pl | de | by | en

В краю Налибокской пущи

3 часа
150 км
Автомобиль

b-logo.png

Минск – Раков – Тупальщина – Малая Люцинка – Першаи – Воложин

От АЗС № 20 РУП «Белоруснефть-Минскавтозаправка», что расположилась при шоссе М6 в нескольких километрах от Минка, отправимся в сторону Налибокской пущи, которая предлагает каждому из нас заманчивую возможность насладиться зрелищем настоящего леса, подышать его живительным воздухом, ощутить себя, пусть ненадолго, лесовиком. Однако пуща – это не только окинутые восторженным взглядом километровые просторы леса и лугов. У нее – своя история, свои традиции. Сюда, на принеманские земли, до укрепленных городищ и замков, совершали набеги крестоносцы, побывали здесь татары и армия шведского короля Карла ХІІ, солдаты французского императора Наполеона и немецкого кайзера Вильгельма ІІ. Свои трагические следы оставила тут и Вторая мировая война… Воспоминания об этих и многих других событиях и замечательных людях края хранят древние пущанские поселения, к числу которых относятся и те, которые мы выбрали для этого маршрута.



Точки маршрута

Свернув с шоссе М6, дорога на подъезде к Ракову минует поставленную у чудотворной криницы Крестовоздвиженскую часовню, а затем старое кладбище с тихо дремлющей белокаменной каплицей Св. Анны – и сразу же вливается в главную улицу бывшего местечка, прошлое которого своими корнями уходит в глубь седых тысячелетий. Судя по стоянке эпохи неолита, городищу и большому кургану, что расположены у нынешнего агрогородка – таков теперь статус Ракова, – люди обживали эти места издревле.

На страницах же письменных источников Раков появляется в 1440 году как владение великого князя литовского Казимира и, поменяв нескольких сановных хозяев, спустя полтора столетия превращается в частновладельческий город, а впоследствии становится центром графства магнатов Огинских. В ХІХ веке здесь действовала крупная мануфактура по изготовлению сельскохозяйственных машин. Успешно занимались местные жители свиноводством, шили одежду. Но настоящую славу Ракову принесли его гончары. Свое начало раковская керамика берет в ХVІ ― ХVІІ столетиях. Постепенно, к концу ХІХ века, здесь сложился самобытный стиль в керамическом производстве – он проявлялся как в форме изделий, так и в их художественном облике. Ассортимент продукции включал в себя самую разнообразную посуду, предметы для украшения интерьеров, а также игрушки. Образцы раковской керамики можно и сегодня увидеть в местном музее – Арт-галерее Феликса Янушкевича.  

Панораму Ракова определяют два христианских храма – церковь и костел. Строительство униатской церкви базилианского монастыря закончили в 1793 году.  Впоследствии она была преобразована в православную Спасо-Преображенскую церковь, вход в которую предваряет двухъярусная пирамидальная брама, построенная к 25-летию упразднения крепостного права в России. Церковь представляет собой прямоугольный храм с полукруглым алтарем. На главном фасаде храма первоначально были две башни – сохранились их первые ярусы. При перестройке здания башни разобрали, достроили купол с главкой на граненом барабане и придали храму классицистическую декорацию.

Совсем иной облик у здешнего костела, сооруженного в 1906 году во имя Божией Матери Ружанцовой и Св. Доминика: в его композиционном и пластическом решении использованы формы средневековой готики. Храм построен при содействии тогдашних владельцев местечка – помещиков Здзеховских, которые владели Раковом с 1804 года. Их усадьба стояла на виду у костела, на берегу реки Ислочи, рядом с древним городищем. Мариан Здзеховский, известный филолог, профессор Краковского и Виленского университетов, превратил усадьбу в литературные пенаты. В числе его друзей – писателей и ученых – была и Элиза Ожешко, именовавшая Раков «литовскими Афинами».

Похоронили Дунина-Марцинкевича в 1884 году неподалеку от Люцинки, на кладбище Тупальщина, у деревни Падневичи, при дороге на Ивенец. Кладбище носит имя исчезнувшего застенка (хутора) шляхтичей Жебровских, построивших тут в 1852 году каплицу-усыпальницу из бутового камня – в ней отпевали «Дудара Беларускага». Рядом с могилой Дунина-Марцинкевича, на которой установлен его бронзовый бюст, находятся захоронения второй жены писателя Марии Павловны, урожденной Грушевской, и младшей дочери Цезарины. Тишина, покой и умиротворение царят на этом скромном погосте... В 2008 году 200-летие со дня рождения В. Дунина-Марцинкевича отмечалось по предложению ЮНЕСКО на международном уровне.

