Выполненное в стиле необарокко здание Минского городского театра (ныне Купаловского) возведено в конце ХIХ века по проекту Кароля Козловского.
Инициатором строительства выступил губернатор Трубецкой, но с ним был категорически не согласен минский церковный владыка Варлаам, назвавший безнравственным близкое соседство увеселительного заведения с Александровской часовней. Конфликт разрешился в пользу искусства, впрочем, не без высокого вмешательства: при закладке театра в июне 1888-го присутствовали члены императорской семьи – князь Владимир Александрович с супругой. Спустя ровно два года новое святилище Мельпомены было торжественно открыто любительским спектаклем «Сфинкс».
Подковообразный зрительный зал театра, рассчитанный на 550 мест, мог свободно трансформироваться в зал для балов. Однако в первые послереволюционные годы его чаще использовали для проведения съездов. Так, в декабре 1917 года здесь состоялся Первый Всебелорусский конгресс, обусловивший провозглашение независимости Беларуси в марте 1918-го. В 1919 году в театральном зале была принята первая Конституция БССР. И лишь в 1920-м здание вернули Мельпомене.
На подмостках Купаловского театра загорались звезды Лидии Ржецкой, Галины Макаровой, Глеба Глебова, Николая Еременко-старшего и еще многих «купаловцев», среди которых непревзойденная «всенародная бабушка» Стефания Станюта, более 80 лет отдавшая этой сцене.
В годы гитлеровской оккупации Минска во время спектакля в театральном зале прогремел мощный взрыв. По одной из версий, это было неудачное покушение подпольщиков на гауляйтера Кубе, по другой – провокация фашистов, стремившихся дискредитировать партизанское движение в глазах минчан. Кстати, в день освобождения Минска, 3 июля 1944 года, первое победное знамя было поднято не над правительственными зданиями, а над Купаловским театром.
Неподалеку от театра, в Александровском сквере, расположены кассы – несколько лет назад их разместили в небольшом домике, который с начала ХХ по начало ХХI века служил... общественным туалетом, к слову, старейшим в Минске.