Издательство «Рифтур» традиционно делает фирменные календари для туристического комплекса и охотничьего хозяйства «Красный Бор». В этом году мы решили посвятить проект одному виду животных – лосям. Дизайнер издательства Лия Корчажинская предложила идею совмещения нескольких снимков лосей: на первом плане должен быть крупный портрет животного, на втором какая-то сценка из жизни, характерная для конкретного месяца.
Вот такие, например, у нас получились апрель и май.
Вот так выглядят июнь и июль.
Но оказалось, что за всю мою тридцатилетнюю фотоохотничью практику в архиве накопилось не так много лосей, да еще и снятых в разное время года. Проблема в том, что большой формат календаря требовал на первый план качественных снимков, это значит, что портреты лосей нужно было снимать крупно, чтобы файлы выдержали большое увеличение.
Самым проблематичным месяцем оказался сентябрь. Это время гона у лосей. Здесь должен был быть наиболее характерный для этого времени года кадр. И я решил провести для календаря специальную фотосъемку. Съездил в нацпарк «Припятский» -- там южнее, гон начинается раньше. Найти достойного рогача не удалось. Поехал в Браслав – там у меня друг Олег Селях. В Браславском районе с большим количеством открытых участков лосей снимать легче, и Олег величайший мастер по их подманиванию. Но поездка тоже оказалась неудачной. Оставался родной Красный бор. Там тоже есть классные специалисты, которые могут помочь сфотографировать лося.
Директор хозяйства Владимир Карчевский посоветовал двух егерей – Игоря Башкирова и Александра Шамшура. Я созвонился сначала с Игорем, мы обсудили возможные места и варианты съемки.
Лосей во время гона можно снять рано утром или вечером. Утренняя съемка более предпочтительная: найдя лося в темноте, можно к нему подкрадываться или его манить, при этом света все время становится больше и шансы на удачные кадры возрастают. Вечером темнеет быстро, даже обнаружив лося, можно элементарно не успеть его выманить при более-менее хорошем освещении, поэтому предпочтительнее где-то занять позицию и ждать, пока животные выйдут. Разумеется, такие места, где концентрируются лоси во время гона, знают только очень хорошие егеря.
По совету Игоря я подъехал к одному лесному полю, оставил машину и Наталью метров за триста, а сам со всей необходимой фотоаппаратурой отправился в оговоренную точку. Там на краю поля лежит в огромных тюках заготовленное для подкормки диких животных сено. На него можно забраться, и появляется возможность просматривать всю поляну.
До наступления темноты оставалось еще два часа, но на поле уже паслось стадо оленей. Животные мгновенно отреагировали на мое появление и скрылись в лесу. Я занял позицию на тюках с сеном и стал ждать.
Минут через сорок появились оленуха с годовалым олененком.
Но пробыли на поле они не долго – ветер был не совсем удачный, животные выловили мой запах и убежали.
Зато на другом краю поля из леса выглянул уже знакомый олень со своим стадом.
Олень проявлял к дамам интерес.
Они не реагировали, занимались женскими делами.
Самец ревел, сообщал всем окружающим, что только он в этом стаде и царь, и герой.
На краю рапсового поля появился молодой олень. Увы, он еще очень слаб, чтобы сражаться за гарем, поэтому в этом году этому добру-молодцу ничего не светит.
Самки оленей смотрят в мою сторону – ветер переменчивый, возможно учуяли запах, но он не такой резкий, чтобы вызвать панику.
Олень продолжает реветь и лениво гоняться за своими самочками.
Но совсем другую скорость он развивает, когда к стаду приближается потенциальный конкурент.
К сожалению, мне не удается зафиксировать в одном кадре двух самцов – молодой олень очень быстро уносит свои ноги и рога подальше от стада.
Вскоре поле покидает и все стадо, а лоси на нем так и не появились.
На следующее утро у меня назначена встреча в 6.00 с Александром Шамшуром. Он появляется минута в минуту, пересаживаюсь в его уазик и начинаем движение. Еще темно, справа и слева ревут олени.
На фоне неба даже можно сделать силуэтный кадр, но меня интересуют лоси.
