, и «Польский всадник» отправился в новое путешествие – Дзиковский замок в Галиции (современный город Тарнобжег в Польше).

4-Валерия-и-Ян-Феликс-Тарновские.jpg Валерия и Ян-Феликс Тарновские

В 1898 г. картина на время оставила Дзиков и отправилась в Амстердам – на выставку в Музей Стеделийк «Рембрандт: картины, собранные по случаю инаугурации Ее Величества королевы Вильгельмины».

5-Польский-всадник-Рембрандта-на-выставке-в-Амстердаме.-1898-г.jpg «Польский всадник» Рембрандта на выставке в Амстердаме. 1898 г.

В Дзиковском замке картина прижилась надолго и находилась там до начала ХХ века, пока его очередной владелец граф Здислав Тарновский, помещик, промышленник и политик, не решил ее продать.

6-Замок-в-Дзикове.-Фото-начала-ХХ-в..jpg Замок в Дзикове. Фото начала ХХ в.

Покупатель нашелся за океаном – американский коллекционер Генри Клэй Фрик, король кокса и стали, живший в Питтсбурге. В 1910 году сделка была заключена. За 300 тысяч долларов картина была продана Фрику, а на полученные деньги граф Тарновский приобрел новые земли в Галиции.

7-Сообщение-о-продаже-картины-Польский-всадник-в-газете-Boston-Sunday-Post.-1919-г.jpg Сообщение о продаже картины «Польский всадник» в газете «Boston Sunday Post». 1919 г.

Картина, которая раньше переезжала из одного конца Европы в другой, теперь отправилась за океан. Вывезти полотно Рембрандта удалось без проблем – протестовать никому даже в голову не пришло. Все обсуждали не потерю культурного наследия края, а только цену сделки. В 1920 году Фрик переехал в Нью-Йорк, где в специально спроектированном здании открыл галерею, существующую до сих пор. И здесь для «Польского всадника» началась другая жизнь и другие проблемы.

8-Галерея-Фрика-в-Нью-Йорке.jpg Галерея Фрика в Нью-Йорке

Рембрандт – не Рембрандт

В коллекции Фрика ныне находится несколько работ Рембрандта. Но после приобретения «Польского всадника» эксперты засомневались в его подлинности. Европейские и американские искусствоведы скрестили копья. Одни считали, что это Рембрандт, другие – что его ученики. Споры продолжаются до сих пор. Но большинство ныне сходится во мнении: так как разные части работы написаны неодинаково, возможно, Рембрандт сам начал работу над картиной, но оставил ее незаконченной, и полотно мог завершить кто-то другой.

9-Пародийная-картина-Рассела-Коннора.jpg Пародийная картина Рассела Коннора, опубликованная в журнале «The New Yorker». 1993 г.

В 1993 году художник Рассел Коннор написал портрет в стиле Рембрандта, на котором голландский мастер с палитрой в руке стоит перед незавершенным «Польским всадником». С оттенком иронии Коннор приписал картину ученику Рембрандта Карелу Фабрициусу и отправил ее в «The New Yorker» с шутливой заметкой о том, что картина была найдена в подвале в Пинске. Журнал опубликовал репродукцию картины Коннора – получилось что-то вроде комментария к работе очередной комиссии, озабоченной решением вопроса о принадлежности «Всадника» кисти великого мастера.

Портрет или аллегория?

Жаркие споры разгорелись и вокруг того, была ли картина задумана как портрет конкретного человека, а если да, то кого именно, если же нет, то что она вообще должна изображать.

10-Рембрандт.-Фрагмент-картины-Польский-всадник.jpg Рембрандт. Фрагмент картины «Польский всадник»

Первым претендентом на персонализацию был выдвинут Станислав Стройновский, последний предводитель лисовчиков – легкой кавалерии Речи Посполитой XVII века, кормившейся не за службу, а за счет трофеев и награбленной добычи. Автором этой версии еще в 1859 году выступил Рафаил Стройновский, пытавшийся доказать, что не случайно-де виленский епископ приобрел портрет предка за немалые деньги. Вторым претендентом стал князь Марциан-Александр Огинский, воевода трокский и великий канцлер литовский. Еще одним – Шимон-Кароль Огинский, подкоморий витебский, который женился на голландке. Но вот незадача: на сайдаке всадника (сайдак – набор лучника) изображен герб «Лелива», который не принадлежит ни Стройновским, ни Огинским.

Далее были предложены исторические персонажи – от царя Давида из Ветхого Завета до Блудного сына и монгольского воина Тамерлана. Потом вообще последовали обобщения: «воин Христа», идеалистическое изображение всадника, защищающего Восточную Европу от турок, или просто «иностранный солдат» (иностранный для Голландии, т. к. почти все эксперты сходились на том, что одежда всадника, оружие и даже порода лошади происходили из Речи Посполитой). Кое-кто предположил, что моделью для портрета стал сын Рембрандта Титус. В общем, вопрос не решен до сих пор.

