pl | de | by | en

Преданья старины Глубокого

6 часов
370 км
Автомобиль

b-logo.png

Минск - Бегомль - Мемориал «Шуневка» - Докшицы - Порплище - Глубокое - Удело - Мосар - Минск

Маршрут знакомит с очень интересным уголком Белорусского Поозерья - городом Глубокое, который сохраняет свой старинный облик и славится многочисленными достопримечательностями. Побываем мы и в окрестностях Глубокого - в древних селах Удело и Мосаре, где сохранились памятники истории и архитектуры ХVІІ-ХІХ веков - костелы и монастырь. По пути следования к Глубокому будем проезжать Бегомль, Докшицы, деревню Порплище, где увидим православные церкви ХVІІ - начала ХХ столетий. Дорога вберет в себя волшебные пейзажи Логойщины, озерные красоты Витебщины, места, воспетые поэтами и писателями и запечатленные в памяти замечательных людей, связанных своей личной судьбой с этим краем.




Точки маршрута

Миновав границу Минской и Витебской областей, сразу же попадаешь в городской поселок Бегомль. Первое упоминание о поселении относится к 1582 году. С 1891 года местечко стало центром волости. В 1924―1960 годах Бегомль побыл даже районным центром, а с 1960 года вошел в состав Докшицкого района Витебской области. В 1938 году он получил статус городского поселка, который сохраняет доныне.

Самые крупные исторические события тут происходили в годы Великой Отечественной войны, когда Бегомль стал центром Борисовско-Бегомльской партизанской зоны. В ней действовали местные Советы, работали школы, издавалась газета «Советский патриот» - орган подпольного райкома КП(б) Белоруссии и партизанской бригады «Железняк». Действовал тут и партизанский аэродром, о чем напоминает придорожный памятник. С апреля 1943 года на аэродроме почти каждую ночь приземлялись двухмоторные самолеты ЛИ-2 101-го авиаполка далекого действия под командованием Героя Советского Союза легендарной женщины-пилота В. Гризодубовой.

В 1983 году на месте бывшей деревни Шуневка был сооружен этот мемориальный комплекс по проекту архитекторов Л. Левина, Ю. Градова и скульптора С. Аникейчика. Ансамбль состоит из центрального монумента - фигуры женщины, 22 мемориальных знаков - фундаментов на месте былых крестьянских усадеб и колодца, в который были брошены живыми 16 детей. А всего в сожженной деревне погибло 67 человек. Это случилось 22 мая 1943 года во время проведения гитлеровцами карательной операции «Котбус». Имя деревни Шуневки увековечено в Хатынском мемориале на кладбище невозрожденных деревень.

Бронзовая фигура женщины высотой около 5 метров с воздетыми в проклятии руками является смысловым и визуальным акцентом композиции. Над нею бетонная плита с тремя колоколами ХVІІІ столетия, снятыми с сожженных церквей. Два из них звонят, третий ¾ расколот. Это символ того, что каждый третий житель Докшицкого района погиб в годы войны. Старые деревья вокруг мемориала выступают живыми свидетелями трагедии, разыгравшейся здесь почти 80 лет тому назад...

В письменных источниках Докшицы упоминаются с ХV века как местечко Виленского воеводства Великого княжества Литовского. С ХVІ столетия оно принадлежало магнатам Кишкам. Епископ Жмудский Станислав Кишка построил тут католический костел и отдал на его содержание фольварк Турки, обязав священнослужителей содержать небольшую школу и учителя, что и было сделано в 1608 году.

Тяжелые времена переживало местечко в середине ХVІІ ¾ начале ХVІІІ столетия в связи с разразившимися продолжительными и опустошительными войнами, когда Докшицы были разграблены и сожжены. При этом сгорел и фундованный Станиславом Кишкой костел. Только в 1745 году он был восстановлен. А при костеле с разрешения папы Римского Пия VІ в 1781 году было основано католическое братство Св. Троицы.

По своей древности костел уступал православной церкви, основанной здесь еще в 1514 году блюстителем православия в ВКЛ великим гетманом литовским Константином Ивановичем Острожским (1460¾1530). Впоследствии она была превращена в униатскую и стояла на том же месте, где ныне находится Покровская церковь, возведенная уже в 1900 году из бутового камня и кирпича. Ее обновили в 1990-годах.

В этой деревне мы встречаемся с памятником деревянного зодчества - Спасо-Преображенской церковью. Построена она была в 1627 году как униатская церковь, обновлена в 1794 году, а после капитальной переделки в 1881 году переосвящена в православную церковь. Тремя годами позже к ней была пристроена звонница.

