pl | de | by | en

Паўстаў Барысаў у сотнi гоняў…

4 часа
180 км
Автомобиль

Минск – Малые Ляды – Смолевичи – Плиса – Жодино – Борисов – Слобода – Минск

От АЗС № 62, которая размещается в Минске на ул. Илимская, 6Г, через Минскую кольцевую дорогу выезжаем на шоссе М4 Минск – Могилев. Мы посетим мужской монастырь в Малых Лядах, побываем в Смолевичах и отправимся к берегам Березины, где, как сказал Янка Купала, «паўстаў Барысаў у сотні гоняў». На этих дорогах нам встретятся многочисленные памятники истории, архитектуры, а также памятные места, связанные с важными историческими событиями и судьбами замечательных людей.

Точки маршрута

Деревня Малые Ляды находится в 24 км к югу от Смолевичей, рядом с магистралью М4. Здешний Свято-Благовещенский мужской монастырь стоит на том месте, на которое, согласно преданию, указала сама Божия Матерь, явившись во сне местному крестьянину. Жена минского воеводы Завиши — Тереза из рода графов Тышкевичей, страдавшая тяжкой болезнью и получившая исцеление от иконы Божией Матери Жировицкой, решила вместе с мужем основать тут в 1732 году базилианский монастырь. К концу ХVIII века обитель уже владела значительными средствами и угодьями, и на пожертвования Завишей деревянные постройки были заменены каменными: в 1794 году отстроили церковь, в 1811—1850 годах — жилой корпус. При монастыре действовали теологические курсы для монахов, светская школа, госпиталь.

Еще до упразднения унии, в 1837 году, монастырь перешел к уставу православной церкви. Школа базилиан превратилась в поветовое духовное училище. Из храма было удалено все, что напоминало об его униатском прошлом; он неоднократно ремонтировался. В 1920-х годах монастырь был закрыт, а церковь продолжала действовать, но в 1939 году закрыли и ее. Она возобновила свою деятельность в годы Второй мировой войны, однако вновь была закрыта в 1960 году по настоянию директора школы, расположенной в монастырском корпусе. Святыня стала складом — копия чудотворного образа Жировицкой Богоматери бесследно исчезла…

В 1994 году монастырь ожил как ставропигиальный (подчиненный непосредственно Патриаршему Экзарху всея Беларуси, ныне – митрополиту Вениамину), еще двумя годами ранее возобновились богослужения в церкви. Сегодня она предстает перед посетителем обители как масштабная трехнефная базилика с прямоугольной апсидой и боковыми низкими сакристиями (теперь — ризницами). Несмотря на все переделки, она по-прежнему отличается выразительной барочной пластикой как снаружи, так и — в еще большей степени — внутри. По мнению специалистов, этим памятником завершилось каменное униатское храмостроительство в Беларуси. Жилой Г-образный корпус много скромнее и несет на себе отпечаток архитектуры классицизма. В обители на сегодня около 20 насельников.

Ляды — родина Константина Ельского (1837—1896). Путешественник и врач, ботаник и зоолог, географ и геолог, он оставил свой неповторимый след в развитии природоведения ХIХ столетия.

Уже в 1448 году имение Смолевичи было известно как частное владение Олехны Доргевича, впоследствии, в 1507 году, перешедшее к замечательному полководцу и видному общественному деятелю Константину Острожскому, но теперь эта версия взята под сомнение. Не подлежит, однако, сомнению то, что во второй половине ХVI века Смолевичи пополнили (и надолго — на три столетия!) копилку необозримых владений Радзивиллов и их наследников. 

Развитию поселения способствовала прошедшая через него в 1871 году железная дорога из Бреста на Москву. Вдобавок к уже имевшимся тут смоло- и винокурням появляются пивоваренный завод, гута, мельница, лесопильни и пр. К концу ХIХ века население Смолевичей увеличивается до трех тысяч жителей (сейчас — более 15  тысяч человек). После упразднения названия «местечко» (1938) Смолевичи стали городским поселком, лишь 30 лет спустя получившим статус города.

Райцентр — бойкий перекресток автомобильных дорог важнейших направлений, железнодорожная станция. В окрестностях Смолевичей располагается Национальный аэропорт Минск-2. Наконец, Смолевичи включены в число городов-спутников Минска, что создает новые возможности для развития города и его инфраструктуры.

В этой деревне, что приютилась рядом с дорогой Р53, стоит церковь Рождества Богородицы (1905) — не часто встречающийся в православном культовом строительстве Беларуси пример архитектуры модерна. Четкий ритм нарастающих друг за другом объемов (от притвора к бабинцу и затем — к молитвенному залу с апсидой) рождает экспрессивную композицию. Горизонтально обшитые стены храма прорезаны окнами в геометрически орнаментальных по рисунку наличниках. А притвор вообще смотрится как декоративно остекленная веранда…

Краеведы полагают, что название города идет от балтского слова «жодис», что значит — «слово». Стало быть, речка Жодинка, на которой стоит Жодино (прежде — Жодин), — это «говорливая» речка. Датой основания Жодино сегодня считается 1643 год. В документах зафиксирована Жодина Слобода. Называли ее еще и Богуславом в честь Богуслава Радзивилла (1620—1669) — тогдашнего владельца этих мест и одного из самых богатых магнатов ВКЛ. 

