Лошицкая усадьба – «Белая дача» – усадьба Пшездецких – усадьба Ваньковичей в Верхнем городе – «Большая Слепянка»
Этот маршрут станет подарком для ценителей старины, интересующихся историей шляхетских усадеб. Здесь в ХVIII-XIX веках творилась культура, а иногда и политика, здесь жили яркие представители белорусского дворянства: художники, музейщики, меценаты… В восстановленных «родовых гнездах» вы сможете проникнуться духом ушедшей эпохи и узнать что-то новое из музейных экспозиций. А отправляться в путешествие лучше всего от единственной в Беларуси двухэтажной АЗС на улице Володько, 3, где есть оригинальное кафе. Выпили кофе перед дорогой – и в путь!
Около десяти тысяч лет назад по югу нынешней столицы, в районе Лошицы, проходила граница, на которой остановился последний ледник. Именно поэтому, как полагают ученые, Лошица может похвастать уникальным ландшафтом, сочетающим крутые возвышенности и заболоченные низины, безупречно ровные луга и извилистую речку. Видимо, неслучайно первый в Минске ботанический сад был заложен в середине 1920-х знаменитым академиком Вавиловым именно здесь. Хотя еще до революции владельцы имения Лошица – помещики Прушинские, затем Любанские – превратили его в шикарную резиденцию, гостями которой были последний король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский и российский император Павел I, известные литераторы, художники, музыканты.
В конце XIX века усадебный дом был перестроен в стиле «русский модерн», в таком виде он сохранился до наших дней. А после завершения реставрации в 2015-м в нем открылась историческая экспозиция, включившая восстановленные жилые интерьеры усадьбы: большую и малую гостиные, бальный зал, кабинет, буфетную, столовую. Здесь представлена старинная мебель, живопись, предметы быта и декоративно-прикладного искусства. В выставочном зале музея проходят сменные тематические выставки.
Помимо усадебного дома, в бывшем имении сохранились деревянный флигель (в нем работает экспозиция повседневных вещей столетней давности: самовары, утюги, граммофоны, первые швейные машинки…), а также здание винокурни, развалины мельницы и часовни, в которой находился фамильный склеп хозяев. Особого внимания, конечно, заслуживает живописнейший парк, заложенный в XVIII столетии и могущий похвастать сибирской пихтой, маньчжурским орехом, магнолией и другими редкими для Беларуси видами растений.
Первое упоминание о Лошице относится к 1557 году – уже тогда у слияния Свислочи и Лоши существовало имение, которое за долгие века сменило множество хозяев.
По Игуменскому тракту съезжаем на кольцевую (направо) и затем довольно скоро – снова поворачиваем направо, на улицу Казинца. Здесь в парковой зоне, на высоком холме, расположена усадьба второй половины XIX века, известная как «Белая дача». По одной из версий, она принадлежала помещику Курасову – хозяину деревни Курасовщина, позже давшей название целому микрорайону. По другой версии, особняк возвел начальник Либаво-Роменской железной дороги Николай Ададуров. В 1920-1940-х здесь отдыхали представители высшего руководства БССР, в 1947 году на даче несколько месяцев жил художник Витольд Бялыницкий-Бируля и даже написал тут несколько этюдов.
Позже здание перешло Институту почвоведения. В 1990-х в нем располагался Центр белорусского фольклора, а затем «Белая дача» опустела и была выставлена на аукцион. Приобретший этот памятник архитектуры неоклассицизма новый собственник поставил задачу проектировщикам возвратить «Белой даче» первоначальный облик XIX века. По окончании реставрации здесь разместится культурно-просветительский центр.
Ну, а теперь мы направляемся в самое сердце столицы – Верхний город, где на главной площади дореволюционного Минска сохранился двухэтажный дворец, возведенный во второй половине ХVIII века для подканцлера (как сейчас сказали бы, вице-премьера) ВКЛ Антония Пшездецкого. В 1799 году Пшездецкие продали дворец семейству Станкевичей, те спустя полвека – городскому голове Леопольду Дельпацу, а он – музейщику Кобылинскому. В коллекции последнего можно было увидеть картины известных художников, старинные книги (в том числе оригинал Статута ВКЛ) и даже аутентичную карту Христофора Колумба! Частный музей Кобылинского фактически стал первым в Минске городским музеем.
