Утраченный подарок королевы Боны

Автор: Евгений Асноревский
Фото: Сергея Плыткевича, из открытых источников

Став королевой польской и великой княгиней литовской, Бона Сфорца внесла в жизнь страны элементы, позаимствованные в родном Милане.

1_887.jpg

Костел и больница Святого Духа могут претендовать на звание старейшего частично сохранившегося католического комплекса Гродно. Они были основаны по желанию королевы Боны Сфорца в 50-е годы XVI века. Эта удивительная женщина происходила из знаменитого итальянского рода, правившего Миланом. Мать Боны Изабелла Арагонская, согласно некоторых гипотез, стала натурщицей для «Моны Лизы» великого да Винчи и вступила в тайную связь с художником. Маленькая Бона росла при дворе, где находились лучшие творческие люди тогдашней Европы. Став королевой польской и великой княгиней литовской, Бона принялась вносить в жизнь суровой и менее развитой страны элементы, позаимствованные в родном Милане. Это не слишком нравилось местной знати. Но королева продолжала активно реформировать подвластный ей край. Гродно стал одной из значительных арен ее преобразований, а монастырь Св. Духа – одним из главных благодеяний королевы.

Известно, что костел получал королевские привилеи от Жигимонта Августа и Стефана Батория в 1553 и 1584 годах соответственно.

Комплекс выполнял роль городского приюта и больницы для малоимущих. Название в честь Святого Духа было типичным для подобных больничных комплексов Европы. В ревизии Гродно 1680 года монастырь упомянут как каменный. Во второй половине XVIII века костел Св. Духа смог побыть даже монастырским храмом, хотя официально оставался в собственности парафии Фарного костела. Это случилось благодаря тому, что в 1783 году при храме жили три монахини мариавитки. В этот же период боковые крылья монастыря были надстроены и получили второй этаж, который, однако, не был полностью закончен.

Монастырь Святого Духа на рисунке Н.Орды (справа), XIX век. И то же место в 2016 году

С упадком Речи Посполитой комплекс не перестал выполнять больничных функций. Но постепенно деятельность занимавшей здания костела и больницы благотворительной организации несколько изменилась и стала более соответствовать духу времени. По примеру «Виленского человеколюбивого общества», в 1819 году было создано «Гродненское благотворительное общество» (Товарищество доброчинности), в качестве преемника уже существовавшего ранее гродненского «Дома благотворительности». Официальное разрешение на свою деятельность общество получило 8 августа 1821 года. Члены общества старались всячески поддерживать нуждающихся в помощи, в частности, бедняки получали финансовые пособия и бесплатную еду, а арестанты – одежду.

Разумеется, одним из основных профилей товарищества было лечение больных. Деньги собирались благодаря членских взносам, подписным листам, а также благотворительным балам и спектаклям. Приносила доход и продажа лотерейных билетов, кроме того, значительные взносы делали богатые меценаты, к примеру, губернатор Анджейкович.

В 20-е годы XIX века здание костела и больницы перестроили по проекту гродненского архитектора Кароля Багэмила. Комплекс получил черты развитого классицизма. Сам храм при этом был превращен в зал собраний.

После восстания 1863–1864 годов «Товарищество благотворительности», состоявшее из неблагонадежных представителей местной элиты, ликвидировали. Бывший католический комплекс был продан городскими властями еврейскому предпринимателю Абелю Тарловскому. Здание пострадало в пожаре 1885 года. Позднее и при другом владельце в здании был организован ресторан «Славянский». Так католический комплекс перешел в период использования различными коммерческими заведениями, и о его славном прошлом напоминало не многое.

Монастырь Сятого Духа на фотографии конца XIX - начала XX века и в 2014 году

Предметом дискуссии для исследователей остается вопрос, был ли монастырь каменным уже в XVI веке? Построила ли королева сразу каменный монастырь, и если да, то в каком стиле? На рисунках первой трети XIX века виден костел с четырьмя колоннами на постаментах. Этот памятник напоминает аналогичные по масштабу строения итальянского ренессанса XVI века. Если подобный вид здание имело уже при королеве Боне, это означает, что оно является старейшим образцом применения архитектурного ордера на землях будущей Беларуси, ведь храм старше даже новаторского для ВКЛ несвижского иезуитского костела. Вероятно, впрочем, что декор создан уже в эпоху классицизма, при поддержке виленского епископа Игнация Мосальского и кем-то из опекаемых им крупных мастеров классической архитектуры, то есть кем-то из пары Гуцевич-Кнакфус. Так или иначе, «муры» этого комплекса в значительно степени сохранились и, несмотря на многочисленные позднейшие перестройки, несут в себе некоторые черты архитектуры ренессанса.

Как и говорилось выше, храм имел четыре колонны, поставленные на высокие постаменты. Комплекс венчала высокая ломаная барочная крыша. Декор фасада, форма и расположение оконных проемов, а также крыша не раз менялись.

6-2021-11-18-2-DJI_0729pb_1330.jpg

В XX веке внешний вид здания не претерпел значительных изменений. Комплекс представляет собой вытянутое двухэтажное строение, декорированное тремя фронтонами с валютами. Окна второго этажа – полуциркульные, первого – прямоугольные. Центральная часть декорирована четырьмя пилястрами (ранее полуколоннами), сандриками над оконными проемами второго этажа. Тут же помещен балкон на кованных кронштейнах. Боковые крылья украшены по краям сдвоенными пилястрами с лучковыми фронтонами над ними.

7-2021-11-18-2-DJI_0730pb_1330.jpg

В здании размещается администрация города, а в подвале комплекса находится аптека.



Смотрите также

Статьи
ТОП-5 старинных улиц Гродно

Гродно может предложить для осмотра десятки старинных улиц и

Самые популярные

За неделю За месяц За год За все время