Расцвет Жодино начался в 1950-х годах после строительства Белорусского автомобильного завода (БелАЗ), на котором выпускаются большегрузные тягачи, карьерные самосвалы, а также военная спецтехника, например мобильные ракетные установки. Вокруг завода и вырос город, который превзошел районный центр Смолевичи в четыре раза: сейчас тут 63 тысячи жителей.

В XIX веке в Жодино существовала церковь, но она не сохранилась. Уцелела только небольшая каменная часовня, возведенная в 1864 году. Теперь это старейшая постройка в Жодино. В последние годы город пополнился рядом культовых зданий, в числе которых — динамичная по композиции и красивая по силуэту Михайловская церковь, имитирующая традиции деревянного зодчества Русского Севера. В храме можно увидеть образ Матери Божией Чернобыльской кисти известного белорусского художника А. Марочкина. Отметим также установленный в 1975 году памятник в честь матери-патриотки Анастасии Фоминичны Куприяновой (1872―1979) и пятерых ее сыновей, погибших в годы Второй мировой войны.

«В 1102 году Борис Всеславич Полоцкий ходил на ятвяг и, победя их, возвратясь, поставил град Борисов в свое имя и людьми населил», ― сообщает русский историк ХVIII столетия Василий Татищев. Ему вторят и белорусско-литовские летописи.

Немало воды утекло с тех пор в Березине. И войны часто посещали Борисов ― история города изобилует штурмами, осадами, нападениями, сражениями разного масштаба. По этой причине письменные источники пестрят сообщениями об усовершенствовании замковых укреплений, об углублении рвов и о строительстве все новых и новых башен. Одним словом, типичная судьба города-крепости на важнейшем стратегическом направлении в Восточной Беларуси.

Апофеозом военной истории Борисова стали переправа через Березину и гибель 50-тысячного арьергарда и обоза (в основном разноплеменных гражданских лиц) отступавшей наполеоновской армии, которая только благодаря усилиям Наполеона преодолела этот природный рубеж. Воспоминания современников тех событий доныне леденят сердце и повергают в ужас. Этим трем дням, 26—28 ноября (по новому стилю) 1812 года посвящена огромная историческая и мемуарная литература, о них сделаны музейные панорамы и киносюжеты, написаны художественные полотна…

Обозревать место переправы можно как из «партера» театра военных действий — низинной левобережной Студенки, так и с «балкона» — деревни Брили, что располагается на высоком правом берегу Березины. С Брилевского поля взору путника открывается незабываемая картина… Занавес распахнут, чуть-чуть воображения ― и, кажется, вот-вот оживет величественное батальное действо, исполненное колоссального накала человеческих страстей…

Исследователи до сих пор по-разному оценивают потери обеих сторон, равно как и исход переправы. В изложении одних это было явное поражение Наполеона, по мнению других ― несомненное свидетельство его полководческого гения, спасшего императора от неминуемой и позорной капитуляции.

Об этом «разночтении» красноречиво говорят и  находящиеся здесь памятники. Их — ни много ни мало — семь! На них начертаны слова благодарности победителям ― русским воинам. На памятнике, установленном по инициативе Посольства Франции в Беларуси, с достоинством сказано о форсировании армией Наполеона Березины и выражена благодарность погибшим солдатам. Есть и памятник участвовавшим в этой кампании швейцарцам.

Однако вернемся в Борисов. По окончании франко-российской войны вплоть до середины XIX века особых перемен в жизни города не происходило. Лишь с началом экономических реформ и прокладкой железной дороги он обрел новое дыхание. За пару десятков лет его население выросло в несколько раз, были построены фабрики, мастерские, открыты больницы и школы. Особой достопримечательностью Борисова того времени стали разводные мосты на Березине.

Однако город почти полностью разрушили войны первой половины XX века. Особенно катастрофическими были последствия Второй мировой. В Борисове сохранились братские могилы, в которых погребено несколько десятков тысяч человек, погибших в годы оккупации. Самые крупные ― захоронения военнопленных (более 10 тысяч человек) и жертв Борисовского гетто (10 тысяч человек).

Сейчас Борисов отстроен. К своему 900-летнему юбилею, как и полагается, он существенно помолодел. Это крупный промышленный центр и транспортный узел (железная дорога, международная автомагистраль М1/Е30). В нем живет более 140 тысяч человек.

Город делится на два исторических района ― Старо-Борисов и Ново-Борисов, каждый из которых имеет свое лицо. В Старо-Борисове сохранился исторический центр, просуществовавший до начала XX века. Тут же находится и первый каменный костел Рождества Наисвятейшей Девы Марии, строительство которого началось в 1806 году. Сейчас его высокая пятиярусная башня возвышается над рядовой застройкой.

Неподалеку от него на бывшей рыночной площади стоит монументальный православный Воскресенский собор конца XIX века ― ярчайшая иллюстрация ретроспективно-русского стиля. Рядом с ним в 2002 году был поставлен памятник основателю города ― князю Борису.

