pl | de | by | en

По обеим сторонам «белорусского экватора»

6 часов
350 км
Автомобиль

b-logo.png

Минск – Снов – Горный Снов - Ишколдь – Вольно – Заоссье - Столовичи - Минск

Дорога М1 является частью самого длинного трансъевропейского коридора, известного как автомагистраль Е30. Она начинается в Ирландии, в городе Корк, перепрыгивает черед два пролива - Св. Георга и Ла-Манш, минует Англию, затем, уже на европейском континенте, идет из Гааги на Ганновер, Берлин, Варшаву, подходит к Бресту и пересекает всю Беларусь из конца в конец, деля ее почти пополам (как делит Землю экватор - вот вам и «белорусский экватор»!). Продолжая свой путь на восток, дорога финиширует уже в Сибири – в Омске. Общая ее протяженность - почти 6000 км. Десятая часть из этих километров приходится на Беларусь - 610 км. Таков он, наш «экватор»! По его западной части и пройдет наш маршрут, собравший в себе уникальные архитектурные и исторические памятники, памятные места, старинные усадьбы, расположенные по обеим сторонам от «экватора»…




Точки маршрута

Наше путешествие начинается от АЗС № 30, расположенной при дороге Р1 вблизи деревни Волчковичи, что прильнула к берегу созданного в 1967 году водохранилища Птичь, именуемого еще и Волчковичским.

Теперь былое местечко и имение называют агрогородком. Это – центральная усадьба Сельскохозяйственно-производственного кооператива «Агрокомбинат Снов». Среди коттеджей, которые появились тут в 1970-1980-х годах, когда село застраивалось как «образцово-показательное», поднимает к небу свои башни недавно восстановленный костел во имя Иоанна Крестителя, заложенный в пору барокко, в 1760 году, Яном Крыштофом Рдултовским. Это – памятник барокко, главный фасад которого венчают две трехъярусные четвериковые башни. Центр фасада, расчлененного широким антаблементом, завершен щитом криволинейного рисунка с небольшой главкой.

За костелом виднеется основная достопримечательность Снова - дворцово-парковый ансамбль Рдултовских. Дворец был возведен по проекту архитектора Бронислава Тычецкого в 1825-1827 годах Казимиром Рдултовским. Ансамбль, выдержанный в классическом стиле, раскинулся на территории площадью почти в 50 га. Место для него выбрали очень удачно: на открытой террасе у речки Сновки. Резиденция насчитывала около ста комнат, вытянувшись в длину на 140 метров! Но поскольку постройка разбита на разновысотные объемы, она при этом отнюдь не кажется монотонной.

Двухэтажный центральный корпус соединен одноэтажными крыльями с двухэтажными же ризалитами, от которых идут галереи к двум завершающим композицию одноэтажным павильонам. Причем одна из галерей решена в виде открытой колоннады, другая - как колоннада, примыкающая к стене. На первом этаже, слева от главного входа, находился парадный зал дворца, украшенный карнизом и большой изразцовой печью. Второй этаж отводился под жилые комнаты и спальни. В боковых крыльях и в павильонах также размещались главным образом жилые и хозяйственные помещения.

По обе стороны от дворца тянутся парковые композиции. Прежде перед главным фасадом лежал травяной газон, украшенный цветочными клумбами и декоративным кустарником. С тыльной стороны резиденции располагался пейзажный парк. Его основой была искусственная система водоемов со множеством островков, соединенных пешеходными мостиками. Вода поступала из подземных источников и из ручья, притока речки Сновки. Ложе водоемов было выложено бутовым камнем. Тенистые аллеи, купы деревьев, каналы, мостики, остров с беседкой – все это придавало усадьбе подчеркнуто романтическое настроение…

Чуть поодаль от дворца, на окраине Снова, а точнее, уже в Горном Снове, расположена еще одна святыня, связанная с именем Рдултовских. Это – церковь, история которой началась в 1769 году: именно тогда Ян Крыштоф Рдултовский принял решение построить здесь деревянную часовню, а когда часовня сгорела, в 1836 году на ее месте возвели храм из кирпича; позднее (1893) католическая святыня была освящена как православная церковь Свв. бессребреников Космы и Дамиана.

