Памятник архитектуры ретроспективно-русского стиля. Объект Государственного списка историко-культурных ценностей РБ.
В 1727 году в Мстиславле на пожалования витебского хорунжего Ивана Гурко был основан бернардинский монастырь, на месте которого ранее находилась древнейшая православная церковь в городе – Афанасьевская, перенесенная в свою очередь на Замковую гору.
В монастыре имелся возведенный в том же 1727 году костел Рождества Богородицы с пятью деревянными алтарями. В 1775 году он был заменен на новый, уже каменный храм. Монастырь, закрытый в 1831 году, отдали православному ведомству, при этом храм оставили для прихожан Афанасьевской церкви. Здание храма сгорело в 1858 году. После этого для костела разрабатывались различные варианты приспособления «по ветхости» (проекты датируются 1864 и 1866 годами). Было принято решение о непрочности конструкций католического храма, что привело к решению его разобрать и построить новый, уже православный храм. Сама церковь была возведена в 1870 году из кирпича.
Решение для постройки, являющейся крестово-купольным храмом, было найдено в пространственно развитой динамичной композиции. Двухъярусная четвериковая звонница, вертикальная доминанта данной композиции, надстроена над притвором; ее завершением служит граненый луковичный купол. В архитектурном плане храм состоит из основного крестовидного объема, над средокрестием которого возведён восьмигранный световой барабан с завершением в виде шлемовидного купола, подобного по форме куполу звонницы, только большего размера, и трех закруглённых апсид, примыкающих к основному объёму с востока. Для расчленения оштукатуренных фасадов, опоясанных профилированным карнизом с аркатурным фризом и крепованных угловыми и простеночными пилястрами, применены высокие арочные оконные проемы в профилированных наличниках. Для освещения разновеликих апсид были выбраны высокие полуциркульные окна. Завершением торцов трансептов служат треугольные щиты. Решение для трех входов в собор, над которыми расположены окна-трифории, найдено в прямоугольных проемах в арочном обрамлении – все вместе объединяет общая профилированная арка.
Барабан, чье подкупольное пространство доминирует в интерьере собора, опирается на стены посредством парусов и подпружных арок. Перекрытием внутреннего пространства для трапезной и приделов (дополнительного объёма и боковых алтарей) служит цилиндрический свод с распалубками, для апсид – конхи, а для бабинца – крестовый свод.
Для кирпичных ворот, поставленных с северной стороны от собора, было выбрано решение в виде тройной аркады (полуциркульной арки). Завершением последней служит прямоугольный щит с шатровым верхом и кокошниками в основании. Небольшие четырехгранные башенки, возведенные над боковыми проемами, являются купольными. Ажурные ворота отлиты из чугуна.