А стоит только проехать от костела 6-7 километров в сторону Ивенца, как при дороге появляется деревня Малая Люцинка – в прошлом фольварк. В 1840 году его приобрел 32-летний чиновник Минской криминальной палаты Винцент Дунин-Марцинкевич, а позже окончательно поселился тут. Слыл он натурой разносторонне одаренной, человеком широкой, доброй души, да к тому же – непревзойденным импровизатором и шутником. Со временем сюда, в Люцинку, стали наезжать многие известные люди: поэт Владислав Сырокомля (который называл Дунина-Марцинкевича «настоящим гладиатором» на арене белорусской литературы), писатель и журналист Адам Плуг, композитор Станислав Монюшко, скрипач и композитор Константин Кржижановский...

Нередко гости торопились сюда еще и потому, что было получено приглашение на спектакль домашнего театра Марцинкевичей, что означало ― на просмотр очередного написанного в стихах сатирического водевиля или на премьеру оперы, автором текстов, либретто которых значился сам хозяин Люцинки. Исполнителями и музыкантами бывали его сын, дочери и приезжие гости. Люцинке суждено было стать колыбелью творческих замыслов Дунина-Марцинкевича, местом рождения большинства его произведений. В память об этом в 1986 году здесь была открыта стела с его барельефом.

Там, где начинается Налибокская пуща, в живописной холмистой местности между небольшими речками Першайкой и Малиновкой, расположена эта деревня. В начале ХVII столетия здесь был построен деревянный костел на средства Юрия (Ежи) Радзивилла, кардинала, епископа виленского. До 1790 года местечко Першаи принадлежало епископам виленским, затем, с 1795 до 1939 года, – графам Тышкевичам. Они-то и возвели нынешний каменный костел в 1930-х годах. Недавно обновленный, он своими двумя высокими башнями определяет красивую панораму былого местечка.

Вернувшись на шоссе М6, следуем по его недавно реконструированному участку по направлению к Воложину. Этот районный центр Минщины стоит средилесов Налибокской пущи, на крутом холме, у подножия которого струится речка Воложинка. Еще в конце ХІХ – начале ХХ века леса пущи и болота с юга вплотную подступали к местечку, которое жило торговлей, ремеслом да крестьянским трудом. Сюда на торги стекалось все, чем была богата эта земля. Из пущи – мед, меха, рыба, грибы, орехи, а также изготовленные «лесными» кустарями кадки, бочки, коши, корзины. Селяне пригоняли скот, везли кожи, щетину, зерно...

Первые письменные упоминания о Воложине встречаются с начала ХV века. Сменилось в нем немало владельцев: Воложинские, Верейские, Гаштольды, Радзивиллы, Слушки, Чарторыйские… Последние в 1803 году за 100 тысяч злотых продали Воложин графу Юзефу Игнату Тышкевичу. При нем в начале ХІХ века тут возводятся монументальные каменные постройки графской резиденции и костел, и поныне определяющие архитектурное лицо города, его главной площади Свободы.

Здание костела Св. Юзефа, напоминающее собой античный храм, главенствует в панораме города. Известный поэт ХІХ века и неутомимый краевед Владислав Сырокомля так писал о воложинской святыне: «Над приземистым местечком, которое, кажется, пало на колени перед величием костела, светят чудесные «муры» храма. Эта святыня во вкусе ХVІІІ столетия, когда карандашом архитектора руководила не набожность, а увлечение греческой красотой».

И в самом деле, мощный фундамент костела – это врезанный в откос пригорка своеобразный подиум из валунов, приподнимающий все сооружение над площадью. В строгих формах классической архитектуры Древней Греции выдержан сам храм. Его главный фасад подчеркнут скульптурным шестиколонным портиком, под сенью которого – четыре полукруглые арочные ниши, где прежде находились гипсовые статуи евангелистов. Чуть поодаль от костела, в миниатюре повторяя его архитектуру, расположилась брама-звонница.