Храм располагается на горе на старом погосте, и его можно отнести к стилю позднего классицизма. Об этом свидетельствует его прямоугольная форма, трехгранная аспида, невысокая двухъярусная башня-звонница. Главный вход представляет собой двухъярусный тамбур с трехпролетной аркой-входом. Церковь не пострадала во время военных конфликтов и никогда не закрывалась, оставаясь всегда действующим храмом.

Именно сюда, по свидетельству авторитетных ученых, ведут следы первого русского и украинского книгоиздателя-просветителя Ивана Федорова, или, точнее, Яна (Иоанна) Федорóвича (1510—1583). Долгое время в начальных биографических данных Федоровича не было практически никакой ясности. Но благодаря найденному доктором исторических наук, членом-корреспондентом Российской Академии Естественных Наук Евгением Немировским документу многое стало понятно в судьбе первопечатника. Принадлежал он, по своим родственным связям, к белорусским шляхтичам-литвинам герба «Рагозы» и происходил из местечка Петковицы, ныне Петковичи. В Москве Ян Федорович оказался после того, как царь Иван Грозный разрешил открыть в Москве типографию для издания книг духовного содержания. Книга «Апостол» была издана в этой типографии в 1564 году и стала таким образом первой точно датированной книгой, изданной в Московском царстве. Вскоре после этого, однако, типография была разгромлена, а Федорович, спешно покинув Москву с малолетним сыном Яном на руках, вернулся на родину в Литву. Продолжил свою издательскую деятельность во Львове, а затем в Остроге под покровительством князя Константина Острожского. Прожил Ян Федорович более 70 лет и похоронен во Львове у стен монастыря Св. Онуфрия.

Старинное поселение с балтским именем Ишколдь поначалу принадлежало Немировичам, затем Ильиничам, Радзивиллам, Витгенштейнам. Воспоминания обо всех этих именитых владельцах хранит в своей памяти здешний Троицкий костел. Этот раритетный готический храм, рядом с которым сохранились остатки оборонительных сооружений, таит в себе немало загадок. Он почти полностью дошел до наших дней таким, каким был воздвигнут 530 лет тому назад. И это тем более удивительно, если принять во внимание крайне изменчивую историческую судьбу святыни: во второй половине ХVІ столетия костел был приспособлен Миколаем Радзивиллом Черным под кальвинистский сбор, в 1641 году возвращен католикам, более полувека использовался как церковь, долгое время был закрыт и только в 1970-х годах возвращен верующим.

Возведен он на средства старосты витебского, смоленского, любельского Миколая Немировича в технике архаичной уже ко времени его строительства балтийской кладки и состоит из прямоугольного, близкого к квадрату основного объема и пятигранной апсиды с сакристией. К последней пристроена круглая башенка с винтовой лестницей, которая ведет под крышу. Стены храма укреплены контрфорсами мягкого, волнистого, графически выразительного рисунка. Пространство внутри святыни поделено четырьмя столбами и перекрыто крестовыми сводами. В алтаре нервюры изображают звезду. Тщательно продуманная конструкция здания позволила строителям сделать стены костела относительно тонкими, а интерьер – открытым и светлым.

Весьма своеобразно выполнено оформление главного фасада памятника. Плоские арочные ниши размещены на венчающем щите в несколько ярусов в шахматном порядке. Завершение ниш не стрельчатое, как в готике, а полуциркульное, характерное для византийского и романского зодчества. Плоскости ниш белили, и они контрастировали на фоне красно-кирпичной кладки костела (прежде костел не был оштукатурен). Это декоративное и цветовое решение дополнял, как установили исследователи, орнаментальный рисунок на стенах в виде ромбов, выложенный темным, пережженным кирпичом-железняком. Особой прелести островерхому храму добавляло черепичное покрытие с зеленой поливой.

