Несмотря на название, Детская железная дорога является не только учреждением образования для юных минчан, но и настоящим транспортным предприятием. От большой магистрали она отличается лишь длиной (4 км) и шириной полотна – 750 мм, что в два раза меньше «взрослого» стандарта, а также тем, что машинистами, проводниками, диспетчерами здесь работают подростки.
История Детской железной дороги в Минске началась 9 июля 1955 года. Однако это была не первая стальная магистраль для маленьких белорусов. Ее предшественница появилась еще в 1936 году в Гомеле, но 5 лет спустя из-за военных действий она приостановила свою работу. После Великой Отечественной гомельскую детскую «чыгунку» решили не восстанавливать, а открыли новую – в столице. За ее основу взяли узкоколейку, построенную во время оккупации немцами для вывоза древесины из парка Челюскинцев.
«Парк культуры» и «Сосновый бор» – так назывались первые станции на момент открытия детской магистрали. В 1971 году «Парк культуры» переименовали в «Заслоново», также как и сама железная дорога получила имя легендарного партизана Константина Заслонова. Сегодня на ветке существуют две станции и один остановочный пункт: «Заслоново» – начальная и конечная маршрута, «Пионерская» – техническая, а «Сосновый бор» – остановочный пункт, где пассажиры могут выйти и какое-то время насладиться природой, продолжив затем свою прогулку на одном из следующих поездов.
Детская железная дорога работает с мая по сентябрь.