Копия – это вам не оригинал

Почти сразу же после попадания в коллекцию Станислава Августа к названию картины «Польский всадник» добавилось еще одно – «Лисовчик» (всадник конницы Лисовского).

Картину много раз копировали. Хотя все изображения оказывались и не копиями вовсе, а, скорее, художественными переложениями оригинала. Первые копии были сделаны еще у Тарновских в Дзикове. В начале 1840-х годов граф Мауриций Дедушицкий для своей книги об истории лисовчиков заказал офорт – пожалуй, первую репродукцию картины Рембрандта.

11-Лисовчик.-Иллюстрация-из-книги-М.-Дедушицкого.-1842-г..jpg Лисовчик. Иллюстрация из книги М. Дедушицкого. 1842 г.

В 1859 году свою версию «Лисовчика» в технике литографии предложил журнал «Tygodnik Ilustrowany» – чистый, как бы мы сегодня сказали, ремейк.

12-Лисовчик.-Иллюстрация-из-журнала-Tygodnik-Ilustrowany.-1859-г..jpg Лисовчик. Иллюстрация из журнала «Tygodnik Ilustrowany». 1859 г.

Следующим был известный художник-баталист Юлиуш Коссак, который в 1860–1865 годах сделал живописную копию, максимально приближенную к оригиналу. Хотя и он позволил себе изменить в картине формат, пейзаж и отдельные детали. В общем, так и хочется сказать, перефразируя старый анекдот: автор – Рембрандт, улучшено – Коссаком.

13-Юлиуш-Коссак.-Лисовчик.-Ок.-18601865-гг..jpg Юлиуш Коссак. Лисовчик. Ок. 1860–1865 гг. Копия картины Рембрандта. Национальный музей в Варшаве

Говорят, что перед продажей за океан по приказу графа Здислава Тарновского была снята точная копия с картины. Но судить о ней мы не может – копия сгорела во время одного из пожаров в замке в Дзикове.

Современные художники тоже не оставляют «Всадника» без внимания. Так, собственное впечатление от знаменитой картины знаменитого мастера не побоялся представить на суд зрителей Дариуш Велец.

14-Дариуш-Велец.-Лисовчик-(по-Рембрандту).jpg Дариуш Велец. Лисовчик (по Рембрандту)

И уж совсем неожиданное прочтение полотна представил известный польский живописец и график Ян Лебенштейн (умер в 1999 г.). Его «Лисовчик» – предвестник смерти, о чем можно судить по скелетам, выступающим из земной поверхности. Лебенштейн противопоставил драматический романтизм ХХ века – времени войн, переворотов и уничтожения – сентиментальному романтизму Коссака XIX столетия. Согласитесь, очень жесткое напоминание всем нам о реалиях новейшего времени.

15-Ян-Лебенштейн.-Лисовчик-(по-Рембрандту).-Частная-коллекция.jpg Ян Лебенштейн. Лисовчик (по Рембрандту). Частная коллекция

«Вы хочите песен? Их есть у меня!»

Сегодня мы живем во времена мемов, мейнстрима и коммерциализации культуры. Спрос рождает предложение. А иногда наоборот. Хотите чего-нибудь свеженького? Тогда Рембрандта вам в ленту! Не желаете, к примеру, иметь репродукцию «Лисовчика»?

16-17.jpg

Прекрасно подходит для спальни, офиса, гостиной, а при желании – и ванной комнаты.

18-19.jpg

Или галстук? Чудесная расцветочка. И не важно, что с оригиналом не совпадает. Главное – Рембрандт с нами!

20-21.jpg

Некоторые страны выпускают марки. Неудачные, правда, по художественному исполнению. Или вообще фальшивые, как несуществующего «Государства Оман» (не путать с «Султанатом Оман»).

Быть любимым

А что же оригинальный «Лисовчик»? Как ему живется сейчас в Нью-Йорке? В общем-то, неплохо. Любим зрителями, востребован, считается одним из шедевров коллекции Фрика.

22-Лисовчик-(Польский-всадник)-Рембрандт-в-экспозиции-музея-(коллекция-Фрика).jpg «Лисовчик (Польский всадник)» Рембрандта в экспозиции музея (коллекция Фрика)

Совсем недавно картина снова совершила путешествие за океан. На этот раз в то место, откуда начиналась та история, которую мы здесь рассказали. С 6 мая по 7 августа 2022 года в Варшаве в музее Лазенки прошла выставка «Королевский Рембрандт. “Польский всадник” из коллекции Фрика в Нью-Йорке».

23-«Лисовчик-(Польский-всадник)»-Рембрандта-на-выставке-в-Королевских-Лазенках.-2022-г..jpg «Лисовчик (Польский всадник)» Рембрандта на выставке в Королевских Лазенках. 2022 г.

А что же апельсиновые деревья из королевской оранжереи для князя Михала Казимира Огинского? Их гетман получил – саженцы действительно упоминаются в инвентарных списках Слонима. Точнее, упоминались…



Самые популярные Самые обсуждаемые