Сейчас внутри храма установлен неоготический алтарь, освещаемый витражами. Над входом располагаются хоры с небольшим органом и фисгармонией поздней работы. На боковой стене навешен деревянный амвон. Как полагают, на рубеже ХV–ХVІ веков костел расписали фресками, но они были окончательно утрачены уже в первой половине ХІХ столетия.

Усадьба Вольно известна с XVI века, когда ею владели магнаты Ходкевичи. Спустя два столетия, в 1771 году, Вольно, поменяв многих именитых владельцев, переходит к старому шляхетскому роду Слизеней. Одна из его трех ветвей и владела Вольно на протяжении более полутора столетий, благоустраивая это шляхетское гнездо.

Усадьба располагается в пойме маленькой извивающейся речки с характерным названием Змейка и занимает 10 га. Усадебный дом с шестигранными и квадратными башенками, перестроенный в XIX веке в ренессансном стиле, был великолепно отделан внутри мраморными каминами и декоративными паркетами, наполнен старинной мебелью, гобеленами, хрустальными люстрами, канделябрами… Украшением его была картинная галерея.

Дом сгорел во время Второй мировой войны. На его месте в наше время построен Дом культуры, на котором установлена доска в память о Рафаиле Слизене (1804–1881), известном графике, скульпторе и архитекторе. Он увековечил известных деятелей культуры Беларуси: ученых Константина и Евстафия Тышкевичей, художника Михаила Ромера, литератора Эдварда Одынца, Томаша Зана и др. Удостоившись от современников высоких похвал как человек «возвышенных идеалов», скончался на 77 году жизни и похоронен в родовой каплице около Вильнюса.

В живописном старом парке посетителя неожиданно встречает сооруженная в 1768 году Троицкая церковь – ярчайший памятник «виленского» барокко. С 1895 года эта униатская церковь стала православной. Святыня как будто движется навстречу зрителю. Этому впечатлению во многом способствуют ступенчатые контрфорсы, приставленные к главному и боковым фасадам и придающие церкви изумительную пластичность.

Над входом в храм располагается лепное панно с воинской атрибутикой. В богато декорированном интерьере алтарь отделен каменной перегородкой в виде спаренных колонн, объединенных карнизом со скульптурами ангелов. В сквозных проемах открывается многоплановое алтарное пространство, которое в начале 20 в. было перекрыто двухъярусным иконостасом. Над пышным балдахином амвона поднимается статуя св. Моисея. Под хорами располагается крипта, куда ведет литая лестница из юго-восточной башни.

Здесь 24 декабря 1798 года родился Адам Мицкевич. Впрочем, споры о месте его рождения не утихают до сих пор. Как иронично замечал в ХІХ веке поэт и знаток отечественной истории Винцесь Коротынский, «семь эллинских городов спорили меж собой за право считаться местом рождения Гомера, хотя он при жизни ни в одном из них не имел приюта. Нечто подобное случилось с нашим Мицкевичем. Так слава богу, что у нас есть если не семь, то три места рождения одной личности, хотя со временем, будем надеяться, доберем и до семи».

Вот что имеет в виду прозванный «бородатым литвином» Коротынский, говоря о «трех местах рождения одной личности». При жизни Адама Мицкевича местом его рождения все безапелляционно считали Новогрудок. Но в появившихся после его смерти некрологах таким местом было названо Заосье. Друг и наставник Коротынского — Владислав Сырокомля полагал, что Мицкевич родился в фольварке Осовец (Осово). Эту же версию, позднее полностью отвергнутую, поддержал патриарх белорусоведения Адам Киркор. По утверждению старшего брата Мицкевича — Франтишка, Адам появился на свет в придорожной корчме «Выгóда», неподалеку от Заосья. А младший брат Адама — Александр и сын поэта Владислав единодушно указывали на Заосье. Исследователи, сопоставив многие факты, местом рождения великого поэта в итоге назвали Заосье, хотя документами это не подтверждено доныне. (Итак, родина поэта, безусловно, есть, а вот конкретного места его рождения — нет! И таких «знаков Свыше» в биографии нашего героя изрядное количество.)