Вот молодой самец в тумане.
Вот еще один бежит по полю на фоне заброшенной фермы. Этот меня интересует, так как на востоке уже покраснело небо, а местность позволяет сделать снимок лося на ярко-красном фоне.
Так и получается: я смещаюсь влево и вынуждаю молодого лося бежать на горку. Конечно, если бы это был мощный рогач, то кадр получился бы еще более эффектным, но мы же не в ателье, где сидит очередь из желающих сфотографироваться. Приходится работать с тем материалом, который дает нам природа.
Светает. Александр начинает иммитировать призывные звуки лося-рогача.
И кто-то откликается!
Александр говорит, что там должен быть крупный самец. Я тоже его слышу и выдвигаюсь вперед. Мы используем ту же тактику, что и охотники во время охоты на вабу: егерь зовет рогача, я стараюсь оказаться у него на пути.
Слышу, как самец не просто отзывается, как он в ярости ломает на кусте ветки и начинает двигаться в мою сторону. Я приседаю в высоком бурьяне, жду, пока лось не приблизится на нужное расстояние, и только, когда он приближается на метров пятнадцать, я встаю на полный рост и начинаю фотографировать.
Разумеется, у меня включен автоматический режим, но я успеваю сделать только три кадра.
Первый – нерезкий.
Второй более-менее удачный – есть микросдвиг, но зато какой букет на рогах!
Третий кадр тоже нерезкий, потому что лось отреагировал мгновенно.
Вот он резко разворачивается, с рог слетают трава и ветки.
Лось убегает, камера не успевает сфокусироваться на животном.
А Александр продолжает звать соперника, потом начинает иммитировать лосиху. И самец, отбежав метров двадцать, останавливается!
У меня появляется возможность сделать еще один кадр.
Потом мы с Александром еще пару часов ездим по его угодьям, но больше лосей не видим, зато находим большую стаю журавлей на поле.
Съемка журавлей с машины – не самая оптимальная, но кое-какие кадры получаются.
После завтрака мы путешествуем по Верхнедвинскому району с Натальей. Снимаем церковь в Сарье, костел в Росице, Сахоновский дуб.
Но самой интересной во время этой поездки оказалась встреча с черным аистом.
Сначала он просто стоял на проселочной дороге, а потом начал кормиться.
Перелетал с места на место, мы потихоньку ехали за ним и я фотографировал…
После обеда в Красный бор приехали мои подруги Ирена Гудиевская и Светлана Карпейчик, они хотели сфотографировать ревущих оленей.
Я решил совместить приятное с полезным – и в фотоохоте с ними поучаствовать, и снимки для иллюстрации фототуров по Красноборской пуще сделать.
Вот Ирена со Светой за работой.
Вот они преодолевают небольшую речушку, чтобы оказаться на соседнем кормовом поле.
Специально не показываю ни свои, ни их снимки – сделаем об этом отдельный материал.
Поделюсь только фотографией уставшего рогача.
Он средь бела дня лежал недалеко от проселочной дороги. Видно, ночь была бурная, совсем сил не осталось, чтобы убегать от машины.
И ревнул пару раз специально для фотографов – сентябрь на дворе, характерный портрет оленя в это время должен таким…
А вот как использовала мой кадр лося наш дизайнер Лия Корчажинская. По-моему, сентябрьская страничка календаря получилась очень даже неплохой. И октябрьская тоже мне нравится.
Так что поездку в Красный бор за лосями и оленями можно считать успешной.
Календарь готовится к печати, будет вариант настенный формата А2 и настольный. Если кто-то из любителей белорусской природы хотел бы иметь такой календарь у себя, пишите – можем слегка увеличить тираж…
Команда американских дизайнеров, инженеров и ученых математически проанализировала глобальное культурное наследие для составления рейтинга известности....
В Беларуси не так много точек притяжения, которые могли бы заинтересовать самых разных туристов.
Рядом с въездным знаком Бобруйска появилась большая 3D-карта с указанием достопримечательностей. Размер полотнища — 18 на 6 метров. Ночью оно подсвечивается....