Ru
En Bl

Знакомство с древним Заславлем

2 ч
около 2,5 км
Пешком

Городище «Замэчак» - Этнографический комплекс «Заславль» - Рыночная площадь - Городище «Вал»

Тысячелетний Заславль – один из наиболее посещаемых туристами городов Беларуси. Его многовековое прошлое представлено памятниками истории, археологии и архитектуры. Издалека виднеются величественные башни бывшего кальвинистского сбора (ныне – Спасо-Преображенская церковь) и костела Рождества Пресвятой Девы Марии; впечатляют своей мощью валы Заславского замка и городища «Замэчек». Здесь проводятся этнографические праздники, фестивали и рыцарские турниры, действует музейно-выставочный комплекс.

Точки маршрута

Если вы поедете в Заславль со стороны белорусской столицы, не доезжая центра города, с трассы Р65 сверните на улицу Минскую. Она доведет вас до холма, где размещается древнейшая заславская реликвия – «Замэчак», или попросту малый замок. Именно отсюда «есть пошел» Изяславль, со временем обретший свое нынешнее имя.

Кропотливыми трудами многих археологов на протяжении 120 лет (!) загадка «Замэчка» если не раскрыта окончательно, то во всяком случае во многом прояснена. К тысячелетию христианства в Беларуси, в 1992 году, на «Замэчке» был установлен мемориальный знак в виде креста на круглом постаменте. Как полагают историки, 992 год ознаменовался созданием Полоцкой епархии, но этому предшествовали драматические события, в орбиту которых был втянут Изяславль.

Начинались эти события в Полоцке «кровавой свадьбой» князя Владимира с полоцкой княжной Рогнедой, о чем столетиями вспоминали на Руси летописцы и былинники, о чем скупо и в то же время красочно повествуют древние письмена, о чем сложены многочисленные произведения... Стоит лишь ступить на землю «Замэчка», как вновь оказываешься в сладком плену литературных и исторических ассоциаций и перед глазами оживают события той далекой поры, когда здесь была поселена со своим сыном Изяславом гордая Рогнеда.

Замэчак стал для них и сопровождавшей их охраны миниатюрной крепостью (всего-то менее полугектара). «Володимер же устрои город, и да има, и нарече имя городу тому Изяславль», – свидетельствует Лаврентьевская летопись. В 988 году князь Изяслав занял полоцкий престол; возможно, вместе с ним переехала в Полоцк и Рогнеда. Но этой версии придерживаются далеко не все историки. Многие полагают, что Рогнеда так и осталась в Изяславле, где добровольно приняла монашеский постриг. Ей же приписывают основание здесь первого в Восточной Европе христианского монастыря, в котором она провела свои последние дни.

Умерла Рогнеда в 1000 году, за свою короткую жизнь, чуть более 30 лет, прожив три жизни: полоцкой княжны, жены великого князя киевского и, наконец, монахини-черницы. Где ее могила? Может быть, здесь, на «Замэчке», где она молилась и предавалась размышлениям, – ведь местные жители называют его «могилой Рогнеды»…

Все еще не доезжая до центра Заславля, загляните в расположенный в Советском переулке этнографический комплекс. Он состоит из четырех построек: паровой мельницы начала ХХ века, дома завозника (постоялого двора при ней), кузницы и амбара.

Единственная сохранившаяся в Беларуси старая паровая мельница начала работать в Заславле летом 1910 года, однако пять лет спустя, после произошедшего пожара, ее владелец мещанин Ясон Мехедко-Савицкий согласился перенести здание в более удаленное место возле железной дороги, где оно стоит до сих пор.

Чтобы смолоть муку на паровой мельнице, сто лет назад в Заславль приезжали жители из многих окрестных сел. Предприимчивый Мехедко-Савицкий построил при мельнице дом, где желающие могли остановиться на ночлег и поесть (т.н. дом завозника), кузницу, в которой они могли подковать своих лошадей, и двухэтажный амбар для хранения зерна и муки. Весь комплекс приносил хозяину немалую прибыль.

В конце ХХ века эти постройки включили в историко-культурный музей-заповедник. Время от времени здесь проходят театрализованные экскурсии-представления для посетителей.