Это - памятник народной архитектуры с элементами классицизма. Церковь представляет собой четырехсрубную конструкцию, нанизанную на продольную ось: притвор, бабинец (или трапезная), молитвенный зал, пятигранная апсида с ризницами. Эти объемы, соединенные вместе, образуют в плане латинский крест и перекрыты двухскатными крышами. Над средокрестием поднимается полусферический купол на 8-гранном световом барабане, увенчанный фонарем. Вторая высотная доминанта церкви - трехъярусная звонница. Храм обшит горизонтальными досками.

В иконостасе церкви использованы фрагменты прежнего резного деревянного алтаря ХVІІІ столетия. Он покрыт низкорельефным растительным декором в стиле барокко, украшен деревянной скульптурой ангелов, букетами цветов, плодов, декоративными вазами. Интерьер украшают иконы ХVІІІ-ХІХ веков.

В 1990-х годах в Порплище напротив церкви был отстроен на старом фундаменте деревянный костел Девы Марии Королевы, воспроизводящий готические архитектурные формы. Оба памятника стоят при дороге на Глубокое.

У въезда в город, на развилке шоссе, установлен самолет-памятник в честь выдающегося авиаконструктора дважды Героя Социалистического Труда Павла Осиповича Сухого, который родился в Глубоком 10 июля 1895 года в семье учителя. Через два года семья переехала в Гомель, где прошли детские и юношеские годы будущей гордости советского авиастроения.

Город Глубокое расположен в обрамлении больших и малых озер и известен по письменным источникам с 1414 года. Долгие века он развивался как типичное частновладельческое местечко, поделенное на две неравные части рекой Березовкой и озерами Великим (Березвечским) и Кагальным (Глубоким). Его меньшая часть ¾ северо-восточная ¾ долгое время принадлежала богатому роду Корсаков. Большей ¾ юго-западной ¾ частью Глубокого владели крупные феодалы Зеновичи, затем магнаты Радзивиллы и их родственники Витгенштейны. Эти разные части местечка входили в состав даже разных воеводств. Меньшая часть принадлежала Полоцкому, большая ¾ Виленскому воеводству. Так продолжалось до ХVІІІ столетия.  

Основные исторические достопримечательности Глубокого находятся на площади 17 Сентября. 

Эта трапециевидная, близкая по форме к треугольнику, площадь издавна была торговым центром Глубокого и принадлежала некогда Корсакам ¾  могущественной фамилии, которая владела многими землями в окрестностях Глубокого и Дисны. Корсаки были наследниками полоцких князей. В первой половине ХVІ века род Корсаков входил в первую десятку самых богатых родов ВКЛ. Наиболее значительный след в истории оставил воевода мстиславский и староста дисненский Иосиф Львович Корсак (1570¾1643). В Глубоком ему, как и другим знаменитым уроженцам края, поставлен памятник.  

Именно он оказал большое влияние на судьбу Глубокого. На его средства на этой площади в ХVІІІ столетии были выстроены фарный Троицкий костел и монастырь кармелитов с костелом Вознесения Девы Марии. Эти памятники, обращенные своими фасадами к площади и друг к другу, формируют удивительно живописный силуэт исторической части города. 

Монастырский комплекс, включающий в себя ныне здание бывшего костела, монастыря и брамы, был заложен в 1639¾1654 годах, перестроен в 1735 году, очевидно, Иосифом Фонтана ІІІ  ¾ одним из творцов стиля «виленского» барокко. Кармелитский костел в Глубоком ¾ это, пожалуй, первый материализованный пример упомянутого стиля в Беларуси.

Перед главным фасадом ¾ трехарочная двухъярусная брама, возведенная одновременно с перестройкой храма в 1735 году. Высокие ворота предваряют обширный монастырский двор и, располагаясь на одной оси с костелом, указывают на главный вход в него, представленный богато декорированным порталом с деревянными резными дверями.  

Главный (восточный) фасад воспринимается как изысканная по пластическому рисунку театральная кулиса, созданная рукой мастера, который сознательно творил уже совсем иной архитектурный образ, нежели тот, который создавали его предшественники в ХVІІ столетии. Этот вывод подтверждают две сохранившиеся в прежнем виде, более суровые по своему облику башни по углам храма у его алтарной части.  Они накрыты небольшими шатрами и несут в себе дух костела ХVІІ века, решенного в стиле так называемого «сарматского» барокко

Храм перекрыт цилиндрическими сводами с лепным геометрическим орнаментом в интерьере. Фрески, покрывавшие стены и потолок храма, к сожалению, были утрачены в 1875 году при переустройстве костела под церковь. Тогда же в нем был установлен иконостас.  

