en | by | de | pl

Знакомство с древним Пинском

2 ч
4 км
Пешком

hoteldvorik_logo_black.png

Эта пешеходная экскурсия разработана для тех постояльцев гостевого дома «Пинский дворик», которые впервые оказались в нашем городе и хотят ощутить дух столицы Полесья.

Она начинается прямо в здании гостиницы, проходит по набережной реки Пина и пешеходной улице, которая за свою долгую историю сменила множество названий:  была Большой Спасской, Большой Францисканской, Большой Киевской, Большой, носила имя Тадеуша Костюшко, а теперь В.И. Ленина. Мы надеемся, что самая обычная прогулка по городу запросто может стать настоящим путешествием во времени и пространстве…

Точки маршрута

У кирпичного двухэтажного здания, в котором вы живете, богатая история. Она началась в 1916 году, когда братья Дымич решили построить доходный дом. Со временем в его стенах разместилась польская школа №5 , в ней преподавал отец известного писателя и журналиста лауреата Нобелевской премии Рышарда Капустинского.

Вскоре после национализации, последовавшей в 1939 году, когда Пинск вошел в состав СССР, это здание снова отдали под школу. В 1960-х годах в его стенах разместился паспортный стол. При этом здание продолжало ветшать. В 2008 году его выкупила компания «РАНЕ», а 5 лет спустя началась реконструкция, в результате которой и появилась лучшая в городе гостиница.

Выйдя из гостевого дома «Пинский дворик», мы предлагаем повернуть налево и спуститься к реке Пина. Когда-то на ее берегах проходили знаменитые  торговые ярмарки, на которые приплывали жители всех окрестных деревень. В 1932 году в Пинске был построен первый каменный мост, его реконструкция состоялась в 2020 году. С моста открывается прекрасная панорама на город, доминантами которого являются бывший иезуитский коллегиум и кафедральный костел Вознесения Пресвятой Девы Марии.

Монументальное здание с двухметровыми стенами и тремя фигурными фронтонами, которое возвышается в центре Пинска на бывшей рыночной площади, – это бывший иезуитский коллегиум, ныне Музей белорусского Полесья.

Этот памятник XVII века, вобравший черты ренессанса и барокко, по праву называют «патриархом пинской старины». Коллегиум, как и весь монастырь иезуитов, был возведен на средства канцлера ВКЛ, пинского и виленского старосты Альбрехта Радзивилла. Строительство то приостанавливалось, то продолжалось на протяжении 44 лет с 1631 по 1675 год. Архитектурной доминантой монастырского ансамбля и всего Пинска на несколько столетий стал костел Святого Станислава – самое большое культовое сооружении ВКЛ. Величественная святыня послужила на своем веку иезуитам, базилианам, была православным Богоявленским собором и потом вновь возвращалась католикам. В ее крипте покоились нетленные мощи святого Андрея Боболи. В 1706 году с костельной башни взирал на полесские болота шведский король Карл ХII. К сожалению, здание костела было уничтожено в послевоенное время.

А бывший коллегиум и сегодня впечатляет толщиной своих стен, крестовыми сводами залов и коридоров, фигурными фронтонами, ломаной черепичной крышей и похожей на маяк граненой башней-контрфорсом. Из этой «альма-матер» вышли историк Адам Нарушевич, философ Кароль Вырвич, политический и хозяйственный деятель Матеуш Бутримович. В коллегиуме была собрана богатая библиотека (в 1940 году вывезена в Ленинград), созданы физическая и химическая лаборатории, здесь действовали первая на Полесье аптека, типография и студенческий театр. Пинский коллегиум наравне с полоцким считались лучшими учебными заведениями ВКЛ, которые не уступали университетам. Обучение было бесплатным и доступным для выходцев из разных слоев общества, независимо от вероисповедания, срок обучения – 12–13 лет.

В XIX веке в здании коллегиума находилась бурса, где учился Александр Власов, белорусский общественный деятель, редактор-издатель «Нашей Нивы». Сегодня мраморные ступени коллегиума ведут в Музей белорусского Полесья.

Здание музея можно фотографировать с разных точек площади Ленина, безусловно, гостям города бросится в глаза и сам Владимир Ильич на основательном постаменте, но мы предлагаем продолжить знакомство с Пинском.