От этнографического комплекса уже рукой подать до центра города. Здесь, на западной стороне бывшей Рыночной площади (ныне это одноименная улица), расположены дирекция музея-заповедника «Заславль» и музейно-выставочный комплекс, в котором работают экспозиция народных музыкальных инструментов «Музыка вячорак» и «Зал гобеленов». Последний может похвастать большой коллекцией расписных ковров – произведений Язэпа Дроздовича и Алены Киш.

На южной стороне площади, за парком, возвышается построенный в последней четверти ХVIII века в стиле позднего барокко костел Рождества Пресвятой Девы Марии. Основателем храма считается Антоний Тадеуш Пшездецкий, владелец Заславского графства. Есть версия, что отделкой костела руководил нанятый на службу итальянский зодчий Джованни Батисто Спампани, а им в свою очередь в Заславль были приглашены известные художники: скульптор Кароль Ельский и живописец Антоний Смуглевич.

После подавления восстания 1863 года храм был передан православным, и вскоре после этого костельное здание претерпело существенную перестройку в византийско-русском стиле. Так, центральная часть главного фасада стала завершаться небольшой четвериковой башней-колокольней, а над нефом был возведен купол на световом барабане. Рождественская церковь просуществовала до 1941 года, когда в результате боевых действий была значительно повреждена. В середине 1990-х Мариинский костел возвращен католической общине и полностью восстановлен.

Теперь от возрожденного храма, минуя приземистое здание горисполкома, направимся по улице Великой, перетекающей в Замковую, в сторону, пожалуй, самого интересного объекта Заславля.

В историческом центре Заславля сохранились мощные земляные валы и бастионы замка, сооруженного тут в ХVI–ХVII веках магнатами Глебовичами. Внутри этих укреплений площадью 200х100 метров тогда же поднялось белокаменное здание кальвинистского храма – сбора, переделанного позже в костел католического ордена доминиканцев, а затем в униатскую церковь.

После подавления национально-освободительного восстания 1830–1831 гг. и разрыва церковной унии с Римом храм попадает в состав Минской церковной епархии и становится православным. В отличие от Мариинского костела, ему повезло: бывший кальвинистский сбор не подвергся радикальной перестройке и сохранил элементы ренессансного декора. В советское время в храме сперва разместился мучной склад, а затем (до начала 1990-х) – Музей ремесел и народных промыслов.

За апсидой бывшего сбора (ныне Спасо-Преображенской церкви) сохранились фундаменты давно утраченного двора Глебовичей, также сооруженного в XVI веке. Напоминанием о былой роскоши служат и остатки въездной брамы, толщина стен которой достигала двух метров. Когда-то под этими двухэтажными воротами находилась тюрьма в виде длинного каменного тоннеля. А облицованные камнем и кирпичом, отделенные от местечка широким и глубоким рвом бастионы Заславского замка делали его прекрасным образцом староитальянской фортификационной системы укреплений на белорусских землях.

Ну, а сегодня со старого городища открывается превосходный вид на окрестности – так что не забудьте сделать несколько ярких фото.


Отзывы

Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.

Интересные туры

«Жемчужина Полесья»
Минск – Логишин – Пинск
«На просторах Лидского повета»
Минск – Лида – Жирмуны – Больтеники – Бенякони – Гайтюнишки – Конвелишки
«Тайна великого князя»
Минск – Крево – Боруны – Родевичи – Гольшаны – Ивье – Лида
«5 хвілін ад Вільні»
Минск – Засвирь – Михалишки – Трокеники – Ворняны – Гервяты – Гудогай

Смотрите также

Статьи
От любви до ненависти. Три самые роковые женщины белорусской истории

На отечественной исторической сцене появлялись самые разные женские персонажи. Но были в нашем прошлом и женщины,

Статьи
Умереть молодым. 10 знаменитых белорусов, не доживших до возраста Христа

«Жизнь длится лишь мгновение, – говорил Жан-Жак Руссо. – Сама по себе она – ничто, и ценность ее зависит от

Статьи
Памятник какому герою появился в одном из древнейших белорусских городов?

Бронзовая фигура богатыря в полном боевом облачении на одной из заправок «Белоруснефти» в Заславле привлекла внимание