Спасо-Преображенская церковь в Чечерске


52.9167, 30.9151

Храм Преображения Господня (Чечерская Спасо-Преображенская церковь) – является памятником эпохи классицизма республиканского значения.

Это каменный 2-х ярусный храм-ротонда (в плане круг с внутренним диаметром около 15 метров), увенчан полусферическим куполом на ступенчатом барабане. Над бабинцем (прямоугольный в плане объем с фронтоном на главном фасаде) построена восьмериковая башня-колокольня, покрытая граненым куполом. Храм Преображения Господня был возведен в конце XVIII века по заказу графа Захара Григорьевича Чернышева.

До настоящего времени сохраняются разночтения о точном времени постройки храма и авторе его проекта. По мнению московского историка архитектуры И.Н.Слюньковой он построен в 1779 году. По мнению белорусского исследователя архитектуры В.А.Чантурия храм построен в 1783 году. Храм Преображения Господня был возведен в ансамбле с тремя другими храмами, которые, к сожалению, до настоящего времени не сохранились. Согласно сведениям могилевского губернатора 80-х годов XIXв. А.С.Дембовецкого, автором чечерских храмов являлся известный архитектор Франческо Бартоломео Растрелли (род. в 1700 г. В Париже), что конечно же маловероятно. В 1774 году, когда Екатерина II подарила Чечерск З.Чернышеву, великого зодчего уже не было в живых, он скончался в 1771 году в Санкт-Петербурге. Поэтому с полной уверенностью можно утверждать, что план переустройства Чечерска и соответственно проекты чечерских храмов не принадлежат Растрелли. Об этом говорят архитекторы Г.Жаровина и Демура, которые выдвинули свою гипотезу: они считают, что автор проектов чечерских церквей известный русский архитектор Василий Баженов. Историки И.Слюнькова и В.Пилявский приводят сведения, что автор проекта Спасо-Преображенской церкви другой известнейший архитектор-итальянец Джакомо Кваренги.

Построенный в XVIII веке каменный храм Преображения Господня в г.Чечерске имел предшественника - деревянную православную Спасскую церковь, которая впервые упоминается в Инвентаре Чечерского староства 1726 года. После заключения Брестской церковной унии 1596 г. восток Беларуси и Чечерск в том числе оставались верным оплотом православия. Однако власти Речи Посполитой в XVIII веке усилили давление на православную церковь. В Реестре монастырей и церквей православной веры, принудительно забранных униатами в первой половине XVIII века мы читаем: «1743 года, сентября 13. Церкви четыре в местечке Чечерск: одна Воскресенская, другая Николаевская, третья Рождества Пресвятыя Богородицы, четвертая Преображенская (ранее в Инвентаре 1726 г. названная Спасской, - примеч. автора), через помещика Казимира Турчина, мечника Оршанского, содержателя Чечерского, и пятая Гергиевская в селе Нисимковичах». 

Через 30 лет в 1773 году Чечерск вошел состав Российской империи и вскоре униатские церкви были возвращены в лоно православной церкви. По сведениям А.С.Дембовецкого во всех чечерских храмах, построенных по приказу графа З.Г.Чернышева, в 1882 году находилось по два образа (Вознесения Господня и Успения Пресвятой Богородицы), писанные приглашенным в Чечерск итальянским живописцем, во всех церквях имелась дорогая серебряная утварь и ризы. В сложный ХХ век, годы атеизма, гонений на церковь, годы войны были разрушены 2 чечерских православных храма и кладбищенская часовня, а также костел Святой Троицы, уничтожено большинство икон. Выстояла только Спасо-Преображенская церковь. В ее алтаре ранее хранилась древняя икона XVII века «Сошествие во ад», - великолепный шедевр белорусского искусства, сейчас там находится её копия, а оригинал размещается в Национальном художественном музее РБ. Кириллическая надпись на его раме сообщает, что «сей образ оферовал Янъ Санковичъ до храму Воскресенія Христова в Чечерску на честь и на хвалу Господу Богу. Року 1678». 

В 1897 году Чечерск посетил епископ Могилевский и Мстиславский Мисаил. «Могилевские Епархиальные ведомости» в отчете об этом событии сообщали: «Приписная Спасо-Преображенская церковь, снаружи и внутри неблаговидная, сырая; от сырости и запущенности отваливается по местам штукатурка. Богослужения совершаются в этой церкви очень редко; утварь посредственная». Однако вскоре именно Спасо-Преображенской церкви была уготована судьба центра православия на Чечерщине. 

Согласно данным «памятной книжки Могилевской губернии на 1914 год» в Спасо-Преображенской церкви служил священник Иоанн Пищиков. Это год, когда началась первая мировая война. Однако впереди ждали еще большие испытания. Нам не известно, что было с церковью после революции и до начала Великой Отечественной войны. Историк Светлана Силова, опираясь на документы Национального архива Республики Беларусь сообщает, что в Чечерском районе Гомельской области немцы, предварительно разграбив Спасо-Преображенскую и Кладбищенскую Георгиевскую церкви, уничтожив плащаницы и около двадцати икон, написанных монахами и живописцами Киево-Печерской Лавры в XVIII веке, превратили эти храмы в лагеря для военнопленных. Значит до войны церковь продолжала действовать. 

Согласно карточки единовременного учета религиозного объединения 13 июня 1946 года было зарегистрировано религиозное общество Чечерской церкви, служители культа: один священник и 1 псаломщик. Несколько ранее было зарегистрировано религиозное общество Дудичской церкви – 21 марта 1945 года (эта церковь, памятник деревянного зодчества XIX века сгорела 19 марта 2002 года). 15 июня 1946 года с исполкомом Чечерского совета депутатов был подписан договор о передаче в пользование прихода Православной церкви церковного здания и культового имущества Преображенской церкви. В числе прочих подписал договор и опись имущества настоятель приходского храма протоиерей Иван Пищиков. Однако согласно документам, имеющимся в Чечерском историко-этнографическом музее до 21 мая 1953 года в Спасо-Преображенской церкви находилось зерно и товаро-материальные ценности райпотребсоюза и конторы заготзерно. Община православных верующих и протоиерей Иоанн Пищиков продолжали ходатайствовать о возвращении церкви. Этот вопрос рассматривался в Совете по делам Русской Православной церкви при Совете Министров СССР. Заместитель председателя Совета Министров СССР т.Уралова предложила местным властям освободить здание Чечерской церкви и передать его общине верующих. Об исполнении указания т.Ураловой Гомельский облисполком предлагал сообщить к 30 марта 1953 года. Однако Чечерский райисполком саботировал это указание. И только после третьего напоминания о возврате церкви верующим здание храма было освобождено. Храм приняли настоятель Чечерской церкви протоиерей Пищиков и церковный староста Чумаков. Таким образом, прослеживается, что делами Храма Преображения Господня в г.Чечерске с 1915 года и до 1953 года занимался протоиерей Иоанн Пищиков, благодаря его трудам храм пережил все катаклизмы ХХ века, был возвращен верующим и сейчас является украшением нашего города.