В самом начале пешеходной улицы вас ждет встреча с бронзовым «Пинчуком» – собирательным образом коренных жителей пинских околиц. Примета настоящего пинчука – патриота полесских болот и самой столицы Полесья – это загнутый мизинец и слова: «Во-первых, я из Пинска…», – которыми он всегда начинает знакомство с нездешними людьми. Этот момент и запечатлел автор скульптуры Алексей Павлючук. Скульптура полешука уже стала визитной карточкой города, с ним фотографируются многие туристические группы.

Импозантное здание с элементами модерна – дом М. Шмидта – построено в 1925-1928 гг. На двух верхних этажах размещалась лучшая городская гостиница. Здесь останавливались именитые гости, среди них – американская путешественница Луиза Арнер Бойд – «леди Арктики», которая в 1934 году совершила научную экспедицию по Пинскому Полесью. Первый этаж был отдан под магазины и ресторан Петринича «Парадиз».

Двухэтажное здание с коваными ажурными балконами построено в середине XIX века и принадлежало влиятельной еврейской семье Колодных. Их однофамилец, тоже уроженец Пинска, Моше Колодный – известный государственный деятель Израиля, чья подпись стоит под декларацией Независимости еврейского государства.

Примечательным его делает большое – во всю стену дома № 14 – граффити художника Е. Сосюры, возрождающее облик главной улицы (Большой Киевской) в начале XX века, когда она вела прямо на Рынок, над которым возвышался огромный Богоявленский собор.

Установлен в 1984 году. В его основе – композиция из трех вертикальных бетонных штыков, соединенных вогнутыми плитами с надписями-посвящениями советским воинам-освободителям. Архитекторы А. Восколей и А. Габелков.

Его запоминающийся силуэт – визитная карточка Старого города. «Фундационный акт» датирован 1396 годом. В XVIII веке место деревянной обители занял роскошный каменный монастырский ансамбль. Жемчужина ансамбля – костел Вознесения Пресвятой Девы Марии – в 1996 году получил высокий титул «Малой базилики» (Basilica minor), которого в Беларуси удостоены всего три костела. В пышном интерьере – присущий стилю барокко синтез искусств.

Самое знаменитое полотно в интерьере костела – «Пинская Мадонна» – принадлежит кисти Альфреда Исидора Ромера. Полихромная роспись сводов и стен выполнена в 1909 г. в стиле модерн варшавскими художниками С. Рудзинским и Б. Вишневским. Гордость костела – второй по величине исторический орган Беларуси, построенный в 1836 году виленским мастером А. Гродицким.

Святыня тесно связана с жизнью и деятельностью первого в новейшей истории Беларуси кардинала Казимира Свентека (1914–2011). В 1939 году, закончив пинскую духовную семинарию, он принял здесь духовный сан, сюда же вернулся в 1954 году из сталинских лагерей, многие десятилетия был настоятелем костела и в 2011 году погребен в крипте под главным алтарем.

В 1930-е годы была надстроена костельная колокольня, из-за чего она слегка отклонилась от вертикали, став «пинской пизанской башней»…

В монастырских зданиях, возвращенных католической епархии в 1991 году, размещаются Межъепархиальная высшая католическая духовная семинария имени Святого Фомы Аквинского и курия Пинской католической епархии.

Аристократическое здание Полесского драматического театра в стиле модерн возведено в 1911–1912 гг. для одного из первых кинотеатров Пинска – синематографа «Казино», который принадлежал Д.Л. Боярскому. В советское время кинотеатр носил название «Родина».

После реконструкции по проекту В.И. Казакова 15 марта 2006 года здесь открылся Полесский драматический театр.

Первый в истории Пинска и Полесья краеведческий музей был открыт на общественных началах по инициативе Польского краеведческого общества (ПТК) в 1926 году. В советское время здесь находились областной, а затем городской краеведческий музей, а с 1978 года – «Музей социалистического преобразования Полесья».

Двухэтажный особняк, украшенный лепкой, принадлежал Айзенштайну (арх. М. Катович). Гостиница «Варшавская» была одной из самых престижных в Пинске, в 1940-е годы в освобожденном от оккупантов Пинске здесь находился горсовет.

Первый этаж этого здания в прошлом занимал ресторан Тадеуша Грегоровича – лучший в довоенном Пинске. У детей и подростков особой популярностью пользовалась «цукерня» – кондитерская Грегоровича, где не раз в детские годы бывал известный писатель и журналист Рышард Капустинский (1932–2007).