Среди одно-, двухэтажных каменных жилых домов выделяются три кирпичных здания бывших синагог. Кроме того, в Старо-Борисове есть деревянная Ильинская церковь, возведенная еще в первой половине XVII столетия на территории Вознесенского монастыря. Позже она была перенесена на нынешнее место, перестроена и сейчас находится в ведении старообрядческой общины.

В Ново-Борисове «реликтовым» местом считаются «Батареи» ― артиллерийские укрепления, созданные перед началом войны 1812 года. Во время перехода наполеоновским войском Березины на этих батареях оборонялись белорусско-польские части (входившие в состав «Великой армии» французского императора), в том числе и полк Минского гарнизона.

Активно заселяться Ново-Борисов начал после строительства железной дороги, и неудивительно поэтому, что один из интереснейших объектов тут не что иное, как здание вокзала, построенное в 1897 году в стиле эклектики. Остальная застройка относится к 1930-м годам и более позднему, послевоенному времени. Именно сюда и переместился новый городской центр.

Подлинным украшением Борисова является река Березина, которая принадлежит к числу крупнейших рек Беларуси: ее длина свыше 600 километров, ширина колеблется в пределах 100―300 метров. Причем это единственная большая река, текущая исключительно по территории нашей страны. Называя Березину «Бярозай», Янка Купала писал:

Паўстаў Барысаў ў сотнi гоняў,
Стаiць над рэчкай i снiць думы:
Якiм ён быў, якiя сёння
Яму пяюць Бярозы шумы.

Лесистые берега Березины, местами высотой свыше 15 метров, славятся своей красотой. В бассейне реки расположены четыре больших природных комплекса, находящиеся под охраной государства. Почти на всем протяжении от Борисова на юге до Березинского биосферного заповедника на севере страны пойма Березины представляет собой труднодоступную для человека заболоченную местность. Зато здесь сложились или, точнее, сохранились исключительно благоприятные условия для гнездования редких птиц и для обитания диких животных. Недавно этот участок реки получил международный статус охраняемой территории. Вместе с тем здешние флора и фауна все еще недостаточно изучены и, судя по всему, обещают ученым немало интересных открытий.

достопримечательности
Воскресенский собор в Борисове

Первый камень в основание Воскресенского собора, который был призван стать главным православным храмом города, заложили в сентябре 1871 года.

Костел Рождества Девы Марии в Борисове

Первоначально костел Рождества Девы Марии в Борисове был деревянным. Однако здание, построенное в 1642 году с личного одобрения короля Владислава IV, погибло в огне.

Стадион «Борисов-Арена»

Это спортивное сооружение является одним из самых красивых и функциональных в Беларуси.

Памятник князю Борису Всеславичу в Борисове

Появление Борисова связывают с именем полоцкого князя Бориса Всеславича. Согласно летописям, в 1102 году он основал город на слиянии рек Схи и Березины и назвал его своим именем.

Большая синагога в Борисове

Здание Большой синагоги было построено в 1912 году. На тот момент в Борисове проживало около 10 тысяч евреев...

Торговые ряды в Борисове

Торговые ряды в Борисове построены в 1908 году. Тогда они были представлены четырьмя корпусами одноэтажных зданий. 

Руины тюремного замка в Борисове

Примерно в конце XII века возле Борисова было возведено деревянно-земляное укрепление — Борисовский замок, который просуществовал почти семь столетий. К середине XIX века постройки стали разрушаться, и на их месте возвели тюрьму.

Земляные укрепления войны 1812 года в Борисове

Накануне нашествия Наполеона в 1812 году русские войска начали возводить артиллерийские батареи на правом берегу Березины в Борисове. 

Храм Св. Дмитрия Донского в Борисове Храм св. Дмитрия Донского в Борисове, чье строительство завершилось в 2006 году, выдержан в ретроспективно-русском стиле
Еще

На обратном пути из Борисова мы можем на какое-то остановиться возле деревни Слобода. Здесь путешественника приветствует монументальный памятник — Курган Славы. Он создан в 1969 году на месте соединения частей Красной Армии, завершивших летом 1944 года окружение и ликвидацию крупной (около 105 тысяч человек) группировки вражеских войск. Это был важнейший этап в ходе Белорусской операции под кодовым названием «Багратион», которая в течение двух месяцев (с 23 июня до 29 августа 1944 года) привела к разгрому немецкой группы армий «Центр» и освобождению Беларуси, а также значительных территорий Литвы, Латвии и Польши от фашистской оккупации. В операции участвовали 1-й, 2-й и 3-й Белорусские и 1-й Прибалтийский фронты. Их символизируют 4 штыка, венчающие 35-метровый насыпной курган.

Авторы проекта ― скульптор А. Бембель, архитектор  А. Стахович, инженер В. Лапцевич ― стали в 1970 году лауреатами Государственной премии БССР. Вокруг памятника разбит парк, а сразу за стоянкой автомобилей расположилась экспозиция военной техники времен Великой отечественной войны.


Отзывы

Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.