Храм был построен на пожертвования Михала Казимира Огинского и других известных людей края в 1770–1782 гг. и в 1784-м освящен во имя святого Карла Баромея (Кароля Баромеуша).
Этот костел, похожий на миниатюрную крепость, – единственная на территории ВКЛ святыня «монахов-коммунистов». В 1695 году по приглашению маршалка Яна Кароля Дольского, владельца замка и основателя пинского предместья Каролин, в Пинск из Италии прибыли представители ордена ксендзов светских, пребывающих в коммуне, сокращенно «монахов-коммунистов», или «бартоломитов». За фиолетовое облачение их еще называли «фиолетками».
«Коммунисты» жили общиной (коммуной), имели общую кассу и готовили молодежь ко вступлению на духовное поприще. Первоначально монастырь и костел были деревянными, а в конце ХVIII века храм перестроили в камне, соединив в его облике стилистику барокко и приемы оборонного зодчества. Мощные стены, толщина которых местами превышает два метра, прорезаны небольшими арочными проемами. Двухъярусная приземистая колокольня с шатровой крышей скрывает винтовую лестницу с отполированными за два с лишним века ступенями. Храм однонефный, с глубокими боковыми нишами, высокими сводами и немногочисленными элементами декора. Небольшой барочный алтарь, похожий на триумфальную арку, давно утрачен. В 1830-е годы бесхозный к тому времени костел едва не стал лютеранской кирхой.
В 1860 году его вновь освятили – во имя Святой Троицы, а через столетие в эпоху атеизма закрыли. Писатель Владимир Короткевич, побывав в Пинске, назвал бывшую святыню «коммунистов» «барокавай цацачкай». С 1992 года в бывшем костеле открыт городской концертный зал с электронным органом.
Текст Татьяны Хвагиной