Здание построено в 1845 году, а в 1876 году куплено Пинским реальным училищем. В 1920–1930-е гг. в здании находилась женская государственная гимназия, а в 1940-м году открылся учительский институт. А потом прописался Пинский горком комсомола. В 1990-е годы историческое здание стало учебным корпусом Пинского государственного колледжа искусств.

Здание построено в 1852–1853 гг. в традициях классицизма. В этих стенах поочередно находились разные учебные заведения: дворянская гимназия, реальная гимназия, реальное училище с дополнительным 7-м классом (1872–1915), мужская государственная гимназия, средняя школа № 2.

Прославили свою «альма-матер» выдающиеся выпускники: Х.А. Вейцман – ученый-химик, первый президент Израиля; И.В. Жолтовский – академик архитектуры; И.Ю. Шенберг – инженер-электронщик; М.Д. Машковский – основоположник советской фармакологии; Ш.Д. Мошковский – член-корреспондент АМН СССР; Я.Д. Мошковский – военный и полярный летчик; П.А. Трайнин – контр-адмирал и многие другие.

Статус «Мужская государственная гимназия» учебное заведение получило в 1921 году. На фасадах здания установлены мемориальные доски, посвященные архитектору И.В. Жолтовскому и президенту Израиля Х. Вейцману.

На том месте, где установлен памятный знак – камень-валун с мемориальной плитой, в январе 1919 года был бой между бойцами повстанческого полка и засевшими в здании гимназии германскими солдатами и «петлюровцами», в результате которого Пинск был освобожден от оккупантов и была провозглашена Советская власть.

Доходный дом из красного кирпича на углу Большой Киевской и Гимназической был построен на рубеже XIX-XX вв. в традициях популярного в то время в Российской Империи «кирпичного стиля». На срезанном углу, прямо над входом, помещен граненый эркер, а еще выше – фигурный аттик, похожий на кокошник.

Хозяйка дома Леонтина Орда – владелица заречного имения Хойно – открыла на первом этаже библиотеку польской книги. В 1920–1930-е гг. она была председателем Общества по защите животных и помогала крестьянским детям в получении образования.

Мемориальная доска на здании сообщает, что здесь в январе – марте 1919 года размещался штаб 2-го Полесского повстанческого коммунистического полка под командованием Ф. Козубовского.

Это импозантное здание вошло в историю столицы Полесья под названием «пинский мур» и стало первой кирпичной гражданской постройкой города. Дворец построен в конце XVIII века (1780-е годы) по проекту архитектора Шильдхауза в переходном от барокко к классицизму стиле.

Первым хозяином дворца был Матеуш Бутримович – политический и хозяйственный деятель Речи Посполитой, подстароста пинский. Он сыграл важную роль в экономическом развитии края и строительстве двух крупных водных путей – Огинского и Королевского каналов, сделавших Пинск портом международного значения. 9 сентября 1784 году в фундамент дворца в присутствии короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского была заложена памятная плита.

Три славных полесских рода – Бутримовичи, Орды и Скирмунты – поочередно владели дворцом. Здесь, вернувшись из эмиграции, жил внук Матеуша – знаменитый художник, музыкант, композитор Наполеон Орда. Впоследствии «мур» стал главным хранилищем его альбомов и рисунков.

С этим дворцом тесно связаны племянница Н. Орды – скульптур Хелена Скирмунт и ее дочь – писательница Констанция Скирмунт.

В 1930-е годы дворец стал резиденцией епископа Пинской католической епархии Казимира Букрабы, а в советское время здесь находился Дворец пионеров.

Сегодня в восстановленном в 2008–2009 гг. историческом здании, фасад которого украшает герб Пинска, находятся отдел ЗАГС Пинского горисполкома и небольшая музейная экспозиция, повествующая об истории дворца и его знаменитых владельцах.


Отзывы

Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.

Интересные туры

Королевский город Гродно
Минск – Гродно – Коробчицы
Здесь творили Шагал и Репин
Минск – Витебск – «Здравнево»
В пяти минутах от Могилева
Минск - Дукора - Смиловичи - Червень - Березино - Белыничи - Могилев
Мистический Минск
Общение с паранормально-потусторонним Минском