По следам последнего монарха Речи Посполитой

Автор: Евгений Асноревский
Фото: Сергея Плыткевича и из открытых источников

Три королевские резиденции, построенные вокруг Гродно: Станиславово, Августово, Панемунь – стоит рассматривать вместе. Не зря же они связаны не только художественной стилистикой, периодом создания и общим хозяином, но и в некотором смысле, своими названиями. Станиславово – первая буква С, Августово – первая буква А, Понемунь – первая буква П. Как можно видеть, первые буквы соответствуют инициалам монарших имен и фамилии – САП – Станислав Август Понятовский. Это своего рода подпись короля, навечно оставленная на карте города. Интересно, кроме того, еще и предназначение этих небольших загородных домов.

1-97558_5d08a53b871b55d08a53b871ee.jpg Король Станислав Август Понятовский

Размещались они вокруг города, со стороны важных дорог, и могли использоваться как так называемые путевые дворцы, то есть служить для отдыха после долгой дороги. Известно, что именно так Станислав Август использовал дворец в Августово: король отдыхал там непродолжительное время, после прогулок за Неманом, а затем возвращался в Новый замок.

Кроме того, усадьбы могли служить своего рода фольварками, предназначенными для использования в сельскохозяйственных целях. То есть королевская казна могла получать прибыль от продажи продукции фольварков. Усадьбы можно было сдать в аренду, это тоже приносило бы доход монарху, нуждавшемуся в деньгах. Подобное предназначение имел королевский фольварок в Сельцах около Варшавы.

При дворцах можно было устраивать летние театральные спектакли на открытом воздухе или просто селить в особняки кого-то из своей свиты, например, прекрасных возлюбленных.


Королевская резиденция Станиславово – это барочный ансамбль XVIII века. Автор – королевский архитектор, итальянец – Джузеппе де Сакко. Комплекс прекрасно вписан в рельеф местности.

Дворец находится наверху пологого возвышения, по которому проходит дорога к главному зданию ансамбля и к образующим парадный двор боковым флигелям, находящимся ниже центрального корпуса.

2-2022-05-07-5-DJI_0070pb_1330.jpg

Доминантой ансамбля является двухэтажный кирпичный дворец, возведенный в стиле позднего барокко с элементами классицизма. В Польше подобный стиль, созданный королевскими зодчими, называют «Станиславовский классицизм» или «Стиль Станислава Августа». Аналогичный стиль, развивающийся на Гродненщине, можно назвать «сакковским классицизмом».

3-2022-05-07-5-DJI_0073pb_1330.jpg

Ризалит в середине главного фасада дворца в Станиславово декорирован пилястрами и завершен фронтоном, ранее имевшим высокий элемент в форме обелиска. Оконные проемы ризалита оформлены наличниками, над ними размещены сандрики. Главный вход в здание выделен более поздней лоджией. Полукруглый ризалит в центре дворового фасада декорирован монограммой SAR (Stanislaus Augustus Rex – Станислав Август Король) на аттике.

В вестибюле сохранились две печи XIX века в стиле неоготики. Перед главным зданием расположены два флигеля под высокими вальмовыми крышами.

4-2022-05-07-5-DJI_0079pb_1330.jpg

Частично сохранились ворота, ведущие в курдонер.

Хозяйственные постройки находятся к западу от дворца.

После короля самыми заметными хозяевами усадьбы были князья Друцкие-Любецкие, устроившие в Гродно различные предприятия по выпуску строительных материалов.

Парк в Станиславово пейзажный и создан уже после королевской эпохи.


Дворец в Августово, как и комплекс в Станиславово, был построен графом Антонием Тызенгаузом во второй половине XVIII века для последнего правителя страны Станислава Августа Понятовского. Августовский объект был единственным, построенным на левом берегу Немана. Архитектором дворца чаще всего называют Джузеппе де Сакко, но есть гипотеза об авторстве Фердинанда Накса (Ferdynand Nax). Этот архитектор работал над небольшими резиденциями, одна из которых – дворец Малаховских в польском Наленчуве, как раз очень похожа на резиденцию в Августове. Стиль Августовского дворца действительно вполне соответствует стилю Накса, хотя тут стоит сказать, что архитекторы Станислава Августа, Сакко и Накс, руководствовались сходными эстетическими положениями, так как испытывали влияние художественной программы королевского двора, созданной не без участия самого короля. Стили Накса и Сакко, соответственно, имели немало общего. Даже если проект разрабатывался при участии Накса, осуществляла его местная артель Сакко, как можно предположить при анализе архитектурных деталей.

Главное здание представляло собой небольшой каменный дворец. Обладая скромными размерами, строение, однако, отличалось довольно пышным декором. Передний фасад украшали лепные гирлянды, кроме того, две большие ниши, предназначенные для скульптур, руст и четырехпилонный портик. Во фризе, между триглифами, помещались редкие на землях ВКЛ декоративные элементы – букрании, то есть бычьи черепа. На парковом фасаде дворца, как и в усадьбе Станиславово, имелась королевская монограмма SAR. На уровне высокой крыши помещались округлые люкарны, гармонировавшие с подобным окном во фронтоне, где, кроме окна, была большая гирлянда.

Пожалуй, из всех трех пригородных дворцов короля именно эта резиденция была наиболее близка в художественном плане варшавской школе станиславовского классицизма.

На въездных воротах красовались две живописные чаши. Перед главным зданием стояли два флигеля, почти лишенные декора. В общем, комплекс напоминал аналогичный в Станиславово.

Далеко не каждый гродненец вообще слышал о дворце в Августово, а уж о конкретном месте расположения особняка известно лишь очень малому количеству горожан и даже не всем краеведам.