В крипте под храмом в одной из ниш и сегодня можно прочитать надпись: «Тут спят в мире кости ясновельможного фундатора, душа его ¾ на небе».  Каменный трехэтажный монастырь, заменивший деревянный в 1735 году, примыкал к апсиде костела с северо-западной стороны, образуя замкнутый двор. Сохранилась его восточное крыло, два других, обветшавших, были разобраны в 1892 году, почти через три десятилетия после закрытия монастыря (1865).  Причиной закрытия обители стало восстание 1863 года и активное участие в нем кармелитов, которые передавали повстанцам продукты, снабжали их лекарствами, укрывали в подземелье монастыря.

Деревянный Троицкий костел на площади заложил в 1628 году также Иосиф Корсак. Во время Тринадцатилетней войны (1654¾1667), когда Глубокое подверглось нападению русских войск, костел сгорел, но был вновь отстроен. В 1764 году обветшавший храм разобрали, и на его месте к 1782 году выстроили каменный костел в стиле позднего барокко.

Главный фасад памятника насыщен богатой архитектурной пластикой: изысканные по рисунку слоистые пилястры, ломаная линия карниза, фигурные арки проемов, высокий фронтон с волютами и скульптурой «Распятие» в арочном проеме.

Эти же пластические приемы использованы и в отделке боковых фасадов, торцов трансепта и фигурной стенки над алтарем. Изначально предназначенный для кругового обозрения своим месторасположением на высокой точке площади, костел воспринимается как стилистически законченная скульптурная композиция.

Еще одна важная историческая достопримечательность Глубокого ¾ бывший базилианский монастырь, который размещался прежде в деревне Березвечье, в 60-х годах ХХ века включенной в городскую черту Глубокого. Располагается монастырь на берегу озера Великого (Березвечского).

Этот монастырь был основан все тем же Иосифом Корсаком. Собственноручной записью от 19 августа 1634 года, в день праздника Преображения Господня, он подарил униатам свое имение Березвечье, где еще при его отце Льве Корсаке была построена православная церковь (в этой церкви Лев Корсак был похоронен). В 1643  году  Иосиф Корсак умер, и в том же году в имении был учрежден мужской базилианский монастырь. В 1756¾1763 годах на месте прежних деревянных построек базилиан строится каменный монастырь с церковью, которую на первом этапе сооружали по проекту архитектора Иоганна Глаубица.  

В 60-х годах ХVІІІ столетия окончательно сформировался архитектурный комплекс, включавший в себя церковь с зимней часовней, жилой двухэтажный корпус, хозяйственные постройки, сад. Все это было обнесено каменной оградой с брамой. Упадок обители базилиан начался в 1839 году, после Полоцкого собора, объединившего униатов с православными. Православный мужской монастырь  просуществовал в Березвечье тридцать два года (1842¾1874). Затем, уже в начале ХХ века, его сменил женский православный монастырь.

В 1919 году православная церковь перешла к католикам и была освещена как костел во имя св. апостолов Петра и Павла, а монастырь был приспособлен для размещения полка польских пограничных войск (у Глубокого в 1921¾1939 годах проходила советско-польская граница). С 1939 года и по сей день в монастыре размещается тюрьма, а  костел, поврежденный во Вторую мировую войну, в 1960-х годах был взорван.

Березвечский монастырь изведал немало горя людского. С 1939 по 1941 год тут находились сталинские застенки: НКВД содержал в монастыре около 2 тысяч политзаключенных. Не обошли обитель трагическиме события Великой Отечественной войны, когда в этих стенах в сентябре 1941 года гитлеровцы устроили лагерь массового уничтожения советских военнопленных ¾ так называемый шталаг № 351. Он просуществовал до июля 1944 года.  Всего в Березвечском лагере смерти было замучено около 30 тысяч советских и итальянских военнопленных. В память о них в урочище Борок, в 500 м от лагеря, где производились массовые захоронения, в 1964 году был установлен памятник-обелиск.

достопримечательности
Костел Святой Троицы в Глубоком

Троицкий костел в Глубоком – памятник архитектуры позднего барокко, построенный в 1764–1782 гг. на месте старого деревянного храма.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Глубоком

Православный собор Рождества Пресвятой Богородицы находится в здании бывшего костела кармелитов и является памятником архитектуры.

Мемориальная колонна в честь конституции 3 мая 1791 года

До 1795 года, когда белорусские земли полностью перешли Российской империи, Глубокский район находился в составе Речи Посполитой.

Аллея знаменитых земляков в Глубоком

Раньше на площадке невдалеке от глубокских храмов размещался памятник Ленину. Местные экскурсоводы называли монумент самым несуразным в стране за кривые ноги.