Выстроенный в 1816 году в стиле классицизма храм появился на месте уничтоженного пожаром деревянного костела, заложенного в конце ХVІІ века вместе с монастырем бернардинцев гетманом польным литовским, каштеляном виленским Юзефом Богуславом Слушкой. После ликвидации монастыря царскими властями костел в 60-х годах ХІХ столетия обратили в церковь. Впоследствии здание долгие годы использовалось для производственных нужд, а теперь упорными трудами верующих возвращено к жизни как католическая святыня.

В подземелье под хорами был похоронен фундатор костела Юзеф Игнат Тышкевич, о чем прежде напоминала вмурованная в стену надмогильная плита с длинным перечнем должностей и заслуг ясновельможного графа. Недавно была расчищена крипта под костелом, и собранные в ней останки монахов и графов Тышкевичей перезахоронены.

По соседству с костелом сохранился выполненный в тех же формах классицизма дворцовый ансамбль титулованных владельцев города. Эта импозантная графская резиденция появилась в 1806 году. Она включает в себя дворец, флигель и оранжерею. Последняя была предназначена для выращивания апельсиновых деревьев, пальм и прочих тропических растений. Во внутренний двор выходили своими фронтальными фасадами дворец и расположенный на одной оси с ним флигель – они решены совершенно идентично, в чем проявилось своеобразие этого дворцового ансамбля.

Пейзажный парк (его фрагменты сохранились), начинаясь за дворцом, спускался к реке Воложинке по западному склону холма пятью террасами, уцелевшими от так называемого «итальянского сада», что был заложен здесь, очевидно, еще в ХVІІ столетии. С открытых террас этого парка открывались упоительные картины окрестных ландшафтов и великолепно обозревался сине-зеленый редут пущи, в глубину которой, под Першаи, была упрятана выдержанная в неоренессансной манере летняя резиденция Тышкевичей со зверинцем и охотничьим хозяйством.

Когда-то эти пущанские леса и графские чертоги видели Старого Власа. Такой литературный псевдоним избрал себе белорусский поэт Владислав Сивый-Сивицкий. Родился он в 1865 году в Воложине. Поэт-самородок, он вышел из самых глубин народа. В Воложине сохранился дом, где он жил до 1914 года. А напротив этого дома стоит деревянная церковь, наверняка ему запомнившаяся, – ведь она почти его ровесница. Крестообразный в плане, с высокой шатровой звонницей, храм во имя равноапостольных святых Константина и Елены был построен в 1866 году.     

Прогуливаясь по городу, нельзя не обратить внимания на одно весьма примечательное с исторической точки зрения здание на площади Свободы. Памятная доска у входа солидно, на трех языках – русском, английском и иврите, сообщает о том, что с 1803 года здесь находилась еврейская духовная академия ― ешибот (иешива), где изучали Талмуд и Тору и готовили раввинов. В этом учебном заведении формировался облик восточноевропейского иудаизма. В свое время ее с гордостью называли «Матерью ешиботов».

Наконец, отметим среди воложинских достопримечательностей почти столетнего возраста особняк (в прошлом – дом бургомистра), не утративший своей импозантности доныне. Он приютил в своих стенах местный краеведческий музей, куда определенно стоит заглянуть, дабы подробнее познакомиться с прошлым «столицы Налибокского края», как торжественно и не без причин именуют Воложин.

достопримечательности
Иешива в Воложине

В иудаизме иешивой называется высшее учебное заведение, в котором осуществляется изучение Талмуда.

Усадьба Тышкевичей в Воложине

Усадьба Тышкевичей в Воложине впечатляет размерами строений, а также их простым, но выразительным декором. Известно, что основное строительство происходило между 1803 и 1806 гг.

Костел Святого Иосифа в Воложине

Строительство Иосифовского костела в Воложине началось сразу после того, как были возведены основные постройки, относившиеся к усадьбе Тышкевичей. 

Церковь святых Константина и Елены в Воложине

Церковь святых Константина и Елены в Воложине, которая была освящена в 1866 году, относится к ретроспективно-русскому стилю

Спасо-Преображенская часовня в Воложине Спасо-Преображенская часовня в Воложине была построена в 1850 году, а после реконструкции приобрела черты ретроспективно-русского стиля.
Еще

Отзывы

Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.