Случалось ли вам ехать поздним зимним вечером или ночью мимо леса? Смотреть из окон машины или автобуса на заснеженные чащи? Представлять себе, что этот лес живет своей особенной жизнью? И что его населяют необыкновенные существа? Впрочем, они могут прийти и в дом… От этих тайн просто мороз по коже…
Этот персонаж является самым настоящим белорусским «дедом морозом», которого «откопали» несколько лет назад сотрудники Поставского Центра туристских услуг и построили на этом большую и очень популярную туристическую программу под названием «У госці да Зюзі Паазерскаго». Зюзя – мифологический герой, бог зимы, в которого верили древние жители здешних мест. Обитатели Поставщины и Мядельщины представляли Зюзю старым дедушкой с красным носом, с железной булавой, одетым в белый кожушок и ходившим босиком в самый лютый холод. Его боялись и уважали. Говорили: «Кто там шумит, кто гремит? Это сам Зюзя людей поучить хочет!» Перед Рождеством в каждом доме готовили специальное блюдо – кутью. Не забывали и о Зюзе – на отдельный стол ставили порцию для него, хотели задобрить, чтобы не лютовал и не морозил озимые и скот. Бытовали такие пословицы: «Кутья на столе – Зюзя во дворе» и «Замерз, как Зюзя». Были даже производные слова – «зюзеть», т.е. мерзнуть, и «назюзюкаться», т.е. перебрать горячительных напитков. Зюзя в представлении наших предков был не одинок. Его окружала целая свита друзей и помощников.
Одним из главных подручных у Зюзи считался Мороз – огромный белый дед с красным или даже синим от холода носом. Он весь белый, потому что одет в снег, лед и иней, только губы у него красные. Вместо усов и бороды – сосульки, которые висят чуть ли не до земли. Иней – это пыль, что сыплется с Мороза. Он похаживал по лесам и селам, а когда у него уставали ноги, то любил присесть на крышу деревенского дома. От этого деревянные стены потрескивали, а местные жители поговаривали: «Мороз трещит в бревнах». Мороз дружил с бабой Зимой. Дедушка частенько заглядывал к ней в гости, но если она чем-то его обижала, то ходить переставал, начиналась оттепель, и Зима плакала холодными слезами. По преданиям, эти зимние духи могли быть как добрыми, так и злыми.
Больше всего люди боялись зимой коварной бабы Бодзюли, которая любила стоять на обочине, дожидаясь путников и прохожих. Причем в качестве жертвы выбирала людей состоятельных, увязывалась за ними, селилась в доме и начинала всячески вредить хозяевам. «Благодаря» ее увещеваниям, а магическая сила этой дамы была очень велика, путники забывали свой дом и становились «туристами», то есть начинали «бадзяться» (бродить) по свету. С нынешней точки зрения это даже и неплохо, поэтому, если стали за собой замечать охоту к перемене мест, знайте – вам повстречалась эта самая баба.
Кроме Бодзюли, жители сел и деревень побаивались и Полевиков – обитателей полей. Это были большие шутники – зимой, в метель, они так запутывали все стежки-дорожки, что человек не мог найти дорогу домой и замерзал в поле. Так что шуточки у них были специфические.
В лесах жили Лешие и Лесовики, полудобрые-полузлые. Они проявляли свой нрав как летом, так и зимой. Леший — хозяин леса и зверей, его представляют одетым в звериную шкуру, иногда со звериными атрибутами — рогами, копытами; леший может изменить свой рост – становиться ниже травы или выше деревьев. Леший может пугать людей своим смехом, увести ребенка, сбить с пути, особенно в пургу. Лесовики – это дети леших и кикимор.
Зимой одним из наиболее распространенных удовольствий в деревнях и на агроусадьбах является баня. Но и здесь человека подстерегает опасность в виде мифологического существа – Банника или Лазника. По славянской мифологии Банник, дух бани, стоящей на отшибе, на краю двора, а то и за его пределами – весьма опасен. Верующие люди считают баню – символ, казалось бы, чистоты – «нечистой». О Баннике и в наши дни рассказывают немало жутких историй. Он представляется в виде крохотного, но очень сильного старичка, голого, с длинной, покрытой плесенью бородой. Его злой воле приписывают обмороки и несчастные случаи, иногда происходящие в бане. Любимое развлечение Банника – шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в печке-каменке и «стрелять» ими в людей. Может он затащить в горячую печку и содрать клок кожи с живого. В старину говорили: «Асаблiва варожа Лазнiк ставiцца да людзей, якiя iдуць мыцца ў чацвёртую чаргу або пасля апоўначы, якія мыюцца п'янымі або брыдкасловяць». Впрочем, с Банником можно было поладить. Знающие люди всегда оставляли ему хороший пар, свежий веничек и лоханку чистой воды.
Когда человеку зимним вечером случалось попадать в лес, он зачастую слышал тихие крадущиеся шаги за спиной. А порой вдалеке видел огоньки, напоминающие глаза. И тогда путник бежал куда глаза глядят, потому что знал – встреча с волколаком ничего хорошего не сулит. Волколаки – это люди-оборотни, умевшие превращаться в волка самостоятельно, или несчастные, которых превращали в волка колдуны. Белорусы-знахари, превращаясь в волколаков, проявляли хищный норов, были опасными и кровожадными. Делали это с целью нанести вред другим людям, уничтожая домашних животных и нападая на самих людей. Человек, которого превратили в волколака без его желания, вреда не приносил, более того, стремился находиться ближе к людям, чтобы в случае, если его признают за человека и пожалеют, он мог вернуться в человеческий облик. Такие волколаки считались ручными, они жалобно стонали, потому что не теряли окончательно человеческих чувств. И глаза у них оставались человеческими. Бывало, целый свадебный поезд превращали в волколаков. Грустные волки слезали с воза и шли в лес. По лошадям, которые вернулись домой, сельчане догадывались о том, что случилось... Интересуетесь vavada , но сначала изучите информацию о клубе, почитайте отзывы.
В зимнее время, когда холод проникает под одежду и в дома, одним из простейших согревающих средств издревле был алкоголь. Белорусы, оправдывая свои слабости, считали, что человек начинает много пить не просто так. Его к этому подталкивают «нечистики», точнее, один их вид, называемый опи́вень. Этот проказник никогда не пропускает ни одного застолья. Он пристраивается где-нибудь на конце стола и следит за тем, кто и сколько выпивает. Тех, кто не особенно любит выпивку, опивень подстрекает, чтоб они как можно больше выпили. Если ему это не удается – подсыпает в чарку некое зелье, после чего человек становится совсем пьяным. Любит развлекаться с пьяницами, дразнит их, сбрасывает под стол, в общем, веселится как может.
…Зима – это не только снег и мороз. Это – таинственное время, когда оживают самые древние предания и легенды и когда даже современный человек ощущает действие необычных сил. Вам уже страшно?
Белорусы считаются если не пуританской, то уж во всяком случае
Утверждает ученый-фольклорист Алексей
За мінулыя выхадныя беларусы ўжо паспелі дастаць самыя страшныя
Команда американских дизайнеров, инженеров и ученых математически проанализировала глобальное культурное наследие для составления рейтинга известности....
В Беларуси не так много точек притяжения, которые могли бы заинтересовать самых разных туристов.
Рядом с въездным знаком Бобруйска появилась большая 3D-карта с указанием достопримечательностей. Размер полотнища — 18 на 6 метров. Ночью оно подсвечивается....