Здание дворца, если бы оно вновь появилось в Гродно, расположилось бы как раз на проезжей части улицы Репина, примерно напротив детского сада №20 (Репина, 35).

6-2022-05-07-6-DJI_0113pb_1330.jpg Улица Репина. Мало кто из горожан знает, что вокруг этого пруда когда-то прогуливался король Станислав Август Понятовский…

После разделов страны некоторая собственность последнего короля перешла к российской короне, и Екатерина II подарила усадьбу Августово генералу де Ласси, происходившему из старинного нормандского рода. Род этот успел поучаствовать в великих европейских войнах: предок семьи даже «засветился» в покорении Англии Вильгельмом Завоевателем. В период Первой мировой войны дворец в Августово был сожжен.

5-Разрушенный-дворец-в-Августово,-начало-XX-века..jpg Разрушенный дворец в Августово, начало XX века

Бывшая королевская резиденция долго находилась в разрушенном состоянии и ее живописные руины запечатлены на фотографиях того времени. После гибели главного дворца семья де Ласси вынуждена была жить в других зданиях усадьбы.

7-2022-05-07-6-DJI_0090pb_1330.jpg

После 1921 года под основную резиденцию приспособили корчму.

8-2022-05-07-6-DJI_0093pb_1330.jpg

Это здание, ставшее небольшим представительным особняком, сохранилось. Новый усадебный дом известен тем, что в нем гостили многие члены сообщества творческой интеллигенции того времени. Указывают следующие имена: Мария Добровская, Софья Налковская, Юлиан Тувим, Юлиуш Каден-Бандровский, Ян Парандовский и даже скандальный Станислав Виткевич. Хозяйка поместья – княжна Друцкая – сама была весьма творческой личностью.

9-2022-05-07-6-DJI_0121pb_1330.jpg

Неподалеку от бывшей корчмы была возведена часовня-усыпальница де Ласси. Это редкий тип здания, так называемая скрытая ротонда, то есть ее помещение круглое, а снаружи здание прямоугольное. Любопытно, что архитектура этой скромной часовни якобы должна отсылать к величественному собору Св. Петра в Риме, то есть к величайшему христианскому храму мира. Еще любопытнее, что сходство действительно можно увидеть, хотя это сходство между желудем и дубом.

10-1920-год,-Гродно,-последній-владелец-усадьбы-Августово.-Вера-Гуменная-і-і-де-Ласі.jpg Последний владелец усадьбы Августово де Ласси и Вера Гуменная. 1920 год

Парк в Августово сохранился лишь фрагментами.


Дворец в Понемуни был построен во второй половине XVIII века, все для того же «короля Стася». Из всех трех загородных королевских резиденций именно Понемунь имеет наиболее интересный парк. Помимо самого королевского дворца, от которого сохранились лишь фрагменты, дворцово-парковый комплекс усадьбы включает немало других примечательных объектов. Ее частью является довольно крупная неоготическая часовня и хозяйственные постройки. Известный польский исследователь архитектуры Роман Афтанази относил парк усадьбы Понемунь к «красивейшим на Гродненщине» и отмечал, что он имел «черты выдающейся живописности». Как и полагается аристократической резиденции XVIII века, архитектура и природа образовывали в Понемуни гармоничное целое. Предполагается, что сначала парк усадьбы был во французском стиле и только в XIX веке приобрел черты английского пейзажного.

11-Усадьба-Понемунь-на-рисунке-Н.-Орды,-вторая-половина-XIX-века..jpg

Главный дворец, архитектором которого называют Джузепе де Сакко, в первой половине XIX века представлял из себя оригинальное строение, имеющее немало общего с итальянской виллой.

12-Сядзіба-Панямонь-04-984px.jpg

На позднейших фотографиях видно, что на крыше размещалась своеобразная китайская беседка, предназначенная для обзора окрестностей.

13-Сядзіба-Панямонь-01-984px.jpg

Таким образом, дворец являл наблюдателю редчайшие на землях Беларуси архитектурные элементы шинуазри – стиля подражания китайскому (и вообще восточному) искусству. Этот стиль был модным в Европе XVIII века.

Китайская стилистика нередко сплеталась с европейскими элементами, как, к примеру, в случае китайского домика короля Фридриха Вильгельма в Постдаме. Там восточные мотивы сочетаются с европейским барокко и рококо.

14-2022-05-07-1-DJI_0022pb_1330.jpg

Дворец в Понемуни сочетал китайские мотивы с деталями итальянской виллы. Место размещения здания – на высоком берегу Немана, рядом с огромным Понемуньским оврагом – конечно, могло диктовать именно такое решение, ведь местный «итальянский» пейзаж пусть и самую малость, но смахивает на пейзажи знаменитого озера Комо, у вод которого было создано столько шикарных вилл.

15-2022-05-07-1-DJI_0034pb_1330.jpg

Предметом дискуссии является художественное решение дворца в эпоху Станислава Августа. В какой степени облик дома, запечатленный на фото в первой половине XX века, был плодом творчества королевского зодчего, а в какой порожден позднейшими преобразованиями новых хозяев – Ляхницких? Этот вопрос требует дополнительного изучения.

16-2022-05-07-1-DJI_0040pb_1330.jpg

После разрушения недостающие части здания были заменены на деревянные. Разумеется, дворец нуждается в комплексной реставрации. Но это возможно только в том случае, если объект станет популярным у туристов.

Кто знает, может быть, когда-нибудь такое и случится – туристы будут приезжать в Гродно и останавливаться в одной из королевских резиденций…



Самые популярные

За неделю За месяц За год За все время