В самом центре Костюковичей заложена Аллея Славы и памяти воинов, павших в годы Великой Отечественной войны. На ней установлено шесть бронзовых бюстов уроженцев Костюковичского района, которые получили звание Героев Советского Союза.
В начале XVII века в деревне Забычанье местный помещик построил деревянную церковь.
Про Самотевичи говорят как про поселок-призрак: деревня еще есть на картах, но в документах ее уже не существует. То же самое можно сказать о церкви огромных размеров, точнее о ее руинах, которые возвышаются посреди былого поселка.
Костюковичский район расположен на востоке Могилевской области и граничит с Хотимским, Климовичским, Краснопольским районами Могилевской области, с Суражским, Гордеевским, Красногорским районами Брянской области Российской Федерации. Административный центр района – г. Костюковичи.
По территории Костюковичского района протекает р. Беседь с притоками Крупня, Суров, Жадунька, Деражня, Зубр; находятся озера: Святое, Цименское, Нивонское, Стаючее.
Костюковичский район образован 17 июля 1924 г. В 1924 г. Костюковичи – административный центр района. В 1938 г. Костюковичам присвоен статус города.
Впервые Костюковичи упоминаются в 1508 году как небольшое селение в составе Великого княжества Литовского. Однако история края берет свое начало еще в эпоху мезолита, о чем свидетельствуют найденные при раскопках орудия труда и остатки жилищ. Возле деревни Клеевичи находится одна из древнейших стоянок человека на территории Беларуси. Расположение земель Костюковщины между двумя крупными реками – Сожем и Ипутью – содействовало, несмотря на отсутствие здесь городов, включению этих земель в торговые отношения, в том числе и с дальними странами. Об этом свидетельствует, в частности, находка в кургане возле деревни Калодецкая бронзовой литой фигурки с изображением привязанного к лошади человека, которая принадлежит к скандинавским древностям. Многочисленные курганные захоронения по берегам рек Жадунька и Суров – возле деревень Норкино, Василёвка, Студенец, Колодливо, Печары, Тупичино, Вишеньки, Каничи, самих Костюкович – свидетельствуют о заселении берегов водных торговых путей.
В 1359 г. князь Ольгерд присоединил к Великому княжеству Литовскому Мстиславль – славянский форпост на Посожье, а вместе с ним и земли Костюковщины.
С развитием торговых путей Костюковичи стали центром гончарного и столярного искусства. В 1772 г. при первом разделе Речи Посполитой восточные земли Беларуси были присоединены к Российской империи. В состав образованной Могилевской губернии входил Климовичский уезд с местечком Костюковичи, которое принадлежало помещикам Цехановецкому и Чаплицкой.
В начале XVII века в деревне Забычанье местный помещик построил деревянную церковь. Через какое-то время храм обветшал и уже не вмещал всех жителей округи. В 1893 году началось строительство нового кирпичного здания. Первую службу в нем провели в день праздника Вознесения Господня в 1897 году, поэтому церковь и назвали Вознесенской. А последняя служба прошла здесь в 1932 году, после чего священник был репрессирован, а храм разграблен. Здание сохранилось до сих пор, хотя находится в аварийном состоянии. Стараниями местных жителей церковь понемногу восстанавливают, но пока работы идут очень медленно.
Про Самотевичи говорят как про поселок-призрак: деревня еще есть на картах, но в документах ее уже не существует. То же самое можно сказать о церкви огромных размеров, точнее, о ее руинах, которые возвышаются посреди былого поселка.
Самотевичи известны еще с 1585 года. В 1835-м здесь начали строить каменную церковь Святой Троицы с тремя входами и высотой 30 метров от пола до купола. Храм не зря возводили таких огромных размеров – деревня считалась одной из самых крупных в регионе: в определенные периоды здесь насчитывалось 3 тысячи жителей. К слову, в Самотевичах в начале XX века родился белорусский поэт Аркадий Кулешов. То, что в деревне не уничтожила Великая Отечественная война, разрушила радиация. После аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году Самотевичи оказались в зараженной зоне, ее жителей переселили, а 1500 домов «похоронили» бульдозером. В прежде огромной деревне сейчас с трудом насчитывается десяток жителей. Внутри церкви не осталось ничего, снят даже пол. Пожар в 2008 году уничтожил все, что не унесли мародеры, но остов огромной церкви все так же поражает воображение и напоминает о прошлом величии.