Могила и памятник барону Мюнхгаузену

Не так давно на кладбище Коптевка в центре Глубокого был обнаружен необычный крест. Интерес на нем представляет фамилия.

Самолет-памятник авиаконструктору Павлу Сухому

На въезде в город Глубокое стоит памятник, который для многих стал символом города. 

Глубокский дендрологический сад

Дендрологический сад является главной достопримечательностью природного богатства Глубокого.

Крест на острове озера Великое в Глубоком На острове озера Великое, что находится в черте города Глубокое, освящен крест... Часовня святого Ильи в Глубоком Этот памятник архитектуры носит черты неоклассического стиля.
Еще

В центре деревни возвышается монументальный костел Непорочного Зачатия Девы Марии. Он был построен в 1790 году из кирпича на месте деревянного костела монастыря францисканцев, которых пригласили сюда Корсаки в 1642 году. Ансамбль францисканского монастыря в Удело включал в себя костел, жилой корпус, хозяйственные постройки, ограду с брамой-звонницей. Примером для здешнего костела послужила униатская церковь в Березвечье, о которой только что шла речь. В 1809 году были снесены башни костела, а в 1837 году он получил треугольный классицистический фронтон. В это же время было выполнено и оформление его интерьера в стиле классицизма.

Костел сочетает в своем облике черты архитектуры барокко и классицизма. От двухэтажного монастырского П-образного корпуса (монастырь власти закрыли в 1851 году) сохранилось лишь одно крыло. Остальные постройки разобрали в 1882 году. Тогда же, во второй половине ХІХ века, по оси главного входа в костел выстроили квадратную в плане двухъярусную браму-звонницу в формах классицизма.

Мосар упомянут в 1514 году как владение Юрия Зеновича, затем его сына Крыштофа Зеновича, от которого поселение перешло к маршалку литовскому Мариану Волловичу, а затем через цепочку замужеств оно в качестве приданого стало во второй половине ХVII столетия владением каштеляна трокского Яна Владислава Бжостовского (1646¾1710).

С этого времени Мосар в течение 200 лет принадлежал этому роду. Бжостовские приняли Мосар в виде двора или небольшого замка. И лишь во второй половине ХVIII столетия, когда Мосаром стал владеть сын писаря литовского Юзефа Бжостовского — Роберт, каштелян полоцкий, женатый на Анне Платер, тут произошли крупные перемены. Появилась великолепная усадьба, которая сочетала в себе черты архитектуры барокко и классицизма. Двухэтажная дворец, построенный в 1775—1790 годах, внешне выглядел скромно, однако поражал воображение роскошью своих интерьеров: он был пышно украшен лепкой из гипса и стукко (искусственный мрамор), которая покрывала и стены, и потолки. Особенно выделялся своим изысканным убранством Королевский зал на первом этаже, декорированный овальными медальонами с изображением всех польских королей и королев. Во дворце были устроены также Бальный, Зеркальный, Китайский залы, в трактовке которых были использованы рококо, ампир, элементы восточной (китайской) орнаментики.

Запустение пришло сюда еще до Первой мировой войны, а сама война довершила картину упадка, доведя ее до страшного финала: 24 ноября 1918 года дворец был сожжен. Об усадьбе сегодня напоминает лишь частично уцелевшая аллея старых дубов былого пейзажного парка. Зато чудесно сохранился в Мосаре заложенный в 1792 году Робертом Бжостовским и его женой Анной костел, носящий имя святой покровительницы жены фундатора. В святыне похоронены фундатор и его наследники. Здесь с 1838 года находятся помещенные в серебряную раку мощи св. Юстиниана ¾ мученика, который жил в Риме в начале ІІ века и, приняв христианство, горячо защищал свою веру перед римским сенатом и императором, заплатив за это своей жизнью.

Храм окружен каменной аркатурной оградой с брамой и трехъярусной четвериковой шатровой звонницей конца ХІХ века. В 1997 году у каменной ограды появилась каплица Божией Матери Остробрамской в виде двухэтажного прямоугольного объема под двухскатной крышей. Она уравновесила композицию ограды и внесла в ансамбль столь любимую архитектурой классицизма симметрию.

Костел Св. Анны в Мосаре и вся Мосарская парафия пережили настоящее возрождение с прибытием сюда из Вильнюса в 1990 году ксендза Юзефа (Иозаса) Бульки. Вокруг святыни ксендз и его помощники-прихожане создали своеобразную оранжерею с экзотическими растениями, цветниками, фонтанами и прудами. В этот архитектурно-парковый ансамбль органично вписаны скульптурные композиции. Все это, вместе взятое, формирует у зрителя эмоционально яркий, запоминающийся образ.  


Отзывы

Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.