Согласно инвентарю 1851 года, во дворце насчитывалось 20 голландских печей из глазурованных и белых изразцов. В советские годы они оказались разрушены, а в бывшей усадьбе Пшездецких надолго разместился областной военкомат. Только в 2012-м, после реставрации, в центральном здании дворца открылась художественная галерея народного художника Беларуси и СССР Михаила Савицкого. В нескольких залах был реконструирован интерьер городской усадьбы ХIХ столетия. Также в некоторых комнатах можно увидеть элементы вскрытой в процессе реставрации фресковой живописи XVIII века.
Главный католический храм Минска был построен в 1700–1710 гг. как костел монастыря ордена иезуитов.
За фасадом Республиканского музыкального колледжа невозможно рассмотреть древнее здание.
Дом вице-губернатора расположен в квартале, некогда принадлежавшем монастырю ордена иезуитов.
Еще одна усадьба Верхнего города расположена на улице Интернациональной, 33а. В этом одноэтажном здании конца XVIII века, выполненном в стиле раннего классицизма, в первой половине ХIХ столетия жил Эдвард Ванькович – двоюродный брат Валентия Ваньковича, считавшегося в свое время одним из лучших портретистов Европы. Яркий представитель романтизма в живописи, Ванькович является автором хрестоматийных портретов Мицкевича, Пушкина, Жуковского. В 1820-1840-х годах дом Ваньковичей в Верхнем городе был одним из центров культурной жизни Минска, тут собиралась творческая интеллигенция города: музыканты и художники, поэты и литературные критики. Ныне в стенах усадьбы работает филиал Национального художественного музея Беларуси.
Всего в усадьбе-музее 10 залов. Экспозиция разделена на три тематических блока: жизнь и творчество Валентия Ваньковича (представлены архивные документы, фоторепродукции произведений живописца), белорусский усадебный портрет ХVII–ХIХ вв. (выставлены картины Ивана Хруцкого, Яна Дамеля, Юзефа Пешки и других известных художников), усадебный интерьер эпохи классицизма (старинная мебель, люстры, произведения мелкой пластики и декоративно-прикладного искусства XIX века). В действующей при музее музыкальной гостиной регулярно проводятся вечера камерной музыки.
В процессе возрождения усадебного комплекса в начале этого века был восстановлен на прежнем месте утерянный в середине прошлого столетия двухэтажный флигель управляющего. А во дворе усадьбы появится памятник Валентию Ваньковичу.
Еще одно родовое гнездо Ваньковичей находилось в деревне Большая Слепянка, удаленной в XIX веке далеко от Минска. Теперь это черта города, микрорайон Слепянка – туда мы и отправимся. Адрес усадьбы: улица Филимонова, 24.
По семейному преданию Ваньковичей, во времена Средневековья на месте этого дома стоял небольшой замок, принадлежавший князьям Радзивиллам. В ХVIII столетии укрепление было разрушено, а его остатки перестроены под дворец в стиле классицизма. Во нем имелось несколько залов, салонов, библиотека с архивом, большая столовая с каменными печами и каминами. А украшенные художественной лепкой, отделанные резным дубом стены и потолки в сочетании с французской мебелью ХVIII века в стиле Людовика XV и Людовика XVІ, а также большое количество произведений искусства превращали усадьбу в настоящий музей.
До 1839 года в этом доме жил художник Валентий Ванькович, здесь он трудился над портретами Адама Мицкевича и других своих друзей по Виленскому университету. В гостях у него бывали Ян Дамель, Станислав Монюшко, Винцент Дунин-Марцинкевич. В 1920-х усадьба была национализирована, в ней разместилась офицерская школа НКВД. После войны тут прописался парниково-тепличный комбинат, и лишь в 2009-м началась реставрация старинного здания. Сегодня в нем работает ресторанно-досуговый комплекс.
Новое здание Национальной библиотеки, построенное в 2002–2006 гг., уже успело стать одним из символов Минска.
Основанный в 1932 году, Центральный ботанический сад Национальной Академии наук Беларуси входит в число лучших садов Европы