Деревня расположена в самом центре островка расселения литовцев в Беларуси. В здешних околицах около двадцати литовских деревень, в которых сохранились уникальные проявления национальной культуры и своеобразный диалект литовского языка. Очевидно, название Гервяты берет свое начало от литовского слова «гярве» — журавль.
В 1903 году здесь был построен костел Пресвятой Троицы. Его отличают огромные, если не сказать — циклопические, размеры и неповторимо грациозный силуэт. Зодчий А. Ольшеловский, окрыленный идеями средневековой готики, явил безупречный вкус в трактовке ее исторических форм: многоступенчатых контрфорсов, аркбутанов, стрельчатых ниш и т.д.
Приподнятая на цоколь из каменных блоков трехнефная базилика, в облака забросив крест, пронзает небо громадной «иглой» башни-звонницы. Обнаженный торс каркасной конструкции, демонстрирующей слаженную работу атлетических мышц всех ее составляющих элементов, производит неотразимое впечатление, словно перенося сегодняшнего зрителя в ту далекую эпоху, когда на просторах Западной Европы стали вырастать первые величественные готические соборы, техническому совершенству и эстетической безукоризненности которых человечество не перестает поражаться по сей день...
Углубленный портал, завершенный высоким вимпергом — остроконечным двухгранным щитом, роскошное окно-роза с кружевным переплетом, сложенные крест-накрест высокие черепичные крыши, над которыми вырастает металлическая башенка-сигнатурка, вновь и вновь вспыхивающее на фасадах пламя свечи, отраженное в абрисе стрельчатой арки, — все это будоражит фантазию, воскрешая в памяти чеканные строки Осипа Мандельштама: «Стихийный лабиринт, непостижимый лес, души готической рассудочная пропасть...» Чистота, выверенность и отточенность линий и форм присущи и интерьеру памятника. Каменные колонны, возносящиеся кверху, нервюрные своды, многоцветные окна...
По одну сторону от костела — выразительная ландшафтно-скульптурная композиция (двенадцать апостолов и Св. Архистратиг Михаил), по другую — фрагменты старинной усадьбы с водяной мельницей, прудом и парком. Во внутреннем дворике храма — великолепно выполненные деревянные каплицы-кресты, утопающие в зелени декоративных кустов.
Текст Анатолия Вараввы