По преданию, в 1470 году в этих местах случилось мистическое событие – явление на дикой груше чудотворного образа Божией Матери.

Для него возвели деревянный храм, сгоревший в 1520-м. Вскоре казавшаяся уничтоженной икона снова явилась людям – теперь в руках Богоматери, сидевшей неподалеку от пепелища. Святыню поместили в новый храм, вокруг которого впоследствии и возник Жировичский монастырь. В 1609 году обитель на 220 лет перешла к униатам. В ХVII–XVIII веках складывается ее каменный облик. Тут появляются Успенский собор, Богоявленская и Крестовоздвиженская церкви, жилые корпуса и хозяйственные постройки.

Став одним из крупнейших духовных центров Речи Посполитой, Жировичский монастырь в пору своего расцвета снискал славу «новой Ченстоховы». Монархи и влиятельные аристократы приезжали сюда в одежде пилигримов, преподносили обители дорогие подарки, делали крупные пожертвования и вклады. В 1644 году местечко Жировичи по привилею короля и великого князя стало городом, а спустя восемь лет город получил магдебургское право. Однако после падения Речи Посполитой слава монастыря угасла.

В 1828 году тут была открыта духовная семинария, которая готовила почву для упразднения унии. Базилиане покидают Жировичи – сюда прибывают православные монахи. В1839-м на церковном соборе в Полоцке уния была ликвидирована. В Первую мировую войну имущество и архив монастыря были вывезены в Россию, а икона Божией Матери Жировичской оказалась в Покровском соборе (храме Василия Блаженного) в Москве. Лишь в начале 1920-х годов святыня вернулась в родную обитель.

Не счесть испытаний, выпавших на долю монастыря в богоборческие времена. В настоящее время Свято-Успенская Жировичская обитель – крупнейший православный мужской монастырь Беларуси.

Текст Анатолия Вараввы, путеводитель «Города-музеи Беларуси»