В 30 километрах от города Костюковичи находится деревня Гавриленка. Главная местная достопримечательность здесь – Свято-Покровская церковь. Она была построена в 1840-м году на берегу речки Зубр. В 1884 году в церкви была открыта приходская школа. После Октябрьской революции, когда большевики вели борьбу с религией, церковь была закрыта. В советское время здесь размещалось зернохранилище. В начале 90-х годов из храма был вывезен в город Климовичи позолоченный иконостас. У церкви есть свои легенды. Одна из них – подземный ход, который якобы связывал ее с каплицей на местном кладбище. Некоторое подобие хода сохранилось до сих пор, но, к сожалению, он засыпан землей.
В центре города заложена Аллея Славы. Здесь установлено шесть бюстов с памятными табличками уроженцам Костюковичского района, ставшим Героями Советского Союза.
Студенецкая (Свято-Духовская) Святая криница – источник с водой, известной своими целебными свойствами привлекает к себе большое количество людей. Источник благоустроен, сделана купель, деревянный сруб и установлен памятный знак. Существует такое предание. Местный помещик Владимир Цехановецкий 12 лет не имел детей в браке. Ни в Москве, ни в Петербурге, ни в Париже врачи не смогли помочь богатой чете. Вердикт был неутешителен: супруга бесплодна. На родину помещики вернулись в горьком отчаянии… Помог случай. Кто-то из старцев, прознав про беду, подсказал святой источник на окраине местечка. В день Святого Духа в 1896 году Цехановецкие организовали крестный ход, отслужили у источника молебен и омылись в купели. При всем честном народе шляхтич пообещал: родится наследник – построит на этом месте храм. Чудо свершилось. Счастью не было предела. Обет был выполнен.
В д. Прусино на ул. Центральной, недалеко от местной православной церкви, находится чудодейственный источник, называемый местными жителями Святой криницей. Здесь из-под земли бьет несколько родниковых ключей. Над родниковым источником возведен колодец с закрывающейся крышкой и конусообразным навесом, рядом установлен поклонный православный крест. От шоссейной дороги к источнику сооружена деревянная лестница с поручнями и уложен дощатый настил у места, где можно набрать святой воды.
Покровительство над родниковым источником осуществляет церковь Казанской иконы Божией Матери д. Прусино, построенная в XIX в. силами и средствами местных жителей.
Строительство церкви в честь Казанской иконы Богоматери в Прусино завершилось в 1864 году. Хотя этот храм считается представителем ретроспективно-русского стиля, в целом его облик отличается лаконичностью. Декоративные элементы практически отсутствуют (исключение составляют лишь резные наличники). Наиболее заметной деталью является восьмигранный барабан над основным объемом, который увенчан шатром, его в свою очередь украшает луковичная головка. В 1990-е годы рядом была построена из красного кирпича трехъярусная колокольня. В ее отделке использованы такие декоративные элементы, как полуколонны и пояски.
Бровар в Каничах был построен в 1914 году. Он стоит на месте своего предшественника, который был разграблен и сожжен местными крестьянами во время революции 1905 года. В советские времена здание было заброшено и частично разобрано на кирпич. Несмотря на это, руины бровара в Каничах неплохо сохранились (если так вообще можно сказать) и привлекают внимание тех, кто интересуется промышленной архитектурой начала прошлого века или просто любит романтичные развалины. Красиво смотрятся фронтон с элементами барокко, украшенные декоративными арками окна, расположенные по всему периметру здания.
Руины костела в Каничах производят сильное впечатление на любого, кто посещает эту деревню. О самом храме известно немного, даже насчет даты его постройки нет полной ясности. Официально считается, что костел был возведен в 1908 году, однако по воспоминаниям местных жителей, это здание намного старше (местный католический приход впервые упоминается в 1841 году). Судьба храма сложилась трагично: считается, что богатое внутреннее убранство было вывезено немецкими войсками. Из-за попадания снаряда он лишился крыши. Пролом в фасаде, расположенный в том месте, где раньше был вход, появился уже в послевоенное время, когда стены пытались разрушить, чтобы получить кирпич для строительства. В настоящее время костел в Каничах заброшен и нуждается в восстановлении.
В деревне Теханичи под охраной находится местный парк. Кроме этого, для сохранения уникальных природный объектов создано два заказника – ландшафтный и гидрологический.