Заосьевская усадьба была построена в традициях старосветских шляхетских дворов. Жилой дом с высокой соломенной крышей и прямоугольными окнами, с крыльцом под двухскатным покрытием на двух колоннах. Рядом стоял лямус, нижний этаж которого служил кладовкой, а верхний (с маленьким балкончиком) — жильем. Адам вспоминал, что весной и летом там обычно спали дети, да и он сам частенько. Поодаль располагались другие необходимые в хозяйстве постройки, в том числе и банька. Все это известно нам по рисункам друга Мицкевича Наполеона Орды и преподавателя Новогрудской гимназии Эдуарда Павловича. Последний описал в 1883 году ландшафт Заосья, и это описание точь-в-точь совпадает со стихотворным портретом окрестностей Заосья в мицкевичской балладе «Тукай».

Рождение будущего гения сопровождалось чудесами, о коих потом долго судачили в округе: будто бы в ту дивную рождественскую ночь заговорила скотина, лежавшая на теплых подстилках в занесенных снегом хлевах. Согласно же семейному преданию, повивальная бабка Малецкая положила новорожденного малютку на книгу и на ней перерезала ему пуповину. Эта книга в черном кожаном переплете под названием «Судебный процесс» хранилась в библиотеке Мицкевичей. По распространенному у многих народов поверью, младенец, положенный на книгу, будет мудр…

Среди умиротворенного пейзажа Заосья и протекало детство избранника небес, которое он сам называл «анельскiм, сельскiм». Усадьба была воссоздана в 1998 году, накануне 200-летия со дня рождения великого поэта; в ней открыта построенная на литературных реминисценциях экспозиция, которая позволяет погрузиться в быт семьи Мицкевичей и в историю самого фольварка.

Нынешняя деревня Столовичи с ХІV века была известна как местечко Стволовичи. В ХVІ столетии оно стало принадлежать Николаю Христофору Радзивиллу по прозвищу Сиротка. Один из его сыновей, Сигизмунд Кароль, избрал себе совершенно необычную судьбу – судьбу воина Христова и аскета. Он решил посвятить себя служению Богу, помощи больным и убогим и в 20 лет стал рыцарем Мальтийского ордена. Благодаря Радзивиллу Сиротке в Столовичах появилось представительство Мальтийского ордена – командорство. И в 1639 году здесь была заложена каменная Лоретанская каплица, которая впоследствии вошла в состав костела Иоанна Крестителя. В 60-х годах прошлого века костел был перестроен в православную церковь, которая действует доныне. Она посвящена святому благоверному князю Александру Невскому.

Костел сооружался в 1740–1746 годах в стиле «виленского» барокко. Он представляет собой монументальную трехнефную базилику, главный фасад которой имеет сложную объемно-пространственную композицию с двумя башнями (верхние части башен были сняты при переустройстве костела под церковь). Фасадная стена декорирована слоистыми пилястрами и четырьмя полуколоннами у входа.

По соседству с церковью располагается костел Наисвятейшего Сердца Иисуса, выполненный в неоготическом стиле в 1911 году. Его грациозный силуэт формирует 2-ярусная башня-звонница с высоким шпилем. Она решена как восьмерик на четверике. Фасады ритмично членятся стрельчатыми проемами окон и контрфорсами, расставленными по всему периметру здания.

Художественную выразительность храму придает насыщенное колористическое решение: красный фон открытой кладки, светлые жестяные покрытия и полихромный бутовый камень, которым выложен цоколь постройки.

Из Столович наш путь лежит в Минск. Но желающие продолжить путешествие могут остановиться в одной из многочисленных агроусадеб и продолжить знакомство с Барановичским и Новогрудским районами. В них еще много очень интересных бывших местечек!


Отзывы

Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.